Слайд 1
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Слайд 2
Неуспевающий ученик- это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний,
умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети.
И. П. Подвласов
Слайд 3
Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки, должно сопровождаться
целой системой мер по её дальнейшему предотвращению.
Слайд 4Система работы со слабоуспевающими учащимися
Выявление слабоуспевающих учащихся
Изучение причин неуспеваемости
Направление работы с
неуспевающими
Учет индивиду-
альных особен-
ностей личности
Учет социаль-
ных условий
Учет возрастных
особенностей
Учет состояния
здоровья
Учет сформиро-
ванности общих
и специальных
условий
Учет сформиро-
ванности общих
и специальных
условий
Формирование и развитие учебных навыков учащихся
Коррекционная
работа
Индивидуаль-
ная работа
Дифференци-
рованная работа
Дополнитель-
ные занятия
Вовлечение в
секции,
факультативы
Работа с
родителями
Получение стандарта образования
Слайд 5
Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:
Недостаточное семейное воспитание.
Пробелы в фактических
знаниях.
Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, целеустремленность, настойчивость,
организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения.
Слайд 6
ЖАЛОБЫ ШКОЛЬНИКОВ
1. Хроническая усталость.
2. Сонливость в дневные часы.
3. Пассивность на уроках
из-за плохой подготовки дома.
4. Отказ от умственного напряжения.
5. Нестойкость интересов.
Слайд 7
Трудности школьника, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут
иметь самые различные причины:
Слабое состояние здоровья.
Несформированность приемов учебной деятельности. Если психологопедагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то учащийся заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки.
Недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и в конечном счете влияет на его отношение к учебе и школе;
Недостаточное развитие мотивационной сферы, что является в первую очередь приоритетом семейного воспитания.
Слайд 8Особенности неуспевающих учащихся:
низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень
интеллектуального развития;
отсутствие познавательного интереса;
не сформированы элементарные организационные навыки;
учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения.
Слайд 9Особенности неуспевающих учащихся
нет опоры на родителей как союзников учителя –
предметника;
дети, в основном, из асоциальных семей;
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;
частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
Слайд 10Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим
признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
2. Несформированность учебных навыков.
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
4. Отсутствие познавательного интереса.
5. Несформированность произвольной сферы.
6. Конфликтные отношения
7. Низкий познавательный интерес
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
9. Низкая работоспособность
Слайд 11
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях
и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Слайд 13«ЖЕСТКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК»
“ЖЕСТКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК”
Слайд 14Учитель
Ученик
нужны знания, но при
этом не прикладывает усилий
учитель ставит
“2” –
проблемы с администрацией
и классным руководителем;
учитель ставит “3” - но знаний у учащихся нет.
Слайд 15Родители
Учитель
родителям нужно, чтобы у ребенка были знания, но при
этом нет контроля и помощи детям с их стороны;
учитель, по мнению родителей, выступает в роли “монстра”, “надзирателя”;
учителя иногда отчитывают родителей даже в присутствии ребенка, при этом не всегда давая конкретные советы
родители в свою очередь обвиняют учителей в некомпетентности в присутствии детей;
сами учителя не всегда видят выход из создавшейся конфликтной ситуации
Слайд 16Учитель
Администрация
Администрация требует :
хороших знаний учащихся;
высоких показателей;
бесконфликтных
отношений
с учениками и родителями.
Что остается делать учителю,
если классы у него слабые
и он ещё и классный
руководитель
в этих классах ?
Слайд 17Учителю становится “тоскливо” от “безысходности”
У учителя опускаются руки,
нет желания
идти на работу
Ученик предпочитает улицу, случайных знакомых, «вредные привычки» занятиям в школе
Слайд 18
Какой же выход из создавшейся ситуации?
Как помочь ученику, учителям и
родителям выйти из “неподвижного треугольника”?
Слайд 19Задачи педсовета
Систематизировать теоретические знания по теме.
Провести психолого-педагогическую диагностику
слабоуспевающих учащихся.
Выявить основные причины и меры профилактики неуспеваемости школьников.
Определить пути, формы и способы решения проблемы неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности.
Превратить “жёсткий треугольник” в “подвижный четырёхугольник”
Слайд 20
Ученик
Родители
Администрация
Учитель
Слайд 21ВЫВОД
Чтобы предотвратить
неуспеваемость учащихся,
нужно так организовать учебный процесс,
жизнь учащихся
в школе и в классе,
чтобы вызвать и развить у учащихся
внутреннюю мотивацию учебной деятельности,
стойкий познавательный интерес к учению.
Слайд 22Задачи педсовета
Программа (план) работы педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости /работе
со слабоуспевающими учениками».
Индивидуальные адаптивные программы для слабоуспевающих обучающихся.
Психолого – педагогическая характеристика учащегося (классного руководителя для учителей).
Педагогические консилиумы (1-4-5-9-10-11 классы).
«Индивидуальная карта учащегося» учителя-предметника.
ВШК (посещение уроков, собеседование, консультации, индивидуальные занятия с ребенком и родителями), моральное и материальное стимулирование учителя.
Слайд 23
Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень.
Но
каждый
ребенок
должен
самореализоваться.
Слайд 24
Педагогика сродни терапии: она всегда
должна возвращать ребенку его физическое
и
психическое здоровье.
Но всегда ли нам это удается?
Слайд 25
Таким образом, рождается идея создания индивидуальной образовательной программы работы со слабоуспевающими
и неуспевающими учащимися.
Слайд 26Тема педсовета
Об эффективности работы
со слабоуспевающими учащимися
Слайд 27Деятельность учителя
1. В начале учебного года проводить диагностику учащихся с целью
выявления уровня обучаемости.
2. Использовать на уроках различные виды опроса.
3. Обязательно комментировать каждую оценку ученика.
4. Учитель не должен опрашивать ученика или предлагать ему письменную работу в первый день занятий после болезни или отсутствия в школе по уважительной причине.
5. Учитель для устранения пробелов в знаниях ученика по пропущенной теме должен определить время, за которое учащийся должен освоить указанную тему, и в случае затруднения проконсультировать его.
Слайд 286. Учитель должен выставлять полученные учащимся неудовлетворительные оценки
в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.
7. Учитель обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о снижении успеваемости учащегося.
8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика (убеждение, беседа с психологом и социальным педагогом)
9. Учитель-предметник должен прогнозировать четвертные оценки за 2 недели до окончания четверти.
Слайд 29Пути достижения высокой успеваемости:
правильное раскрытие причин неуспеваемости и определение путей
ее ликвидации;
высокое качество уроков;
использование передовых методов в обучении;
реальная помощь и тесный контакт всех членов семьи с педагогическим коллективом;
четко поставленный контроль за учебным процессом.
Слайд 30Организация
работы со слабоуспевающими неуспевающими учащимися
на уроке
Слайд 31Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в
классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Слайд 32Как помочь слабоуспевающему ученику:
Для закрепления необходимо более длительное время и больший
объем решаемых задач.
Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Как повысить работоспособность:
Разнообразить виды деятельности.
Проветривать кабинет.
Проводить физминутки.
Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Слайд 33Карточки для индивидуальной работы
Задания с выбором ответа
Деформированные задания
Карточки – тренажеры
Творческие задания
Поиск
различных способов решения задач.
Составление кроссвордов.
Сочинение математических сказок, игр.
Составление задач по данному условию.
Слайд 34Учитель должен:
Знать психическое развитие ребёнка
Стремиться понять и принять каждого ребёнка
Создать
спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
Проявлять
- разумную требовательность
- неиссякаемое терпение
- справедливую строгость
- веру в возможности ученика
Уметь встать на позиции ученика
Сказать НЕТ насмешливому тону!
Уметь вести непринуждённый диалог
Стремиться к внешней занимательности
Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
Учить работать со словарями и другим справочным материалом
Слайд 35Учитель должен:
В обучении применять
- опережающее обучение
- различные формы
групповой работы
- взаимоопрос, самоконтроль
- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект
Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
Применять частую смену видов деятельности на уроке
Многократно проговаривать и закреплять материал урока
Стремиться к алгоритмизации деятельности
Слайд 36Правила, разработанные психологами:
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не
требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Слайд 37Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и
замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Слайд 38Дифференцированный подход
При закреплении.
При проверке домашнего задания.
При самостоятельной работе.
Создать
на уроке ситуацию успеха:
помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
слабому – выполнить посильный объем работы.
Слайд 39Обучение в сотрудничестве
Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды
и стимулирует желание учиться.
Проектное обучение
Метод проектов рассматривается как способ
актуализации и стимулирования
познавательной деятельности учащихся.
Слайд 40Разнообразные формы и жанры урока
урок-игра
урок-спектакль
урок-путешествие
урок-детектив
урок-сказка
урок-концерт
урок-картина
“Блиц уроки”
Слайд 42В процессе обучения возникает проблема:
Как быть с родителями таких учащихся?
Слайд 43Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.
Слайд 44Работа с родителями
Цель: Создание условий для развития личностного потенциала
учащихся в условиях
взаимодействия школы, семьи, внешнего социума
Задачи:
создать коллектив единомышленников, сделать
учащихся, учителей, родителей соучастниками образовательного и воспитательного процесса
организовать разнообразную, увлекательную, социально-
значимую совместную деятельность учащихся и родителей
организовать всеобуч для родителей
Ожидаемые результаты:
установление диалога и взаимовыгодного сотрудничества между школой
и родителями
формирование у учащихся любви, долга к родителям, близким
решение проблемы занятости учащихся в свободное от уроков время
Слайд 45 Нередко от родителей можно услышать: «Не сделаешь домашнее задание
– не пойдешь к друзьям», «Закончишь обучение с тройками – не поедешь на море»…
Мы настолько привыкли к примитивной поведенческой схеме «стимул-реакция», что не можем представить себе другой способ мотивирования детей, стимулирования их работы, творчества, достижений.
И, в результате,получаем личность, которая не интересуется ничем, кроме
вознаграждения за свои усилия или
испытывает потребность
в постоянном контроле со стороны .
Слайд 46 Формы организации работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающими учащихся.
Слайд 47Самой распространенной формы работы с такими родителями является индивидуальная беседа.
Организация индивидуальной
беседы
родителей и учителя в присутствии ученика.
Слайд 48
Выполнение индивидуальных заданий во внеурочное время по учебным пособиям, карточкам, где
учитываются дифференцированные задания для создания ситуации успеха.
Слайд 49Родительское собрание
Подкрепляется методическими рекомендациями
и практикумом.
Рекомендация методической литературы по отдельным
предметам.
Слайд 50
Каждый из нас может привести примеры из своей личной жизни, педагогической
практики, или просто из истории, когда, например, “из-за полной бездарности” был исключен из школы Эдисон;
знаменитый химик Либич, в 14 лет по неспособности
оставил школу, а 21 год стал профессором.
Слайд 51
Тесная связь с библиотекой, правильными Интернет-ресурсами, где осуществляется подбор заданий для
ребёнка:
► по развитию речи и техники чтения,
► расширению кругозора,
► общение с художественной литературой,
Виртуальными развивающими ресурсами
(экскурсии, справочные ресурсы и.т.п.)
Слайд 52 Психологический тренинг
Индивидуальная работа со
слабоуспевающими и неуспевающими учениками.
Индивидуальная работа психолога с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учеников.
Слайд 53Советы классному руководителю по работе со слабоуспевающими детьми:
В начале учебного года
проинформировать учителей -
предметников о наличии слабоуспевающих детей в классе (на
малом педсовете или в индивидуальной беседе).
Поддерживать связь с психологической службой, учителями -
предметниками, интересуясь уровнем обучаемости учащихся,
темпами их развития, стилем общения с одноклассниками и
преподавателями.
Привлекать родителей слабоуспевающих детей к общественным делам класса.
Вовремя информировать родителей о негативных проявлениях в учебной дисциплине со стороны ученика (пропуски уроков без уважительной причины)
Слайд 54Доводить до сведения администрации (зам. директора по
воспитательной работе, социального педагога) случаи
нарушения
норм и правил поведения в целях современной их
профилактики.
Создать условия для занятия учащимися достойного места в
коллективе класса через активное включение во внеурочную
деятельность.
Держать на контроле состояние их здоровья.
Стремиться наладить доверительные отношения.
Чаще использовать поощрение нежели наказание для
поддержания веры в свои силы.
Слайд 55
Подводя итог …
при правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее
ликвидации, высокое качество уроков, реальная помощь и тесный контакт семьи ученика с педагогическим коллективом, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом, - таковы наиболее реальные пути, для достижения высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного уровня развития.