Слайд 1Организация работы службы школьной медиации
Слайд 2Нормативные документы
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования
споров с участием посредника (процедуре медиации)" под процедурой медиации понимается способурегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Медиатор (медиаторы) – независимое физическое лицо (лица), привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Организация служб школьной медиации в образовательных организациях осуществляется согласно распоряжению Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р "О плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы".
Слайд 3Восстановительный подход
Конфликт – это нарушение взаимодействия между конкретными людьми или сообществом
Правонарушение
– это проблема, которую необходимо решать
Ответственность осознанно принимается
Пострадавший – центральная фигура
Сообщество поддерживает процесс позитивных изменений
Технология - процесс переговоров
Слайд 4«Восстановительный подход»
Восстановление разрушенного, попранного, униженного, забытого, утерянного, искаженного в человеке, в
человеческом отношении к кому-то или чему-то
Восстановление нарушенной социально-психологической ситуации, социальных связей, способности к развитию
Главная идея – разрешение конфликта самими участниками этого конфликта
Слайд 5Восстановительная программа
Технология разрешения конфликтных и противоправных ситуаций, включающая организацию и последовательное
проведение встреч со сторонами конфликта и/или групповое обсуждение проблем взаимодействия между людьми на основе взаимоуважительного диалога, направленного на восстановление (налаживание) конструктивных взаимоотношений
Слайд 7Результат восстановительной медиации:
организация диалога между сторонами
восстановительные действия (извинение, прощение, заглаживание причиненного
вреда), которые помогают исправить последствия конфликтной или криминальной ситуации
соглашение или примирительный договор, передаваемый в орган, передавший заявку на проведение программы
Слайд 8Преимущества медиации
Признает, что конфликты могут быть разрешены тогда, когда стороны этого
сами захотят
Признает, сторонам лучше всего судить о том, что будет являться разрешением конфликта
Признает, чтобы разрешить конфликт, необходимо чувствовать себя в безопасности
Признает важность доверия и уважения, открытого обмена информацией
Признает, что стороны выполнят только те соглашения, которые они самостоятельно выработали
Слайд 10Возможные последствия административного реагирования
Эмоциональное напряжение пострадавшего
Слайд 11Основные ориентиры восстановительного и официального способа разрешения конфликтов
Слайд 12Что такое медиация?
Медиация – это современная инновационная практика разрешения конфликтов (разногласий,
противоречий)
с участием нейтральной третьей стороны.
Целью ее является достижение сторонами соглашения (согласия) при максимальном учете их интересов.
Технология медиации позволяет с минимальными энергетическими затратами выйти на конструктивный путь
при разрешении конфликта или урегулировании разногласий, недоразумений и противоречий между участниками совместной деятельности или коммуникации.
Это деятельность в области организации коммуникации, которая имеет свои правила, достаточно регламентированную процедуру, тщательно отработанные коммуникативные техники и стратегии.
ДЛЯ РАБОТЫ В ШСП НЕОБХОДИМО ОБУЧИТЬСЯ МЕДИАЦИИ!
Слайд 13Понятие "медиация" происходит от латинского "mediare" - посредничать. Медиация - это
переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.
Медиатор – третья сторона, участвующая в процессе медиации – это посредник, между конфликтующими сторонами.
Функции медиатора:
Медиатор следит за тем, чтобы разговор был доверительным и направленным на цель.
Медиатор облегчает процесс общения между сторонами, понимание позиций и интересов; фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению.
Слайд 14Функционально-содержательная модель
Слайд 15Медиация ровесников – это программа, в которой одни подростки, прошедшие специальную
подготовку – тренинг – и получившие необходимые навыки, выступают в качестве медиаторов в конфликтах между другими ребятами.
Медиатор-ровесник (Peer mediator) – ученик, прошедший специальную подготовку и способный руководить процессом разрешения конфликта между другими учениками посредством процесса медиации.
Слайд 16Качество процесса медиации
Обязанность медиатора – приложить максимум усилий, чтобы процесс медиации
оказался справедливым: каждая из сторон конфликта должна иметь возможность сказать и быть услышанной, а кроме этого оценить, согласиться, отказаться или предложить решение возникшей проблемы.
Медиатор не несет ответственности за принятие решения и выполнение принятого сторонами соглашения.
Слайд 17Направления деятельности
Просветительское (пропаганда службы, идей цивилизованного урегулирования конфликтов)
Образовательное (обучение конфликтологии
и медиации взрослых и подростков-волонтеров)
Информационно-методическое (обеспечение специалистов методическими материалами)
Исследовательское (пилотные площадки)
Восстановительное (проведение восстановительных процедур с случае криминальных конфликтов)
Помощь в разрешении конфликтов (медиационные встречи и конфликтологическое консультирование для участников образовательного процесса)
Слайд 18Эффекты работы Школьной службы примирения
Просветительский – распространение идей ненасилия, культуры диалога,
толерантности, восстановительного подхода, мирного разрешения конфликтов, роли службы.
Развивающий – навыки конструктивного диалога, умение видеть и слышать другого, учитывать его интересы, навык грамотного взаимодействия с «партнером по конфликту», способность договариваться.
Воспитательный – ответственности, собственного достоинства, сплоченности коллектива, толерантности.
Профилактический – прогулов, неуспеваемости, суицидов, употребления ПАВ, правонарушений, «психосоматики» (и других дисфункциональных последствий конфликтов).
Реабилитационный – восстановление разрушенных отношений, доверия, самооценки, социального статуса.
Общекультурный (гуманитарный) – усвоение ценностей дружбы, понимания, толерантности, культуры общения и диалога, мирного сосуществования и цивилизованного урегулирования конфликтов.
Слайд 19 Технологии работы службы примирения
Медиация (детская и школьная)
Примирительные процедуры (восстановительная медиация)
Школьная
конференция
Семейная конференция
«Круги заботы»
Конфликтологическое консультирование
Экстренная интервенция в ситуацию конфликта
Слайд 20Таким образом, метод медиации представляет собой ненасильственный метод решения спорных и
конфликтных ситуаций между детьми и подростками.
Мы считаем, что драки в школе изжить не удастся и, конечно, административные действия необходимы.
Но, школьная служба примирения – это именно альтернатива существующим способам. Важно, чтобы с самого начала сторонам предлагалось решить ситуацию самостоятельно (на примирительной встрече) а если это невозможно– предпринимать остальные действия.
Как пишет Фред Стёрн (Fred Stern), австралийский автор Программы медиации ровесников в начальных и средних школах: «Программы медиации ровесников ни разу ещё не потерпели неудачу в школах из-за отсутствия интереса со стороны учащихся».
Слайд 21
Некоторые специфичные причины и основания для медиации ровесников
Ровесники склонны друг другу
доверять; Коммуникации между ними оказываются более эффективными;
Общие представления ровесников о предметах и проблемах их окружения;
Ровесники понимают жизненные позиции, принципиальные установки, нормы и ценности друг друга;
Ровесники понимают границы, за которые не следует выходить в процессе взаимодействия;
Чаще школьники гораздо более откровенны с ровесниками, чем с профессиональными психологами старшего возраста;
Медиаторы не воспринимаются как непререкаемый авторитет;
Неожиданные (непрогнозируемые) повороты беседы могут одинаково воодушевить и медиаторов, и участников конфликта;
Доступно: позитивное ролевое моделирование;
Полезно: стороны конфликта с большей вероятностью прислушаются к ровесникам
Слайд 22Опасения взрослых
Дети не могут разрешать конфликты. Действительно, без подготовки не могут.
Но, обученные подростки гораздо лучше понимают своих сверстников и справляются со многими сложными ситуациями
Программа примирения приучает нарушителей к безответственности. Но, главный вопрос программы – личная ответственность. И, если стороны сами пришли к соглашению, то, скорее всего, они его выполнят. В случае отказа выполнять соглашение дело передается в традиционные структуры (педсовет, совет по профилактике правонарушений и пр.). То есть, программа примирения является альтернативой существующим способам реагирования.
Школьникам опасно давать в руки власть. Они используют ее в своих целях. Каждый подросток стремится к самоутверждению, и это естественное желание. Но, чтобы это стремление не вышло за этические границы, службу курирует взрослый, который помогает в сложных случаях, а также обсуждает результаты проведенных программ. Кроме того, на этические моменты нужно обратить внимание в процессе подготовки юных медиаторов.
Участники встречи могут отомстить ведущему. Если ведущий не будет сохранять нейтральность и учитывать интересы сторон, то такая опасность существует. Поэтому юные медиаторы работают только при добровольном согласии сторон и не выносят каких-либо решений. В сложных случаях предполагается участие взрослого.
Слайд 23Критерии проведения программы
Есть конфликт, его стороны известны
Сторонам больше 10 лет.
Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы
Ситуация произошла не более 1-2 месяцев и не менее 1 дня назад
Информация о ситуации не передавалась в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).
Слайд 24Восстановительная программа
по заглаживанию вреда
Слайд 25ПОРЯДОК РАБОТЫ ВЕДУЩЕГО (МЕДИАТОРА) В ПРОГРАММЕ ПРИМИРЕНИЯ
ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Подготовительные задачи
работы ведущего (медиатора):
Получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ;
Связаться со сторонами по телефону и договориться о проведении индивидуальной встречи.
Достижение и удержание контакта со сторонами;
Создание условий для конструктивного выражения собственных эмоций;
Создание безопасной атмосферы во время работы;
Создание условий для обеспечения взаимопонимания.
Основные задачи:
Слайд 26ЭТАП 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ
1 фаза. Создание основы для диалога со
стороной
Задача: представить себя и программу
2 фаза. Понимание ситуации
Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной
3 фаза. Поиск вариантов выхода
Задача: поддержать принятие стороной ответственности за
восстановительный выход из ситуации и действий. способствующих его осуществлению.
4 фаза. Подготовка к встрече
Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятия стороной своей роли на встрече.
Слайд 27ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН
1 фаза. Создание условий для диалога между
сторонами
2 фаза. Организация диалога между сторонами
3 фаза. Обсуждение и фиксация вариантов разрешения ситуации
4 фаза. Заключение соглашения
5 фаза. Рефлексия встречи
Слайд 28Ограничения программы примирения
не является уникальным средством для всех случаев;
не является воспитательным
средством (тем более, после того, как все остальные уже были опробованы) – хотя определенные воспитательные эффекты обычно наблюдаются;
не может гарантировать изменения человека, тем более за один-два дня;
не может эффективно работать без связи с учителями, родителями и другим окружением подростков.
Слайд 29Службы примирения в Пермском крае
Слайд 30Школьные службы примирения
команда учащихся под руководством взрослого, которая занимается разрешением конфликтных
ситуаций на основе восстановительного подхода
профилактическая технология, направленная на формирование конструктивных межличностных взаимоотношений в школе
Слайд 31Миссия службы
внедрить в школьную жизнь восстановительную практику разрешения конфликтных ситуаций, цивилизованные
нормы взаимоотношений в школьном социуме
Слайд 32Поддерживающие
Взрослые
отказ от традиционных
методов
реагирования на
Конфликты
Передача дел
Поддержка ШСП
Взрослые
медиаторы
Проведение ВП
по
сложным случаям
Обучение команды
Обучение педагогов
Медиаторы-
Школьники
Проведение ВП
Обучение
сверстников
коммуникативным
навыкам
Группа
поддержки
из школьников
реклама
создание имиджа
приглашение в ШСП
Руководитель
создание команды ШСП
организация
взаимодействия
со структурами школы
организация поступления
дел, их распределение
организация обучения
супервизия
сопровождение ШСП
документация
Слайд 33Порядок работы ШСП со случаем
Школьная служба примирения
Поступление информации
Учащиеся
Очевидцы конфликта
«Почтовый ящик»
Учителя
Руководитель:
анализирует информацию
отбирает
дела
распределяет случаи между членами ШСП
Супервизия случая
Подготовка документации
Взрослые:
Проводят программы примирения:
Ученик-педагог
Педагог-родитель
Ученик-класс
«круги забот»
Отслеживают исполнение договора
Учащиеся:
Проводят программы примирения:
ученик-ученик
Ученик-класс (совместно)
Отслеживают исполнение договора
Слайд 34Результаты восстановительных программ ШСП
Слайд 35Организация службы примирения в школе
Анализ ситуации в ОУ (виды конфликтов, участники
конфликтов, способы их разрешения, кадровые ресурсы)
Подготовка нормативных документов
Обучение взрослого (специалиста) руководителя ШСП, педагогов, поддерживающих ВП
Проведение PR-мероприятий для пед.коллектива, учащихся, родителей
Отбор учащихся для работы в службе
Подготовка учащихся-медиаторов
Обеспечение материальной базы для работы службы (кабинет, техника)
Проектирование деятельности службы на год, места службы в воспитательной системе ОУ
Проведение программ примирения, кругов, школьных конференций
Подготовка внутренней документации, отчетов
Проведение тренингов коммуникативных навыков
Обучение новой команды ШСП
Слайд 36Условия работы службы
Приказ, положение
Обучены специалист и команда детей
Все субъекты информированы о
ШСП
Ведется работа со случаями
Дети разрешают конфликты
Детская команда систематически проводит совместные встречи
Детская команда включена в проектную деятельность
Слайд 37ШСП
Реагирова-ние на конфликты
Анализ взаимоот-ношений в школе
Личностно-ориентированный подход к развитию волонтера ШСП
Поуровне-вое обучение навыкам
Неформаль-ное продуктивное общение
Обучение сверстников навыкам коммуникации
Работа с потенциаль-ными группами риска