Слайд 1Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями (ОВЗ)
в условиях общеобразовательной
школы
(из опыта работы)
Педагог-психолог высшей квалификационной категории:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Йошкар-Олы»
Заболотских Наталия Анатольевна
Слайд 2ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", N 273-ФЗ |
СТ. 44
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
Слайд 3Закон «Об образовании в Российской Федерации»
- от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Слайд 4МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Йошкар-Олы»
Всего обучающихся -1049 человек
Из них с ОВЗ – 18 человек
Слайд 5Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
нарушения слуха;
нарушения зрения;
нарушения
речи;
нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА)- 1 человек;
задержка психического развития (ЗПР) – 14 человек ;
нарушения интеллекта- 2 человека;
расстройства аутистического спектра (РАС);
тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР)-1 человека.
273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», ст.79
Слайд 6Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические
и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.
Слайд 7Задачи психолого-педагогического сопровождения
в отношении обучающихся с ОВЗ будут:
систематическое отслеживание
психолого-педагогического статуса
обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития;
создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении;
обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения;
организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося; в отношении обучающихся с нормальным психофизическим развитием;
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, в том числе проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
психологическое обеспечение образовательных программ;
Слайд 8в отношении семей обучающихся;
∙ систематическая психологическая помощь родителям и родственникам
обучающихся;
∙ повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
∙ повышение уровня реабилитационной компетентности родителей обучающихся с ОВЗ;
∙ оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;
∙ формирование психологической культуры
в отношении педагогов,
участвующих в инклюзивной практике;
повышение профессиональной компетентности;
формирование навыков командной работы
формирование психологической культуры.
Слайд 9Основными принципами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного пространства являются:
- приоритет интересов
сопровождаемого;
- непрерывность сопровождения;
- целенаправленность сопровождения;
- систематичность сопровождения;
- гибкость сопровождения;
- комплексный подход к сопровождению;
- преемственность сопровождения на разных уровнях образования;
- рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.
Слайд 10ПМПк
(психолого-медико-педагогический консилиум)
Школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – это актуальная и практически
значимая форма работы команды специалистов-единомышленников по сопровождению ребенка с ОВЗ в едином образовательном пространстве, предполагающая, в том числе, сетевое взаимодействие.
Основной целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников
Слайд 11 В состав ПМПк входят
заместитель руководителя образовательной организации,
педагоги,
учитель-логопед,
педагог-психолог,
социальный педагог,
школьный фельдшер
Слайд 12Принципы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ
системность – реализуется в процессе
оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям ;
комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности ;
интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов ;
приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка;
непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования.
Слайд 13Организационная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
в общеобразовательной школе.
Слайд 14Деятельность консилиума представлена следующими направлениями:
педагогическое направление деятельности;
психолого-педагогическое направление деятельности;
социально-педагогическое направление
деятельности.
медико-педагогическое направление деятельности;
Слайд 15Педагогическое направление деятельности консилиума определяет работу
по формированию общей культуры личности;
преодолению трудностей в обучении и адаптации ребенка с ОВЗ;
в разработке адаптированной образовательной программы.
Слайд 16Психолого-педагогическое направление деятельности консилиума
коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ по
преодолению/коррекции нарушений в развитии,
сохранение соматического здоровья,
создание условий для обеспечения раскрытия возможностей путем включения ребенка в успешную деятельность (профилактика дезадаптации).
Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если педагог- психолог работает с группой.
Слайд 17Социально-педагогическое направление деятельности осуществляется по следующим направлениям:
посещение семей с целью изучения
условий воспитания и проживания детей;
контроль исполнения родительских обязанностей;
консультации родителей (законных представителей) и детей по правовым вопросам;
социальная поддержка семей;
проведение мероприятий по адаптации детей в образовательном пространстве,
профилактика пагубных привычек, отклонений социального поведения;
Медико-педагогическое направление деятельности
обеспечивает сохранение и развитие здоровья детей,
также профилактику перегрузок,
формирование ресурсов и предусматривает реабилитационные, оздоровительные и профилактические мероприятия.
Слайд 18Алгоритм цикла организации индивидуального сопровождения ребенка в образовательной организации
1. Первичная диагностика.
2. ПМПк.
3. Разработка индивидуального образовательного маршрута.
4. Разработка адаптированной образовательной программы.
5. Реализация индивидуального образовательного маршрута.
6. Динамическая диагностика.
7. Оценка результатов определенного этапа сопровождения.