Слайд 1Организация коррекционных логопедических занятий
в классах для детей с ОВЗ
VIII
вида
Подготовила учитель-логопед I категории
Чикалева Н.Н.
Слайд 2Система коррекционной работы
Включает в себя 3 направления:
I -диагностическое
II- коррекционно-развивающее
III-консультативное
Слайд 3Диагностическое направление
Диагностика осуществляется путём обследования речевых и психических функций ребенка:
- внимания,
памяти , мышления;
- артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи;
- общей и мелкой моторики;
- фонематического слуха;
- лексико- грамматического строя речи;
- процессов письма и чтения.
Диагностика проводится в сентябре - первичное речевое обследование; и в мае - итоговое обследование, по результатам которых определяется направление дальнейшей коррекционной работы. По запросу (ПМПк, родители) может проводиться промежуточная диагностика.
Данные обследования вносятся в речевую карту.
Слайд 4Нарушение всех компонентов речевой системы:
Фонетика (звуковая сторона речи);
Лексика (активный и пассивный
словарь);
Грамматический строй речи (умение грамматически правильно оформлять речевые высказывания);
Связная речь (отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи).
Слайд 5Психологические особенности детей:
Неустойчивое внимание.
Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
Недостаточное развитие
способностей к переключению.
Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
Слайд 6Коррекционно-развивающее направление
В силу того, что
нарушения речи умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.
Ведущим нарушением у данных учащихся является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Коррекционная работа осуществляется над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи.
Слайд 7Индивидуальные занятия
Проводятся с каждым учеником 3-4 раза в
неделю по 20 минут.
Преимущественные виды деятельности:
-развитие артикуляционной и мелкой моторики;
-развитие фонематических процессов;
-работа над просодическим компонентом речи;
-исправление дефектов звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков).
При автоматизации одинаковых звуков проводятся подгрупповые занятия (не более двух учеников)
Слайд 8Групповые занятия
Проводятся 3 раза в неделю по расписанию. Длительность занятия -
40 минут. Темы занятий определяются тематическим и поурочным планированием и связаны с программой обучения письму и чтению. Основные направления работы:
Совершенствование моторных процессов;
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи;
Формирование связной речи;
Коррекция нарушений письма и чтения;
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.
Слайд 9Особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое,
тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование наглядных пособий (иллюстрации, схемы, слоговые таблицы, разрезная азбука, игровые упражнения), технических средств обучения.
Дифференцированный подход (учёт уровня развития индивидуально-психологических особенностей каждого ребёнка).
Учёт тесной связи ручной и речевой моторики, включение в занятия упражнений на развитие тонких движений рук.
Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку, поэтому её содержание должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.
Необходимость тщательного дозирования заданий и речевого материала. Любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.
Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую.
Слайд 10Виды здоровьесберегающих технологий, используемых на занятиях
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Мимическая гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Зрительная гимнастика
Динамические паузы
Подвижные игры
Кинезиологические упражнения
Самомассаж, массаж, точечный массаж
Су-джок терапия и другие.
Слайд 11Мониторинг логопедической работы
На каждого ребенка по результатам диагностики
два раза в
год составляется речевой профиль, позволяющий увидеть "западающие" звенья и активизировать работу в данном направлении.
В конце учебного года мною был проведён мониторинг коррекционной логопедической работы в 1 «В» классе, путем определения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции.
Слайд 12Критерии оценки параметров обследования
1. Звукопроизношение
1 балл - нарушение нескольких групп звуков.
2
балла - недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке - общая смазанная речь
3 балла - звуки в речи присутствуют, но наблюдается нарушения дифференциации звуков.
4 балла - звукопроизношение в норме.
2. Фонематические процессы
3. Слоговая структура слов
4. Словарный запас
5. Грамматический строй речи
6. Связная речь
7. Артикуляционная моторика
8. Мелкая моторика
Слайд 13Результаты мониторинга
в 1 «В» классе
2017-2018 год обучения
Слайд 14Консультативное направление
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта у ребёнка
предполагает активное участие родителей. Все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий, должны быть закреплены в процессе повседневной жизни.
Для достижения и закрепления результатов постоянно поддерживается контакт с родителями, они периодически информируются о динамике устранения недостатков речи у детей на индивидуальных консультациях. Также родители посещают индивидуальные и групповые занятия.
Постоянное сотрудничестве с классным руководителем, воспитателем ГПД, психологом и администрацией школы приводит к достижению стабильных положительных результатов.