Презентация, доклад на тему Организация исследовательской деятельности школьников

Содержание

В процессе проведения исследовательской работы перед учителем и учащимися возникает целый ряд проблем замена исследовательской работы рефератомотсутствие законченности в работе (штурмовщина)несоблюдение правил оформления работынеспособность учащегося грамотно вести дискуссию, отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении работ

Слайд 1Организация исследовательской деятельности обучающихся



Организация исследовательской деятельности обучающихся

Слайд 2
В процессе проведения исследовательской работы перед учителем и учащимися возникает целый

ряд проблем

замена исследовательской работы рефератом
отсутствие законченности в работе (штурмовщина)
несоблюдение правил оформления работы
неспособность учащегося грамотно вести дискуссию, отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении работ

В процессе проведения исследовательской работы перед учителем и учащимися возникает целый ряд проблем замена исследовательской работы рефератомотсутствие

Слайд 3Этимология
Исследование – «из следа»
Изучение и сопоставление первоисточников, их анализ и
проведение

на его основании новых выводов


Реферат – «референция»
Выбор материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему

{

}

{

}


ЭтимологияИсследование – «из следа»Изучение и сопоставление первоисточников, их анализ и проведение на его основании новых выводовРеферат –

Слайд 4 такая система организации работы,

которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с
неизвестным заранее решением


Исследовательская деятельность

такая система организации работы,        которая связана с решением учащимися

Слайд 5 это деятельность, главной целю которой является образовательный

результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления, активизацию личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний
(т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося)


Научно-исследовательская деятельность

это вид деятельности, направленный на получение новых объективных знаний


Учебно-исследовательская деятельность

это деятельность, главной целю которой является  образовательный  результат,  она направлена на обучение

Слайд 6

При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель

и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается.
При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки.

Слайд 7Подготовка к проведению исследования
Проведение исследования
Оформление исследовательской работы
Защита результатов исследования

Этапы исследовательской работы

Подготовка к проведению исследованияПроведение исследованияОформление исследовательской работыЗащита результатов исследованияЭтапы исследовательской работы

Слайд 8Определение объектной области, объекта и предмета исследования
Выбор и формулировка темы, проблемы

и обоснование их актуальности
Изучение научной литературы и уточнение темы
Формулирование гипотезы
Формулирование цели и задач исследования


I. Подготовка к проведению исследования

Определение объектной области, объекта и предмета исследованияВыбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальностиИзучение научной литературы

Слайд 9Интерес для учащегося
(не только на текущий момент, но и

в перспективе профессионального развития)

Обоюдная мотивация и ученика, и педагога («мастер – ученик»)

Реализуемость в имеющихся условиях (доступность литературы, оборудования)

Актуальность в современной науке
(наличие проблемы в данной области исследования)


Критерии выбора темы исследования

Интерес для учащегося  (не только на текущий момент, но и в перспективе профессионального развития)Обоюдная мотивация и

Слайд 10
мотивация по результату (обучающийся ориентирован на результаты деятельности);
мотивация по процессу

(обучающийся заинтересован самим процессом деятельности);
мотивация на оценку (обучающийся заинтересован в получении хорошей оценки);
мотивация во избежание неприятностей (обучающемуся абсолютно не важен результат, но ему хочется не иметь неприятностей со стороны родителей, учителей и т.д.)


Виды внутренней мотивации

мотивация по результату (обучающийся ориентирован на результаты деятельности); мотивация по процессу (обучающийся заинтересован самим процессом деятельности); мотивация

Слайд 11готовность учащихся к этому виду работы

желание и готовность учителей руководить

этим видом деятельности


Условия осуществления исследовательской деятельности

готовность учащихся к этому виду работы желание и готовность учителей руководить этим видом деятельностиУсловия осуществления  исследовательской

Слайд 12Гипотеза – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении
Гипотеза должна удовлетворять

требованиям:
содержать предположение
быть проверяемой
быть логически непротиворечивой
соответствовать фактам
( «если…, то…»; «так…, как…»; «при условии, что…»)

{

}

Гипотеза – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении Гипотеза должна удовлетворять требованиям:  содержать предположение

Слайд 13 Цель исследования - конечный результат, которого хотел бы достичь

исследователь при завершении своей работы
( выявить…, установить…, обосновать…, уточнить…, разработать…)

Задачи исследования – выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой
(утверждение того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута)

{

}

{

}

Цель исследования - конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы

Слайд 14
Специальные
Общие (используются в различных науках):






Методы исследования
Математические:
Статистические
метод визуализации
данных
методы и модели


динамического
программирования
методы и модели
сетевого моделирования

Эмпирические:
наблюдение
сравнение
эксперимент
измерение



СпециальныеОбщие (используются в различных науках):Методы исследованияМатематические:Статистические метод визуализацииданных методы и модели динамическогопрограммирования методы и модели сетевого моделирования		Эмпирические:

Слайд 15Технологический этап ( собственно проведение)
Аналитический, рефлективный этап

Рабочий план –

планируемые эксперименты, необходимый инвентарь, первичная обработка результатов, их проверка

Наиболее продуктивно - обсуждение результатов в группах


II. Проведение исследования

Технологический этап ( собственно проведение)Аналитический, рефлективный этап  Рабочий план – планируемые эксперименты, необходимый инвентарь, первичная обработка

Слайд 16Тезисы – сжатое перечисление основных положений и выводов

Собственно исследовательская работа –

развернутые тезисы, подробное изложение всего хода исследования и результатов, выводы


III. Оформление работы

Тезисы – сжатое перечисление основных положений и выводовСобственно исследовательская работа – развернутые тезисы, подробное изложение всего хода

Слайд 17
Классификация творческих исследовательских работ обучающихся
Проблемно-реферативные
Экспериментальные
Натуралистические и описательные
Исследовательские

Классификация творческих исследовательских работ обучающихся Проблемно-реферативныеЭкспериментальныеНатуралистические и описательныеИсследовательские

Слайд 18
Проблемно-реферативные
творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление

данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы
Проблемно-реферативные  творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную

Слайд 19
Экспериментальные
творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего

известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий
Экспериментальные   творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный

Слайд 20
Натуралистические и описательные
творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо

явления. Могут иметь элемент научной новизны.
Натуралистические и описательные   творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной

Слайд 21
Исследовательские
творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики,

имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования
Исследовательские   творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики

Слайд 22Цели, задачи и методы исследования
Ход и результаты исследования
Личный вклад автора
Выводы,

возможные варианты дальнейших исследований


"Если в конце исследования не видно начала следующего значит исследование не доведено до конца“
(Дмитрий Сергеевич Лихачев)


IV. Защита результатов исследования

Цели, задачи и методы исследованияХод и результаты исследованияЛичный вклад автора Выводы, возможные варианты дальнейших исследований

Слайд 23Место исследовательской
деятельности учащихся в
концепции образовательных
стандартов второго поколения

Место исследовательскойдеятельности учащихся вконцепции образовательныхстандартов второго поколения

Слайд 24
Основа современных образовательных стандартов - формирование базовых компетентностей современного человека

Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте

Основа современных образовательных стандартов - формирование базовых компетентностей современного человека  Компетентность - новое качество субъекта деятельности,

Слайд 25Базовые компетентности современного человека: информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять

информацию для решения проблем); коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Базовые компетентности современного человека:  информационная  (умение искать,  анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

Слайд 26Согласно п. 4 ст. 7 Закона «Об образовании» Федеральные государственные образовательные стандарты

включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ

Согласно п. 4 ст. 7 Закона «Об образовании» Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

Слайд 27 К результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой

аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических задач на основании:
— системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
— умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности;
— коммуникативных и информационных умений.


Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ

К результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности

Слайд 28В основе стандартов второго поколения деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования,

которая находит отражение в переходе от: определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования; индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения
В основе стандартов второго поколения деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе

Слайд 29

личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты;

целью

образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости;

в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира»;

отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.


«Развитие личности – смысл и цель современного образования»

Личностно-ориентированное образование:

личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты;целью образования является развитие личности ребёнка, его

Слайд 30Основные отличия организации исследовательской деятельности в знаниевой и личностно-ориентированной моделях образования


Основные отличия  организации исследовательской деятельности в  знаниевой и  личностно-ориентированной моделях образования

Слайд 31цель исследовательской деятельности
Знаниевая
модель
получение навыков
исследовательской
деятельности,
конкретные результаты
работы


развитие личностного своеобразия «Я - исследователь», механизмов рефлексии, самообучения и личностного опыта

Личносто-ориентированная модель

цель исследовательской деятельности  Знаниевая   модельполучение навыковисследовательскойдеятельности, конкретные результатыработы развитие личностного своеобразия «Я - исследователь»,

Слайд 32четкое и строгое
следование принятым
в научном мире
этапам организации
исследования
вариативность

этапов исследовательской деятельности, в зависимости от личностных и индивидуальных особенностей ученика

этапы исследования

четкое и строгое следование принятым в научном мире этапам организации исследованиявариативность этапов исследовательской деятельности, в зависимости от

Слайд 33тема исследования
выбирается учеником
из готового списка
вариантов
исходит из личностных интересов школьников

и формулируется совместно с руководителем исследования

тема исследованиявыбирается учеником из готового списка вариантовисходит из личностных интересов школьников и формулируется совместно с руководителем исследования

Слайд 34гипотеза, задача и методы исследования
в большей степени определяются научным руководителем
попытки самостоятельного

определения, согласование с научным руководителем; множество формулировок и попыток

гипотеза, задача и методы исследованияв большей степени определяются научным руководителемпопытки самостоятельного определения, согласование с научным руководителем; множество

Слайд 35план исследования
зачастую написан формально и не отражает реального «маршрута» исследования
разрабатывается, меняется

и уточняется по ходу исследования, в зависимости от промежуточных результатов деятельности

план исследованиязачастую написан формально и не отражает реального «маршрута» исследованияразрабатывается, меняется и уточняется по ходу исследования, в

Слайд 36эксперимент
нацелен на получение заранее ожидаемого однозначного результата, иногда «подгоняется» под гипотезу

для обеспечения позитивных результатов

предполагает множество результатов, которые заранее точно не известны. Результаты, опровергающие гипотезу, даже более ценны, чем ожидаемые с точки зрения приобретения опыта. Множество «проб и ошибок» в реализации эксперимента

экспериментнацелен на получение заранее ожидаемого однозначного результата, иногда «подгоняется» под гипотезу для обеспечения позитивных результатовпредполагает множество результатов,

Слайд 37результаты исследовательской деятельности
результатами деятельности считаются в основном внешние

параметры: выступле­ния на конференциях, грамоты, победы на конкурсах


результаты деятельности сначала фиксируются как внутренние и качественные достижения школьника, а потом как способы социального признания, начиная с ближайшего окружения (что особенно ценно!)

результаты исследовательской деятельности   результатами деятельности считаются в основном внешние параметры: выступле­ния на конференциях, грамоты, победы

Слайд 38использование приобретённого опыта в дальнейшем
предполагается, что полученный опыт

собственно организации исследования будет использован ребёнком «во взрослой жизни»: институте, будущей профессиональной и научной деятельности

система организации исследовательской деятельности построена так, что у школьника обязательно есть возможность продолжить исследовательскую деятельность, для того чтобы закрепить успех, учесть результаты обратной связи, обеспечить новый уровень личностного развития

использование приобретённого опыта в дальнейшем   предполагается, что полученный опыт собственно организации исследования будет использован ребёнком

Слайд 39роль учителя
по ходу исследования ученик периодически отчитывается учителю/научному руководителю

о собственной работе

в ходе организации исследовательской деятельности постоянно поддерживается исследовательский диалог учителя/научного руководителя и ученика

ДИАЛОГ выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования

роль учителя  по ходу исследования ученик периодически отчитывается учителю/научному руководителю о собственной работе в ходе организации

Слайд 40
диалог, творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и

ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.

Исследовательская деятельность

диалог, творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в

Слайд 41
Рефлексия
Анкетирование по процессу общей организации деятельности
Анкетирование по ходу отдельных этапов исследования
Групповая

форма интервью

РефлексияАнкетирование по процессу общей организации деятельностиАнкетирование по ходу отдельных этапов исследованияГрупповая форма интервью

Слайд 42Анкетирование по процессу общей организации деятельности
Что тебя побудило, твои первичные ожидания?
Как

ты представлял себе конечный результат?
Как ты понимал что движешься в правильном направлении?
Что было твоими критериями?
Как понимал, что не все получается?
Что ты делал, если что-нибудь не получалось?
Как ты понял, что достиг цели?


Анкетирование по процессу общей организации деятельности Что тебя побудило, твои первичные ожидания?Как ты представлял себе конечный результат?Как

Слайд 43
Анкетирование по ходу отдельных этапов исследования например, по этапу работы с научной

литературой

Как ты начал поиск необходимой литературы?
Как представлял результат работы на этом этапе?
Какие использовал источники, сколько источников нашёл и как?
Какими критериями отбора литературы ты пользовался?
Как работал с текстами, что и в каком порядке читал?
Как определял важное содержание, как отмечал его?
Как систематизировал записи?
Какие затруднения ты встретил? Как ты с ними справлялся?
Как ты понял, что теоретический обзор готов?


Анкетирование по ходу отдельных этапов исследования например, по этапу работы с научной литературой Как ты начал поиск

Слайд 44
Групповая форма интервью
рассказ о собственном опыте;
обсуждение сходства и различий в

ключевых действиях;
обсуждение наиболее эффективных действий;
выявление критериев эффективности;
коллективный анализ основных затруднений;
составление памятки самому себе на будущее;
анализ составленных памяток, дискуссия о результатах и применении.
Групповая форма интервьюрассказ о собственном опыте; обсуждение сходства и различий в ключевых действиях; обсуждение наиболее эффективных действий;

Слайд 45
Результаты осуществления такого рода рефлексии обеспечивают существенный прирост в

способностях к исследованию, обучению и развитию, а в конечном итоге – к качественно иной личностной самореализации!
Результаты осуществления такого рода рефлексии обеспечивают существенный прирост в способностях к исследованию, обучению и развитию,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть