Презентация, доклад на тему Опыт работы в средней логопедической группе по программе Л.В. Лопатиной

Содержание

Программа является адаптированной примерной программой для дошкольных образовательных организаций, в которых получают образовательные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи; адресована работникам дошкольных образовательных организаций: учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и

Слайд 1
Адаптированная примерная
основная образовательная программа
для дошкольников
с тяжелыми нарушениями речи

Под редакцией

профессора Л. В. Лопатиной
(средний дошкольный возраст)




Адаптированная примернаяосновная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиПод редакцией профессора Л. В. Лопатиной(средний дошкольный возраст)

Слайд 2 Программа является адаптированной примерной программой

для дошкольных образовательных организаций, в которых получают образовательные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи; адресована работникам дошкольных образовательных организаций:
учителям-логопедам,
педагогам-психологам,
воспитателям,
музыкальным руководителям и другим специалистам.
Она окажет существенную помощь родителям, воспитывающим детей с недоразвитием речи.
Материалы программы могут быть использованы в диагностических целях при отборе детей (ПМПК) как в группы для дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях (Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.), специалистами образовательных организаций в процессе отслеживания динамики развития детей, а также при разработке образовательной программы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Программа является адаптированной примерной программой для дошкольных образовательных организаций, в которых

Слайд 3СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации «Программы»
Принципы и подходы к

формированию «Программы»
Значимые для разработки и реализации «Программы» характеристики:
Общая характеристика нарушений речевого развития, соответствующего первому, второму, третьему и четвертому уровню речевого развития
Планируемые результаты освоения «Программы»

СОДЕРЖАНИЕЦелевой разделПояснительная записка Цели и задачи реализации «Программы»Принципы и подходы к формированию «Программы»Значимые для разработки и реализации

Слайд 4Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Социально-коммуникативное развитие»
Игра
Ролевые игры
Театрализованные

игры
Игры с природными материалами
Представления о мире людей и рукотворных материалах
Безопасное поведение в быту, социуме, природе
Труд
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Познавательное развитие»
Конструирование
Преставления о себе и об окружающем природном мире
Элементарные математические представления

Вторая ступень обучения. Средний дошкольный возраст

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Речевое развитие»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Художественно-эстетическое развитие»
Изобразительное творчество
Рисование
Лепка
Аппликация
Музыка
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Физическое развитие»
Физическая культура
Представления о здоровом образе жизни и гигиене

Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речиОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Социально-коммуникативное развитие»ИграРолевые игрыТеатрализованные игрыИгры с природными материаламиПредставления о мире

Слайд 5


Вторая ступень обучения. Средний дошкольный возраст
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИГР И ИГРОВЫХ

УПРАЖНЕНИЙ
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Примерный перечень оборудования и материалов для предметно-развивающей среды

Организационный раздел


Вторая ступень обучения. Средний дошкольный возраст ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА ПРИМЕРНЫЙ

Слайд 6

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Адаптированная примерная общеобразовательная программа для дошкольников
с тяжелыми

нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для специалистов
дошкольных организаций, в которых воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
от 3-х до 7-ми (8-ми) лет.
Принято считать, что к группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети
с общим недоразвитием речи различного генеза (по клинико-педагогической классификации)
Постановление Росстата от 03.05.2005 № 26 «Об утверждении порядка заполнения и представления
формы федерального государственного статистического наблюдения № 85-К
“Сведения о деятельности дошкольного образовательного учреждения”».
«Адаптированная примерная общеобразовательная программа для дошкольников
с тяжелыми нарушениями речи» обеспечивает образовательную деятельность
в следующих группах образовательных организаций (далее Организация):
в группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья
с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
где она обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
в группах комбинированной направленности, где осуществляется совместное образование
здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии
с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной
для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития
и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
(ссылка Приказ Минобразования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования»)




[1]

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА«Адаптированная примерная общеобразовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для

Слайд 7
«Программа» содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой

детей по логопедической работе и образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Стандарт), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. На основе Стандарта разработана предлагаемая «Адаптированная примерная общеобразовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», обеспечивающая разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению в образовательной организации общего типа.
«Программа» содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей по логопедической работе и образовательным

Слайд 8

«Программа» разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики.
Она

базируется:
на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей
освоения окружающей действительности и познания мира
на философской теории познания, теории речевой деятельности
о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.
В основе «Программы» лежит -
психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».

«Программа» разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики. Она базируется: на современных представлениях лингвистики о

Слайд 9

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ»

Цели «Программы» состоят в том, чтобы проектируемая

модель коррекционно-развивающей
психолого-педагогической работы максимально обеспечивала бы гармонизацию,
сближение культурного и биологического в развитии детей с ТНР.
В процессе работы над программой авторы учитывали положения о том,
что программа образования ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
является системообразующим фактором в целостном образовательном процессе, в частности,
в процессе коррекционно-развивающего обучения. Поэтому коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе» как целостная структура, а сама «Программа» является комплексной.
«Программа» разрабатывалась как адаптированная примерная общеобразовательная программа
для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Поэтому ее целесообразно использовать как основу для организации коррекционно-образовательного процесса при тяжелом нарушении речи у детей, а также в ходе конструирования
индивидуальных коррекционных программ.
Однако гибкие базисные универсальные программы пригодны и для более широкого применения в практике психолого-педагогической коррекции.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ»Цели «Программы» состоят в том, чтобы проектируемая модель коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы максимально обеспечивала

Слайд 10
Задачи «Программы» —
помочь специалистам дошкольного образования в психолого-педагогическом изучении детей

с речевыми расстройствами, способствовать обогащению их общего развития, осуществлению коррекции психофизического развития, подготовить их к обучению в школе.
Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в каждом разделе «Программы», возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (логопеда, психолога, воспитателей и педагогов дополнительного образования) дошкольной организации, а также участия родителей в реализации единых требований к работе с детьми.
Ответственность за реализацию «Программы» полностью возлагается на администрацию дошкольной организации (заведующего, старшего воспитателя), психолого-педагогический консилиум и попечительский совет родителей.
«Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика нарушений, имеющих не причинный, а следственный (вторичный, социальный) характер. Это позволяет сформировать у дошкольников с ТНР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной организации, реализующей общеобразовательную программу или общеобразовательной организации, реализующей адаптированную общеобразовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.
Задачи «Программы» — помочь специалистам дошкольного образования в психолого-педагогическом изучении детей с речевыми расстройствами, способствовать обогащению их

Слайд 11


ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ «ПРОГРАММЫ»


Теоретической основой «Программы» стали:
концепция о

соотношении первичных и вторичных нарушений;
учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей;
концепция о соотношении мышления и речи (Л. С. Выготский);
концепция о целостности языка как системы и о роли речи в психическом развитии ребенка;
концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка;
современные представления о структуре речевого дефекта
(Т. В. Ахутина (Рябова), Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Г. В. Чиркина и др.).

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ «ПРОГРАММЫ»Теоретической основой «Программы» стали: концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений; учение

Слайд 12


Исходя из Стандарта в «Программе» учитываются:

индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи,
связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования далее – особые образовательные потребности), индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи;

возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации.

Исходя из Стандарта в «Программе» учитываются:    индивидуальные потребности ребенка с

Слайд 13
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и

обучения детей с нарушением речи (раскрыты в «Программе» - выдержки из нее):
Структурно-системный принцип
Принцип комплексности
Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение.
Принцип концентризма
Реализуя принцип концентризма, логопед и другие специалисты в течение одной недели ежедневно организуют изучение определенной лексической темы. Монотемная работа над лексикой способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях.
Принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному.
В коррекционной работе с детьми (независимо от возраста) выделяются два последовательных этапа (подготовительный и основной), которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем разделам программы.
На подготовительном этапе формируются общефункциональные механизмы речевой и других видов деятельности (слуховое, зрительное восприятие, внимание и пр.).
На основном этапе предусматривается формирование специфических механизмов речевой деятельности в соответствии образовательными задачами по другим направлениям коррекционно-развивающего процесса (произношение, лексика, грамматический строй и пр.).
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с нарушением речи (раскрыты

Слайд 14Принцип коммуникативности.
Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу

реальной коммуникации. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.
Принцип доступности
Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности, как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.
Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.
Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений.
Принцип активности
Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения
Принцип коммуникативности. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Этот принцип предполагает использование

Слайд 15 Каждая ступень «Программы» включает логопедическую работу

и работу по пяти образовательным областям, определенным Стандартом дошкольного образования. Они в совокупности позволяют обеспечить коррекционно-образовательную работу с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи комплексно и многоаспектно.
Содержание коррекционно-развивающей работы в образовательных областях сгруппировано по разделам, которые являются сквозными на весь период дошкольного образования и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности.
«Программа» учитывает положение о соотношении функциональности и стадиальности детского развития. Функциональное развитие может осуществляться в пределах одного периода и касается изменений некоторых психических свойств и овладения отдельными способами действий, представлениями и знаниями. Стадиальное, возрастное развитие заключается в более глобальных изменениях детской личности, в перестройке детского сознания, что обеспечивает переход на следующий, новый этап развития.
Принципиально важным для реализации содержания и основных направлений коррекционно-развивающей работы по «Программе» является понимание различий между учением дошкольника и учебной деятельностью школьника. Если в дошкольном возрасте определяющими развитие ребенка являются игра, рисование, конструирование, элементарный труд, то учебная деятельность формируется у детей как ведущая только в процессе школьного обучения (В. В. Давыдов).
 

Каждая ступень «Программы» включает логопедическую работу и работу по пяти образовательным областям,

Слайд 16


Содержание педагогической работы с детьми с ТНР определяется целями и задачами

коррекционно-развивающего воздействия, которое организуется по трем ступеням, соответствующим периодизации дошкольного возраста. Каждая ступень, в свою очередь, включает несколько направлений, соответствующих Стандартам и деятельности специалистов по квалифицированной коррекции нарушений речи у детей.

На первой ступени проводится коррекционно-развивающая работа с детьми младшего дошкольного возраста. Она посвящена прежде всего совершенствованию психофизических механизмов развития детей с ТНР, формированию у них предпосылок полноценного функционирования высших психических функций и речи, а также базовых представлений о себе и об окружающем мире.

Вторая ступень посвящена работе с детьми среднего дошкольного возраста: восполняются пробелы в психоречевом развитии детей, осуществляется квалифицированная коррекция нарушений речевого развития, формируются и совершенствуются навыки игровой, физической, изобразительной, познавательной и речевой деятельности.

На третьей ступени целенаправленная работа со старшими дошкольниками с ТНР включает образовательную деятельность по пяти образовательным областям, коррекцию речевых нарушений, профилактику возможных затруднений при овладении чтением, письмом, счетом, развитие коммуникативных навыков в аспекте подготовки к школьному обучению.

Содержание педагогической работы с детьми с ТНР определяется целями и задачами коррекционно-развивающего воздействия, которое организуется по трем

Слайд 17

От ступени к ступени коррекционно-развивающая работа по

Программе предусматривает повышение уровня сложности и самостоятельности детей в использовании ими усвоенных навыков и умений.
Организационная форма коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ТНР рассматривается в Программе как специально сконструированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка. Характер такого взаимодействия обусловлен содержанием работы, методами, приемами и применяемыми видами деятельности.
Особое внимание в «Программе» уделяется построению образовательных ситуаций.
Вариативные формы организации деятельности детей учитывают их индивидуально-типологические особенности. Коррекционно-развивающая работа проводится в процессе занятий, экскурсий, экспериментирования, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, коллективного труда и т. д. В современной дошкольной педагогике эти формы работы рассматриваются как взаимодействие ребенка и взрослого.
Таким образом, реализация «Программы» обеспечивает условия для гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром в обстановке психологического комфорта, способствующего его физическому здоровью.
От ступени к ступени коррекционно-развивающая работа по Программе предусматривает повышение уровня сложности и

Слайд 18Структура образовательного процесса
Первый блок (7.00 – 9.00):
совместная деятельность воспитателя с ребенком;
свободная

самостоятельная деятельность детей
Второй блок (9.00 – 11.00):
организованное обучение в форме занятий
Третий блок (15.30 – 19.00):
Совместная деятельность взрослых с детьми (в структуре коррекционно-развивающих видов деятельности);
самостоятельная деятельность детей;
совместная деятельность воспитателя с ребенком
Структура образовательного процессаПервый блок (7.00 – 9.00):совместная деятельность воспитателя с ребенком;свободная самостоятельная деятельность детейВторой блок (9.00 –

Слайд 19Структура программы
Логопедическая работа при коррекции тяжелых нарушений речи.
направления логопедической работы на

каждой ступени обучения;
педагогические ориентиры;
этапы логопедической работы (подготовительный и основной)
Структура программыЛогопедическая работа при коррекции тяжелых нарушений речи.направления логопедической работы на каждой ступени обучения;педагогические ориентиры;этапы логопедической работы

Слайд 20Этапы логопедической работы (2 ступень обучения, средний дошкольный возраст)
Подготовительный этап
Программное содержание:
формирование произвольного

слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания;
формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;
формирование мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур;
формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия.
Оборудование и материалы.
Примерный перечень игр и игровых технологий
Этапы логопедической работы (2 ступень обучения, средний дошкольный возраст)Подготовительный этапПрограммное содержание:формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, памяти,

Слайд 21Этапы логопедической работы (2 ступень обучения средний дошкольный возраст)
Основной этап:
Программное содержание:
формирование предметного,

предикативного, адъективного словаря импрессивной речи;
формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи;
формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи;
формирование синтаксической структуры предложения;
формирование связной речи;
коррекция фонетической стороны речи;
коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
Оборудование и материалы.
Примерный перечень игр и игровых упражнений.
Литературный материал

Этапы логопедической работы (2 ступень обучения средний дошкольный возраст)Основной этап:Программное содержание:формирование предметного, предикативного, адъективного словаря импрессивной речи;формирование

Слайд 22Мой опыт работы с детьми среднего дошкольного возраста с ТНР
Адаптированная примерная

основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной
Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Под редакцией Н.В. Нищевой.

Мой опыт работы с детьми среднего дошкольного возраста с ТНРАдаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с

Слайд 23Учебный план логопеда в средней группе для детей с ТНР
Общая нагрузка: 200

минут
Учебный план логопеда в средней группе для детей с ТНРОбщая нагрузка: 200 минут

Слайд 25Тетради Нищева Н.В для средней группы

Тетради Нищева Н.В для средней группы

Слайд 26Папки для домашних заданий

Папки для домашних заданий

Слайд 27Занятие мини подгруппы на развитие мелкой моторики
Конструкторы TURZAR
Су-Джок

Занятие мини подгруппы на развитие мелкой моторикиКонструкторы TURZARСу-Джок

Слайд 28Закрути гайки
Закрути гайки
Подбери пуговицы
Сложи из палочек

Закрути гайкиЗакрути гайкиПодбери пуговицыСложи из палочек

Слайд 29
Развитие речевого выдоха и формирование воздушной струй

Развитие речевого выдоха и формирование воздушной струй

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть