Слайд 1
Адаптированная примерная
основная образовательная программа
для дошкольников
с тяжелыми нарушениями речи
Под редакцией
профессора Л. В. Лопатиной
(средний дошкольный возраст)
Слайд 2 Программа является адаптированной примерной программой
для дошкольных образовательных организаций, в которых получают образовательные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи; адресована работникам дошкольных образовательных организаций:
учителям-логопедам,
педагогам-психологам,
воспитателям,
музыкальным руководителям и другим специалистам.
Она окажет существенную помощь родителям, воспитывающим детей с недоразвитием речи.
Материалы программы могут быть использованы в диагностических целях при отборе детей (ПМПК) как в группы для дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях (Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.), специалистами образовательных организаций в процессе отслеживания динамики развития детей, а также при разработке образовательной программы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Слайд 3СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации «Программы»
Принципы и подходы к
формированию «Программы»
Значимые для разработки и реализации «Программы» характеристики:
Общая характеристика нарушений речевого развития, соответствующего первому, второму, третьему и четвертому уровню речевого развития
Планируемые результаты освоения «Программы»
Слайд 4Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Социально-коммуникативное развитие»
Игра
Ролевые игры
Театрализованные
игры
Игры с природными материалами
Представления о мире людей и рукотворных материалах
Безопасное поведение в быту, социуме, природе
Труд
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Познавательное развитие»
Конструирование
Преставления о себе и об окружающем природном мире
Элементарные математические представления
Вторая ступень обучения. Средний дошкольный возраст
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Речевое развитие»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Художественно-эстетическое развитие»
Изобразительное творчество
Рисование
Лепка
Аппликация
Музыка
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Физическое развитие»
Физическая культура
Представления о здоровом образе жизни и гигиене
Слайд 5
Вторая ступень обучения. Средний дошкольный возраст
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИГР И ИГРОВЫХ
УПРАЖНЕНИЙ
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
Примерный перечень оборудования и материалов для предметно-развивающей среды
Организационный раздел
Слайд 6
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Адаптированная примерная общеобразовательная программа для дошкольников
с тяжелыми
нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для специалистов
дошкольных организаций, в которых воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
от 3-х до 7-ми (8-ми) лет.
Принято считать, что к группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети
с общим недоразвитием речи различного генеза (по клинико-педагогической классификации)
Постановление Росстата от 03.05.2005 № 26 «Об утверждении порядка заполнения и представления
формы федерального государственного статистического наблюдения № 85-К
“Сведения о деятельности дошкольного образовательного учреждения”».
«Адаптированная примерная общеобразовательная программа для дошкольников
с тяжелыми нарушениями речи» обеспечивает образовательную деятельность
в следующих группах образовательных организаций (далее Организация):
в группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья
с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
где она обеспечивает работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
в группах комбинированной направленности, где осуществляется совместное образование
здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии
с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной
для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития
и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
(ссылка Приказ Минобразования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования»)
[1]
Слайд 7
«Программа» содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой
детей по логопедической работе и образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Стандарт), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. На основе Стандарта разработана предлагаемая «Адаптированная примерная общеобразовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», обеспечивающая разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению в образовательной организации общего типа.
Слайд 8
«Программа» разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики.
Она
базируется:
на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей
освоения окружающей действительности и познания мира
на философской теории познания, теории речевой деятельности
о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности.
В основе «Программы» лежит -
психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».
Слайд 9
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ»
Цели «Программы» состоят в том, чтобы проектируемая
модель коррекционно-развивающей
психолого-педагогической работы максимально обеспечивала бы гармонизацию,
сближение культурного и биологического в развитии детей с ТНР.
В процессе работы над программой авторы учитывали положения о том,
что программа образования ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
является системообразующим фактором в целостном образовательном процессе, в частности,
в процессе коррекционно-развивающего обучения. Поэтому коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе» как целостная структура, а сама «Программа» является комплексной.
«Программа» разрабатывалась как адаптированная примерная общеобразовательная программа
для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Поэтому ее целесообразно использовать как основу для организации коррекционно-образовательного процесса при тяжелом нарушении речи у детей, а также в ходе конструирования
индивидуальных коррекционных программ.
Однако гибкие базисные универсальные программы пригодны и для более широкого применения в практике психолого-педагогической коррекции.
Слайд 10
Задачи «Программы» —
помочь специалистам дошкольного образования в психолого-педагогическом изучении детей
с речевыми расстройствами, способствовать обогащению их общего развития, осуществлению коррекции психофизического развития, подготовить их к обучению в школе.
Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в каждом разделе «Программы», возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (логопеда, психолога, воспитателей и педагогов дополнительного образования) дошкольной организации, а также участия родителей в реализации единых требований к работе с детьми.
Ответственность за реализацию «Программы» полностью возлагается на администрацию дошкольной организации (заведующего, старшего воспитателя), психолого-педагогический консилиум и попечительский совет родителей.
«Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика нарушений, имеющих не причинный, а следственный (вторичный, социальный) характер. Это позволяет сформировать у дошкольников с ТНР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной организации, реализующей общеобразовательную программу или общеобразовательной организации, реализующей адаптированную общеобразовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.
Слайд 11
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ «ПРОГРАММЫ»
Теоретической основой «Программы» стали:
концепция о
соотношении первичных и вторичных нарушений;
учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей;
концепция о соотношении мышления и речи (Л. С. Выготский);
концепция о целостности языка как системы и о роли речи в психическом развитии ребенка;
концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка;
современные представления о структуре речевого дефекта
(Т. В. Ахутина (Рябова), Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Г. В. Чиркина и др.).
Слайд 12
Исходя из Стандарта в «Программе» учитываются:
индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи,
связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования далее – особые образовательные потребности), индивидуальные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи;
возможности освоения ребенком с нарушением речи «Программы» на разных этапах ее реализации.
Слайд 13
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и
обучения детей с нарушением речи (раскрыты в «Программе» - выдержки из нее):
Структурно-системный принцип
Принцип комплексности
Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение.
Принцип концентризма
Реализуя принцип концентризма, логопед и другие специалисты в течение одной недели ежедневно организуют изучение определенной лексической темы. Монотемная работа над лексикой способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях.
Принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному.
В коррекционной работе с детьми (независимо от возраста) выделяются два последовательных этапа (подготовительный и основной), которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем разделам программы.
На подготовительном этапе формируются общефункциональные механизмы речевой и других видов деятельности (слуховое, зрительное восприятие, внимание и пр.).
На основном этапе предусматривается формирование специфических механизмов речевой деятельности в соответствии образовательными задачами по другим направлениям коррекционно-развивающего процесса (произношение, лексика, грамматический строй и пр.).
Слайд 14Принцип коммуникативности.
Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу
реальной коммуникации. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.
Принцип доступности
Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности, как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.
Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.
Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений.
Принцип активности
Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения
Слайд 15 Каждая ступень «Программы» включает логопедическую работу
и работу по пяти образовательным областям, определенным Стандартом дошкольного образования. Они в совокупности позволяют обеспечить коррекционно-образовательную работу с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи комплексно и многоаспектно.
Содержание коррекционно-развивающей работы в образовательных областях сгруппировано по разделам, которые являются сквозными на весь период дошкольного образования и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности.
«Программа» учитывает положение о соотношении функциональности и стадиальности детского развития. Функциональное развитие может осуществляться в пределах одного периода и касается изменений некоторых психических свойств и овладения отдельными способами действий, представлениями и знаниями. Стадиальное, возрастное развитие заключается в более глобальных изменениях детской личности, в перестройке детского сознания, что обеспечивает переход на следующий, новый этап развития.
Принципиально важным для реализации содержания и основных направлений коррекционно-развивающей работы по «Программе» является понимание различий между учением дошкольника и учебной деятельностью школьника. Если в дошкольном возрасте определяющими развитие ребенка являются игра, рисование, конструирование, элементарный труд, то учебная деятельность формируется у детей как ведущая только в процессе школьного обучения (В. В. Давыдов).
Слайд 16
Содержание педагогической работы с детьми с ТНР определяется целями и задачами
коррекционно-развивающего воздействия, которое организуется по трем ступеням, соответствующим периодизации дошкольного возраста. Каждая ступень, в свою очередь, включает несколько направлений, соответствующих Стандартам и деятельности специалистов по квалифицированной коррекции нарушений речи у детей.
На первой ступени проводится коррекционно-развивающая работа с детьми младшего дошкольного возраста. Она посвящена прежде всего совершенствованию психофизических механизмов развития детей с ТНР, формированию у них предпосылок полноценного функционирования высших психических функций и речи, а также базовых представлений о себе и об окружающем мире.
Вторая ступень посвящена работе с детьми среднего дошкольного возраста: восполняются пробелы в психоречевом развитии детей, осуществляется квалифицированная коррекция нарушений речевого развития, формируются и совершенствуются навыки игровой, физической, изобразительной, познавательной и речевой деятельности.
На третьей ступени целенаправленная работа со старшими дошкольниками с ТНР включает образовательную деятельность по пяти образовательным областям, коррекцию речевых нарушений, профилактику возможных затруднений при овладении чтением, письмом, счетом, развитие коммуникативных навыков в аспекте подготовки к школьному обучению.
Слайд 17
От ступени к ступени коррекционно-развивающая работа по
Программе предусматривает повышение уровня сложности и самостоятельности детей в использовании ими усвоенных навыков и умений.
Организационная форма коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ТНР рассматривается в Программе как специально сконструированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка. Характер такого взаимодействия обусловлен содержанием работы, методами, приемами и применяемыми видами деятельности.
Особое внимание в «Программе» уделяется построению образовательных ситуаций.
Вариативные формы организации деятельности детей учитывают их индивидуально-типологические особенности. Коррекционно-развивающая работа проводится в процессе занятий, экскурсий, экспериментирования, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, коллективного труда и т. д. В современной дошкольной педагогике эти формы работы рассматриваются как взаимодействие ребенка и взрослого.
Таким образом, реализация «Программы» обеспечивает условия для гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром в обстановке психологического комфорта, способствующего его физическому здоровью.
Слайд 18Структура образовательного процесса
Первый блок (7.00 – 9.00):
совместная деятельность воспитателя с ребенком;
свободная
самостоятельная деятельность детей
Второй блок (9.00 – 11.00):
организованное обучение в форме занятий
Третий блок (15.30 – 19.00):
Совместная деятельность взрослых с детьми (в структуре коррекционно-развивающих видов деятельности);
самостоятельная деятельность детей;
совместная деятельность воспитателя с ребенком
Слайд 19Структура программы
Логопедическая работа при коррекции тяжелых нарушений речи.
направления логопедической работы на
каждой ступени обучения;
педагогические ориентиры;
этапы логопедической работы (подготовительный и основной)
Слайд 20Этапы логопедической работы
(2 ступень обучения, средний дошкольный возраст)
Подготовительный этап
Программное содержание:
формирование произвольного
слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания;
формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;
формирование мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур;
формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия.
Оборудование и материалы.
Примерный перечень игр и игровых технологий
Слайд 21Этапы логопедической работы
(2 ступень обучения средний дошкольный возраст)
Основной этап:
Программное содержание:
формирование предметного,
предикативного, адъективного словаря импрессивной речи;
формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи;
формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи;
формирование синтаксической структуры предложения;
формирование связной речи;
коррекция фонетической стороны речи;
коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
Оборудование и материалы.
Примерный перечень игр и игровых упражнений.
Литературный материал
Слайд 22Мой опыт работы с детьми среднего дошкольного возраста с ТНР
Адаптированная примерная
основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной
Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Под редакцией Н.В. Нищевой.
Слайд 23Учебный план
логопеда в средней группе для детей с ТНР
Общая нагрузка: 200
минут
Слайд 25Тетради Нищева Н.В для средней группы
Слайд 27Занятие мини подгруппы на развитие мелкой моторики
Конструкторы TURZAR
Су-Джок
Слайд 28Закрути гайки
Закрути гайки
Подбери пуговицы
Сложи из палочек
Слайд 29
Развитие речевого выдоха и формирование воздушной струй