Слайд 1ТЕМА:
«Определение детей в коррекционно-развивающие образовательные учреждения. Специфика и условия определения»
Москва
2016
г.
Выполнила учитель начальных классов Мерзликина Ольга Юрьевна
Слайд 2Содержание
Актуальность выбранной темы.
Определение ЗПР.
3.Нормативно-правовая база.
4. Задержка психического развития (ЗПР) –
это….
5. Причины задержки психического развития.
6. Умственная отсталость и её причины.
7. Профилактика умственной отсталости.
8. Специальные ( коррекционные) образовательные учреждения.
9. ПМПк.
10.Принципы организации работы с детьми ЗПР.
11. Результаты работы с детьми с ЗПР.
12. Советы родителям «особенных детей».
Слайд 4Нормативно-правовая база
Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2014 г. №
273
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2013 № Ир-252/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06
"О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами«
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого- медико- педагогической комиссии»
Слайд 5Нормативно-правовая база
Приказ Министерства Образования Московской области от 06.05.2015 г. №2454
«Об организации работы психолого-медико-педагогических комиссий по комплексному психолого-медико-педагогическому обследованию детей в Московской области в 2015 году»
От 20 сентября 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-педагогической комиссии»
Приказ Министерства Образования Московской области от 01.10.2015 г. № 5189 «О реализации плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Московской области в 2015-2016 годах»
Распоряжения Министерства Образования Московской области от 10 марта 2015 г. №6 «Об организации деятельности психолого-педагогической комиссии на территории Московской области»
Слайд 7Определение ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа
психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории.
Слайд 8Причины задержки психического развития:
тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности;
токсикозы беременности;
хроническая
гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности;
травмы во время беременности и при родах;
генетические факторы;
асфиксия;
нейроинфекции;
недостатки питания и хронические соматические заболевания;
травмы мозга в ранний период жизни ребенка;
исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуальная особенность развития ребенка («церебрастенический инфантилизм» — по В.В.Ковалеву);
тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера, связанные с крайне неблагоприятными условиями раннего развития.
Слайд 9 У этих детей отмечаются:
низкий уровень познавательной активности;
незрелость мотивации учебной деятельности;
сниженная
способность к приему и переработке информации;
ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
недостаточная сформированность умственных операций;
отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи, и др.
Слайд 12Причины умственной отсталости
I. Генетические причины
а) грубые хромосомные аберрации
б) мутации генов (энзимопатии и
т. п.)
II. Вредные влияния среды
а) пренатальные
б) перинатальные
в) постнатальные
Слайд 13Профилактика умственной отсталости
Профилактика умственной отсталости основана на серьезном подходе к своему
здоровью и здоровью будущих поколений. Перед планированием беременности, супругам желательно пройти обследования специалистов для выявления инфекционных и хронических заболеваний, иногда требуется консультация генетика.
Слайд 14Профилактика умственной отсталости
Беременная женщина должна помнить об ответственности за здоровье своего
еще не родившегося ребенка. Необходимо вести правильный образ жизни, избегать влияния вредных факторов, регулярно посещать женскую консультацию и четко следовать рекомендациям гинеколога.
Слайд 15Профилактика умственной отсталости
После рождения ребенка родителям следует наладить контакт с педиатром,
выполнять все назначенные обследования. При появлении подозрения на умственную отсталость у ребенка необходимо своевременно обратиться к специалисту и начать лечение.
Слайд 16Профилактика умственной отсталости
Некоторые родители находятся во власти предубеждений по отношению к
психоневрологам и психиатрам, и стараются избежать посещения этих специалистов даже при наличии серьезных показаний, нанося тем самым непоправимый вред здоровью и будущему своего ребенка. К счастью, в последнее время отмечается тенденция к повышению медицинской грамотности населения и такие ситуации редки.
Слайд 17СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Это учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых
с различными аномалиями психофизического развития. В России в XIX в. специальные учебно-воспитательные учреждения создавались, как правило, на благотворительных началах и только для детей с резко выраженными дефектами (школы для глухих, слепых и глубоко умственно отсталых детей).
Слайд 18СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
В XX в. государство поставило задачу воспитания и приобщения
детей с различными нарушениями к общественно полезному труду через коррекцию и компенсацию дефектов. Специальные учебно-воспитательные учреждения были включены в общую систему народного образования, здравоохранения и специального обеспечения и дифференцированы соответственно характеру и глубине конкретного дефекта.
Слайд 19СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
В систему Министерства образования входят:
а) специальные школы-интернаты,
школы с продленным днем, в которых обучаются все категории аномальных детей школьного возраста, подлежащие всеобучу;
б) специальные вечерние (сменные) и очно-заочные школы для работающей молодежи с нарушениями слуха и зрения;
в) специальные дошкольные учреждения: детские дома интернаты, интернатные дошкольные отделения при специальных школах; сады, ясли-сады, специальные группы при массовых детских садах с продленным днем или с пятидневным пребыванием в них детей;
г) логопедические пункты при массовых школах.
Слайд 20СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
В систему Министерства социального обеспечения входят:
а) учебно-производственные
предприятия Общества глухих и Общества слепых, предназначенные для профессиональной подготовки молодежи с нарушениями слуха и зрения;
б) дома-интернаты для детей дошкольного и школьного возраста с тяжелыми формами умственной отсталости, ДЦП (при отсутствии движений и речи), слепоглухонемых, в том числе с умственной отсталостью.
в) школы для детей с ЗПР (9 лет обучения, дети переводятся в массовые школы по мере коррекции задержки);
г) В дошкольных детских домах, детских садах воспитываются дети от 3 до 7 лет, в яслях садах – от 2 до 7 лет, в дошкольных отделениях при соответствующих специальных школах – от 5 до 7 лет. В некоторых массовых детских садах имеются специальные логопедической группы, куда на один год переводятся дети для коррекции имеющихся у них речевых нарушений.
Слайд 23Постоянный состав консилиума : руководитель консилиума (директор, завуч), логопед, психолог, социальный
работник, педагог, классный руководитель, медицинский работник, завуч.
Дополнительные специалисты: врач- психиатр, инспектор КДН,
Родители, специалисты департамента образования.
Слайд 30Коррекционно - воспитательные цели:
воспитывать интерес к учебе, предмету;
воспитывать умение работать в
парах, в команде;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Например:
Воспитывать эстетические чувства при работе с картинами;
Воспитывать аккуратность при изготовлении поделки;
Воспитывать самостоятельность при выписывании из учебника словарных слов;
Воспитывать доброжелательные отношения к ответам учащихся.
Слайд 38– В чем специфика обучения детей со снижением интеллекта?
– Ребенок с
нарушениями интеллекта отличается от ребенка с нормальным вариантом развития тем, что ему недоступно абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление. Мышление такого ребенка конкретно и опирается на наглядность.
Слайд 39– На чем же строится обучение таких детей?
– Многие базовые высшие
психические функции у детей с нарушениями интеллекта развиты достаточно хорошо, в том числе механическое слухоречевое запоминание. При этом технология обучения ребенка с нарушением интеллекта базируется на многократном повторении определенных алгоритмов, в том числе при освоении рабочей профессии.
Слайд 40– И какой бывает результат?
– Чем больше мы в ребенка вкладываем
с момента рождения, тем выше поднимается кривая его интеллекта. Успешность дальнейшей жизни ребенка, его адаптации в обществе, освоение рабочей профессии во многом зависит от своевременности выявления проблем у ребенка, создания специальных условий для его обучения, коррекции нарушений развития учителями-логопедами, дефектологами и психологами, медицинского сопровождения.
Большинство ребят, окончивших специализированные школы, практически ничем не отличаются от соматически здоровых сверстников. Только тем, что уровень развития абстрактно-логического мышления у них ниже.
Слайд 41– Детям со снижением интеллекта легко получить профессиональное образование?
– Система среднего
профессионального образования не готова видеть таких детей. Она рассчитана на людей без каких-либо серьезных проблем со здоровьем. И рынок труда для них невелик. Для того чтобы создавать для них достойные рабочие места, нам нужно средние специальные учебные заведения подготовить к приему таких детей.
Слайд 42– Какую профессию лучше получать?
– В современном обществе ребенок с нарушением
интеллекта успешно может освоить достаточно большой диапазон рабочих профессий, в том числе озеленителя, парикмахера, почтальона, маляра-штукатура, плотника, столяра, помощника повара. Такие ребята с успехом могут себя найти в профессиях, связанных с уходом за животными, в сельском хозяйстве, могут быть заняты в сфере услуг – горничные, клинеры.
Слайд 43Люди со снижением интеллекта, адаптированные к жизни в обществе и получившие
рабочую профессию, относятся к порученным обязанностям ответственно, являются хорошими работниками, ценят доброе отношение к себе и уважительны к окружающим. Можно привести массу примеров успешной адаптации таких ребят к взрослой жизни. Это важно не только для них самих – они востребованы обществом, но и мы, представители общества, крайне нуждаемся в ответственных, порядочных и исполнительных работниках сферы услуг. Современному работодателю стоит учитывать индивидуальные особенности таких ребят и не бояться трудоустраивать таких работников.