Слайд 1Одаренные дети: проблемы взаимодействия
учреждений общего, дополнительного и профессионального образования
Слайд 2Основные вопросы
Теоретические подходы к работе с одаренными детьми.
Актуальные задачи.
Слайд 3Актуальные задачи
Теоретические подходы к работе с одаренными детьми.
Интеграция и развитие ресурсов.
Системность
и преемственность решаемых задач в образовательных системах.
Охват различных категорий детей
Индивидуализация работы
Сетевое взаимодействие и социальное партнерство
Слайд 4Основные понятия
Одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом.
При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование (Рабочая концепция одаренности).
Слайд 5Понятия «одаренные дети»
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» (Рабочая концепция одаренности).
Слайд 6Проблемы выявления одаренности
Возрастная специфика проявления одаренности
Личностные особенности как важнейший фактор успешности
реализации способностей
Явная и потенциальная одаренность
Отсутствие валидного инструментария
Относительность критерия «достижения» при создании баз данных одаренных детей
Слайд 7Основные закономерности
Потенциальная одаренность присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность может
демонстрировать незначительная часть детей.
Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.
Слайд 8Виды одаренности
Наиболее распространенной является выделение видов одаренности по критерию видов деятельности:
практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая и духовно-ценностная
В ПНПО: «Социально-значимая и общественная деятельность», «Научно-техническое творчество, учебно-исследовательская деятельность», «Профессиональное мастерство», «Художественное творчество», «Любительский спорт»
Слайд 9
Основные типы одаренности
Академический
Художественный
Лидерский (социальный)
Креативный (творческий)
Психомоторный (спортивный)
Интеллектуальный
Слайд 10Виды одаренности
1) Общая одаренность, базирующаяся на высоком уровне развития высших психических
функций, отвечающая за успешность обучения (обучаемость).
2) Интеллектуальная одаренность, отвечающая за преобразование и применение опыта.
3) Творческая одаренность, проявляющаяся в возможностях расширения опыта, его трансформацию, выход за пределы известного.
4) Специальная одаренность
Слайд 11Талант или одаренность?
Одаренность как высокий уровень овладения деятельностью относительно других людей
или возрастной нормы.
Талант как наивысшая продуктивность деятельности, как способность создавать оригинальные, инновационные продукты, самостоятельное творчество (одаренность+творчество+успех).
Слайд 12Концепции
Согласно концепции, разработанной под руководством профессора Н.И.Ильичевой в НИИ ПУО БГПУ,
все дети, рожденные без патологии головного мозга, одарены от природы. На развитие одаренности влияют многие факторы: биогенетический, социально-экономический, педагогический – в их диалектическом единстве. Педагогический фактор рассматривается как ведущий.
Слайд 13Способности
«Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающейся в соответствующей деятельности и
деградирующий при ее отсутствии» (К.К.Платонов).
«Способности развиваются в деятельности» (Б.М.Теплов)
Слайд 14Тенденции
Наиболее распространенной формой выявления одаренности является организация регионального олимпиадного и конкурсного
движения, имеющего специфику в регионах на уровне содержания и количества проводимых мероприятий.
Неравенство условий в регионах
Проблемы межведомственного взаимодействия
Проблемы системности в управлении на разных уровнях организации деятельности: регион – муниципальные районы – ОУ
Слайд 15Опыт Кемеровской области
Региональный эксперимент по созданию Центров по организации работы
с одаренными обучающимися.
Региональные ОУ ДОД – муниципальные Центры – ОУ разных типов и видов.
Модели: координационно-методические центры, ОУ ДОД как центр по организации работы с одаренными обучающимися, сеть ресурсных центров, сетевые проекты, федеральные, областные инновационные площадки.
Слайд 16Лучшие образовательные практики
Рейтинговая система оценки достижений каждого ребенка и результативности работы
детских объединений
Организация районных интеллектуальных игр (www.kwint.vbg.ru) - Большой интеллектуальный марафон
РЦДТ как центр профориентации школьников с 5 по 11 классы, надпредметные олимпиады, творческие смены на базе школ
Слайд 17Лучшие образовательные практики
ЦИТ – образовательные программы повышенного уровня, сопровождение исследовательской деятельности
детей в партнерстве с вузами
СЮН как центр сетевого взаимодействия сельских школ
Индивидуальные программы для одаренных детей
Социально-педагогические проекты
Районные научно-исследовательские конференции
Слайд 18
«Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов»
(утв. Президентом РФ
03.04.2012)
Создание условий для развития способностей всех детей и молодежи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи)
Непрерывность и преемственность на всех уровнях образования
Межведомственное и сетевое взаимодействие
Распространение лучшего опыта и инновационных образовательных практик
Сочетание государственных и общественных инициатив и ресурсов (http://www.rsr-online.ru/doc/2012_06_25/7.pdf)