Слайд 1Обследование грамматического строя речи
Выполнила :
учитель- логопед МБДОУ
«Детский сад №
82
комбинированного вида»
Незамеева Т. В.
Слайд 2Грамматика - это наука о строе языка, о его законах.
Грамматический
строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Как строй языка, грамматика представляет собой систему систем, объединяющую словообразовании, морфологию, синтаксис. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.
.
Слайд 3Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию
речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.
При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка.
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.
Слайд 4Ребенок примерно к 3—5-и годам уже усваивает основные грамматические стороны речи,
т. е. изменение слова по падежам, числам, лицам. У него имеются понятия о временах года, частей суток, появляется способность составлять простые и сложные предложения, в том числе с применением союзов. Постепенно грамматическая сторона речи еще больше совершенствуется. Дети в этом возрасте могут оперировать разными морфологическими средствами для построения грамматической стороны речи, усложняя предложения различными построениями. Однако русский язык богат различными грамматическими правилами и исключениями из них, что трудно усвоить ребенку, поэтому грамматическая сторона речи ребенка состоит из некоторых грамматических ошибок. В дальнейшем у ребенка совершенствуется и синтаксическая сторона речи.
У младших школьников в речи также еще преобладают простые предложения. В сложных предложениях они употребляют частицы «а», «и», «вот», особенно при пересказе сказок. Часто употребляются предложения с однородными членами, предложения времени и дополнительные.
В дошкольном возрасте дети способны к овладению устной формой речи и поэтому грамматика, которой они владеют, является, грамматикой устной речи. В устной форме ребенок может использовать диалектизмы и те формы, которые устойчиво употребляет его родственное окружение; в этой речи могут отсутствовать разные формы и конструкции, которые звучат редуцированно, например, окончания среднего рода «о», «е» существительных и глаголов, окончания «ое», «ее» имен прилагательных.
Так, например, имена прилагательные «добрая, доброе, добрые» при произнесении ребенком могут иметь одинаковую форму (добръ).
Слайд 5Обследование грамматического строя обследуется уже при беседе с ребенком.
Специальные приемы обследования
грамматического строя можно выделить следующие:
- составление предложений по опорным словам( ребёнку говорят три-четыре изолированных слова, например, девочка, альбом, рисунок, и дают инструкцию составить предложение, дополнив его соответствующими добавочными словами);
- составление предложений по отдельным словам в начальной форме, данных в беспорядке. Ребенку предлагаются слова, из которых можно составить фразу. Например: на, Саша, лыжах, катается (Саша катается на лыжах); клетки, чиж, из, вылетел (Из клетки вылетел чиж); лес, пошли, дети, земляники, в, и, спелой, набрали (Дети пошли в лес и набрали спелой земляники). Инструкция: восстановить нужный порядок слов и назвать полученную фразу.
Слайд 6- составление предложений или коротеньких рассказов по специально подобранным сюжетным или
серийным картинкам.
Логопед обращает внимание на следующее: дается ли описание содержания картин в форме повествовательной речи или путем перечисления отдельных предметов, изображенных на картинке, без описания действия, качеств, какие предложения – простые или распространенные – использует ребенок, какие части речи при этом употребляет и каково их грамматическое оформление, правильно ли используются предлоги.
Слайд 7
- выявление умения детей употреблять имена существительные в разных падежах. Предъявляются картинки
и ребенку задают вопросы, например: «Чем девочка кушает суп? (Ложкой.) Чем покрыт стол? (Скатертью.) Откуда возвращаются дети? (Из леса, школы.) Где сидит собака? (У забора.) За чем идут дети в лес? (За грибами, ягодами, цветами.)»
Слайд 8- употребление падежей в зависимости от числительных. Материалом обследования являются картинки
с изображением нескольких однородных предметов (пять яблок, три дерева, пять перьев, два дома и др.).
- образование формы родительного падежа множественного числа, что составляет значительные трудности для детей с элементами общего недоразвития речи. Материалом для обследования служат слова в именительном падеже: сумка, блюдце, ложка, вишня, яблоня, ухо, лоб, ноги, ведро. Задается вопрос: «Много чего? (В саду растет много чего?) (Яблонь, вишен.)»
Слайд 9- выявление умения детей употреблять разные части речи во множественном числе.
Например, слова: воробей, стул, рукав, роза.
- особо отмечается умение детей образовывать родительный падеж множественного числа. Обычно материалом для обследования данного умения служат: сумка, тумба, блюдце, окно, яблоня, ухо, пень, лоб, ведро, одеяло. - проверяется образование множественного Числа от существительных в единственном числе и наоборот. Примерные проверочные слова: коза, стул, глаза, рот, рукава, воробейи т.д. Ученику предлагается от каждого слова образовать форму множественного числа. «Я буду называть один предмет, а ты отвечай так, как будто их много. Я скажу стол, а ты –столы, я – рука, а ты – руки».
- более сложный вариант – преобразование слов среднего рода (гнездо, ведро, озеро, море) или слов с уменьшительными суффиксами (котенок, козленок, мышонок), в которых для определения числа необходимо изменить не только окончание, но и суффикс
Слайд 10- выявляется умение использовать разные предлоги в самостоятельной речи. Для обследования умения
правильно употреблять предлоги можно применить следующие задания: ребенок должен самостоятельно по выполняемому действию или по картинке составить предложения или вставить недостающие предлоги в данный текст. Дошкольника можно спросить: «Где лежит карандаш? (На столе, в книге, под книгой.) А теперь? (В коробке.) Откуда взяли карандаш? (Из коробки.) Куда упал карандаш? (Под стол, на пол.)» и т.д. У детей более старшего возраста следует проверить употребление более сложных предлогов: из-под, из-за, между, около, через и др. Для этой цели можно попросить составить предложения по специально подобранным картинкам. Примерное содержание картинок, по которым следует составлять предложения: мяч лежит под кроватью; мальчик вытащил табуретку из-под стола; ручка лежит между книгой и тетрадью; кошка сидит около дивана.
Можно использовать и прием подстановки пропущенного в предложении предлога. Вот некоторые предложения: Лампа висит ... столом. Мяч перелетел .. забор. ... угла выбежала собака.
Нужный предлог может совсем отсутствовать, или ребенку приходится выбирать его среди других, например: Лампа висит ... столом (под, над, у, около).
Обследователь обращает внимание на то, как ребенок употребляет предлоги и словосочетания с ними.
Слайд 11- для проверки употребления числа при согласовании существительного с глаголом подбираются
картинки, изображающие действия. Более сложный вариант этого приема –когда сказуемое относится к подлежащему, выраженному, двумя словами, например: Книга и тетрадь лежат в парте. Петя и Сережа играют в мяч. Девочка и мальчик идут по улице. Для обследования процессов словообразования можно применить прием образования уменьшительной формы существительного от данного слова. Ребенку предлагается назвать уменьшительную форму слов, например таких, какголова, птица, ведро, рука, ухо, лоб, гнездо, зерно, перо. С дошкольниками можно использовать этот прием в форме игры: «Я буду называть большой предмет, а ты тот же предмет назовешь, но только маленький. Если я скажу – рука, ты скажи – ручка...»
- использование суффиксов можно проверить и другим приемом – предложить ребенку образовать новые слова по аналогии: школа – школьник, дача – ..., сапог – ..., рабочий – ...,чертеж – ..., защита – ..., печь – ... .
- образование прилагательных от данного существительного. Для этого предлагаются отдельные слова, например: дерево, стекло, железо, бумага, пластмасса, пух. Из этих слов следует образовать прилагательные. Можно задать вопрос: «Если предмет сделан из дерева, например стол, то какой он?» Если ребенок затрудняется, то ему подсказывается ответ. «Стол деревянный, а крыша?»
- для употребления приставок в глаголах используются глаголы с различными приставками, например: лететь – при-, у-, до-, пере-, вы-; ехать – при-, у-, до-, пере-; бегать – при-, у-, до-, пере-. Ребенку предлагается придумать предложения с этими словами.
Слайд 12Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с указанными приемами, а
у детей с общим недоразвитием речи или с элементами недоразвития могут встречаться ошибки, указывающие на недостаточно полное овладение точными падежными формами, на смешение форм склонения, на неправильное согласование, управление и т.д.
В зависимости от уровня грамматического развития у одних детей эти ошибки довольно часты, у других проявляются лишь в затрудненных условиях.
Слайд 13Оценка уровня грамматической стороны речи проводится по показателям грамматического строя:
1) тип предложения:
отсутствует, назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами;
2) используются разнообразные виды предложения адекватно замыслу;
3) развернутость предложения (длина в среднем);
4) степень выраженности аграмматизма при его наличии: отсутствие грамматических форм, начатки грамматического оформления, использование отдельных грамматических форм (каких?), грубый аграмматизм, негрубый аграмматизм, отдельные аграмматизмы (какие?), неустойчивые ошибки;
5) уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;
6) характер аграмматизма: отсутствие грамматических средств, смешение моделей, гипергенерализация, нарушение порядка слов в предложении, пропуски (замены, смешения) предлогов, др.