Слайд 1Обогащение словаря
на логопедических занятиях у младших школьников с общим недоразвитием речи
Подготовила:
учитель-логопед
МОУ«Средняя
общеобразовательная
школа №6»
Чистоклетова Е.В.
Слайд 2 «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова … всегда
будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».
К.Д. Ушинский
Слайд 3В содержание занятий по восполнению лексического запаса входит:
обогащение словаря, путем усвоения
новых слов, т.е. количественное обогащение словаря;
уточнение словаря, понимание смысловых оттенков слов, их переносного смысла, т.е. качественное обогащение словаря;
активизация словаря.
Слайд 4Приемы работы над значением нового слова:
объяснение учителя;
наглядный способ;
способ подстановки синонимов;
развернутое описание;
подбор
антонимов;
анализ морфологической структуры слова;
способ словообразования;
поиск слова в различных словарях.
Слайд 5 Объяснение слова – это лишь первый этап в процессе
обогащения словаря обучающегося. Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается. Поэтому слово нужно провести через сознание детей несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и конечно, сознание.
Слайд 6Объясните, чем похожи и чем различаются по значению глаголы в предложениях?
Охотники долго преследовали раненого медведя.
Переводчик всюду сопровождал иностранного гостя.
«Те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают ее в действии»
Аристотель
Слайд 7 2. Прочитайте текст, подчеркните более подходящие по смыслу глаголы.
Встреча
на дороге
С таким чудом я (встретился/ столкнулся) первый раз в жизни. Мы с приятелем ехали на машине. Вдруг из леса на дорогу (выбежал/ выскочил) лисёнок. Шофёр остановил машину. Мы (позвали/ поманили) лисёнка.
Слайд 83. «Как медведь сам себя напугал»
хрустнула под
лапой ветка, угодила в лоб, медведь насторожил уши,
сломалась, попала , прислушался
Какие слова выразительнее и ярче: ваши или которые в тексте? Почему?
Слайд 9Последовательность работы по восполнению лексических средств языка:
овладение навыками образования слов при
помощи суффиксов и адекватного их употребления;
овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления;
усвоения понятия о родственных словах, предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок;
овладение навыками подбора антонимов, синонимов, способами их употребления;
усвоение понятия о многозначности слов.
Слайд 10При отборе лексического минимума для работы над синонимами необходимо руководствоваться следующими
критериями:
частотностью отобранных слов в общеупотребительной лексике;
словарным запасом младших школьников;
наличие в речи синонимов;
понимание отобранных слов;
необходимость отобранных слов для организации речевой практики;
уровнем сформированности навыков чтения;
Слайд 11Работа по данной теме включает в себя следующие этапы:
подбор слов близких
по смыслу;
выделение слов (синонимов) в тексте;
выяснение понимания слов обучающимися;
введение слова в предложение;
использование слов-синонимов в связной речи.
Слайд 12Подбор слов близких по смыслу:
Выбор и группировка слов, близких по значению.
Бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется.
К словам первого столбика подобрать слова из правого столбика.
старый старательный
прилежный смешной
храбрая дряхлый
весёлая смелая
Какими словами близкими по смыслу можно заменить такие слова:
приятель, противник, солдат, красный, печаль, работа (друг, враг, воин, алый, горе, труд)
Игра «Назови по другому».
Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника?
Ответ: орел, петух, лиса, медведь, заяц.
Слайд 13Выделение слов (синонимов) в тексте
Отыскать синонимы в стихотворении.
Бураны, вьюги
и метели –
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!
В.Берестов
Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках?
Спеши, не спеши, а поторапливайся.
Приятелей много, а друг один.
Переливает из пустого в порожнее.
Слайд 14Выяснение понимания значения слов обучающимися
Замена синонима в предложении.
Я читал
интересную (увлекательную, захватывающую) книгу.
Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся).
Заменить высказывание одним словом.
Очень сильно хотеть что-то. (Желать). Искриться, блестеть на солнце. (Сверкать).
Украсить, придать красивый вид. (Нарядить).
Слайд 15Введение слова в другой контекст
Чтение четверостиший, в которых последнее слово заменено
синонимом. Необходимо восстановить авторский текст, указав нужное слово.
С развеселой звонкой песней
Мы идем на лыжный кросс.
Воздух чистый, день чудесный!
Не пугает нас холод. (Мороз).
А.Алексин
Слайд 16Использование в связной речи
С целью развития логического мышления, лингвистического чутья можно
взять какой-либо текст, исключить из него все прилагательные.
Про воробьев.
Воробьи полетели дальше. Чик и Чирика опустились на крышу сарая. На крыльце спал кот. (Толстый, пузатый, полный, пухлый, упитанный, жирный). Воробьи принялись искать место для гнезда. (Удобное, подходящее). Выбрали щель под крышей сарая. (Широкую, просторную).
Слайд 17Активизация словаря
Формы активизации словаря:
Составление словосочетания с нужным словом.
Составление предложений
с заданными словами (или одним заданным словом).
Близкий к тексту пересказ с использованием лексики оригинала.
Рассказ по наблюдениям с использованием опорных слов, письменные сочинения по опорным словам.
Слайд 18 Таким образом, суть словарной работы в том, чтобы слово
было правильно воспринято в тексте, понятно со всеми его оттенками и особенностями, усвоено, т.е. вошло бы в словарь и воспроизводилось в нужных обстоятельствах, чтобы оно прошло через упражнения, в которых углубляется его понимание и подготавливается его правильное употребление, и, наконец, чтобы оно было употреблено школьником самостоятельно, в нужной ситуации.