Слайд 1
Общеобразовательное казённое учреждение г. Холмска
Обобщение опыта по теме:
«Активизация познавательной деятельности
обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках письма и развития речи»
Слугина И.Н.,
учитель ОКУ г. Холмска
Слайд 2Актуальность
Одной из причин, препятствующих включению в социум
учащихся с интеллектуальными нарушениями, является низкий уровень развития речевой культуры.
Речь обучающихся шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарь. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствует самореализации ребёнка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции.
Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Обучающимся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал.
Слайд 3Уроки должны быть яркими,
материал – запоминающимся,
а учитель – “артистом, художником,
горячо влюбленным в свое
дело…”
(А. П. Чехов)
Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности и творческих возможностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями, способствующих повышению мотивации к учебной деятельности на уроках письма и развития речи
Слайд 4 УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ -
стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие
органического поражения головного мозга.
Аномалия психического развития ребенка, включающая:
· недоразвитие познавательных процессов, отмечается также узость объема восприятия, его фрагментарный характер и низкая активность этого процесса;
· бессистемное мышление, при котором вычленяются лишь наиболее заметные части предметов, не устанавливаются связи между отдельными частями предметов и отдельными предметами;
· нарушения памяти;
· недостатки внимания (малая устойчивость, трудности распределения, замедленная переключаемость); особенно страдает непроизвольное внимание: если работа неинтересна, дети ее просто бросают; они не могут долго ни на чем сосредоточиться;
· нарушение деятельности: несформированность навыков учебной деятельности, недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности; неумение соотнести получаемые результаты с ранее поставленной задачей и оценить результат; некритичность к своей работе.
Слайд 5 Как сделать урок интересным для обучающихся?
Как мотивировать обучающихся к учебе?
Передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний.
Именно на активизацию познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями я делаю акцент в своей педагогической деятельности.
Слайд 7 Активизация познавательной деятельности обучающихся предполагает, что процесс обучения должен обеспечить
им полное понимание учебного материала, сознательное отношение к предмету, самостоятельность и творческое мышление, умение активно использовать полученные знания и навыки в практической деятельности.
Способы активизации познавательной деятельности
игра
проблемная ситуация
исследовательская деятельность
Слайд 8 Дидактическая игра
выполняет несколько функций:
· обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на
личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
· ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
· мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).
Игры – упражнения
Игра-поиск
Игры – соревнование
Сюжетно - ролевые игры
Познавательные игры - путешествия
Слайд 9Проблемная ситуация
развивает наблюдательность, умение анализировать, синтезировать и делать выводы.
Приёмы создания проблемной
ситуации
1.Подвести учащихся к противоречию и предложить им самим способ его разрешения.
2.Учитель излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
3.Предложить рассмотреть вопрос с различных позиций.
4.Определить проблемные теоретические и практические задания.
5.Учитель ставит конкретные вопросы на обобщение, логику, рассуждение..
Слайд 10Проблемные ситуации с опорой на знания исторических сведений о языке
1.Орфография.
Как писать
сочетания жи-ши? Почему?
Верно ли, что безударную гласную –о- в слове
голубика можно проверить словом голубь?
(Да, голубика – голубой - голубь.)
2. Состав слова.
Верно ли , что плотник и плот являются родственными словами? (Да, потому что в древнерусском языке словом плот называли соединённые друг с другом бревенчатые стены домов. Такие плоты делали плотники.)
Почему слова город и град являются родственными?(Град –старославянская форма слова город, фонетический признак-неполногласие –ра-).
Слайд 11Исследовательская деятельность
развивает навыки работы с дополнительной литературой,умения исследовать, анализировать, делать выводы
Обучение
строится по двум направлениям:
знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности;
-осуществление коллективных исследований по плану (объект исследования, этапы, источники, анализ, обобщение по теме).
Темы работ с опорой на экскурс в историю языка:
«Какие родственные языки есть у русского языка?»
«Первопечатник Иван Фёдоров»
« Как приветствовали люди друг друга в далёком прошлом?»
Слайд 12 Метод проектов
В процессе обучения детей с интеллектуальными нарушениями
все большее применение находит метод проектов. Этот метод я применяю в старших классах (8–9 классы). Важно научить обучающихся самостоятельному поиску, добыванию знаний из разных источников. Особенно ярко это наблюдается на уроках развития речи.
После изучения басен И.А.Крылова обучающиеся выполняли проектную работу В стране Говорящих зверей.
В конкурсе принимали обучающиеся 9 класса. Конечный результат - создание иллюстрированного словаря фразеологизмов.
Слайд 13Творческие игры и развитие творческого
воображения на уроках русского языка.
Задание: вписать
в клетки буквы так, чтобы получилось слово
(по заданным правилам).
Слайд 14Групповая работа со словарным словом.
Комплексный анализ слова.
Схема:
1. Прочитай слово выразительно, соблюдая ударение.
2. Поставь ударение, подчеркни безударную гласную, которую необходимо запомнить в слове.
3. Произнесите слово по слогам. Обозначьте графически - /
4. Назовите 1,2, и т.д. букву и звук. Фонетическая запись слова
(балото).
5 Подумай, что обозначает данное слово. Попробуй сформулировать определение сам. Сверка по толковому словарю. Запись значения под диктовку учителя или с образца.
6. Подберите однокоренные слова. Обозначьте корень.
7. Подберите словосочетания с этим словом.
8. Составьте предложение.
9. Выбор лучшего предложения запись на доске либо каждый уч-к записывает свой вариант, затем он корректируеся, уточняется, исправляется.
10. Можно ли использовать слово в переносном значении? Пример
Слайд 15Рифмовки – специальные дидактические упражнения в стихотворной форме
КОРЕНЬ
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
лес цвет
лесок цветок
лесной цветной
лесник цветник
Слайд 16Рифмовки – контролеры
М_рской, р_чной, г_ристый,
Ст_льной, р_дной, л_систый.
Чтобы не было
сомненья,
Проверь слова, да не сп_ши,
Красиво, грамотно сп_ши!
Слайд 17«Орфографические пятиминутки»
1. Чтение загадки, отгадывание её учащимися.
2. Игры «Собери слово из
букв», «Собери слово из слогов», «Расшифруй слово», «Угадай слово», «Вставь пропущенное слово».
3. Рассматривание предметных картинок (из набора «Картинный словарь») с последующей их записью и с проговариванием.
4. Картинный диктант (показываются картинки с изображением предметов, ученик записывает названия предметов).
5. Узнавание слова по описанию признаков предмета.
6. Запись слов из словаря с пропуском трудного места (с «окном»)
7. Дописывание предложения, в котором нужно заменить картинки словами.
8. Составление рассказа из группы словарных слов (морковь, капуста, картофель, горох).
9. Восстановление деформированного предложения.
10. Мнемонические приёмы. К мнемоническим можно отнести такие: стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определённые ассоциации, помогают запомнить трудное слово.
11. Запись слова с закрытыми глазами.
12. Отгадывание кроссвордов, ребусов.
Слайд 18Качество знаний учащихся
Успеваемость и качество знаний по русскому языку.
Успеваемость 100
%.
Слайд 19Диаграмма результативности административных контрольных работ по письму и развитию речи за
2016-2017 уч.год
Слайд 20Позитивные результаты
Участие в предметных неделях
Участие в конкурсах , олимпиадах для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями
Выступление на общешкольных мероприятиях
Слайд 21Использование различных приёмов, форм, методов на уроках письма и развитии речи
ведёт к пробуждению интереса обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность учеников и воздействовать на формирование мотивации к обучению.
Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным.
Успехи в обучении ободряют, воодушевляют ребенка, помогают ему раскрыться как личности.