Слайд 1«Волшебная страна»
Песочная терапия
Слайд 2Введение
Сказки…Волшебство…Вы прочитали эти слова. Попробуйте на минуту закрыть глаза и прислушаться,
как откликнулась на них Ваша душа? Может быть, Вам стало теплее или вспомнились приятные минуты детства, перед глазами встал самый счастливый миг жизни, появилось удивительное ощущение надежды.
Наверное, каждый из нас в детстве любил лепить песочные «куличики». Быть может. Даже сейчас, придя на пляж, у многих возникает желание построить песочный город, закопаться в песок, вырыть большую яму… Кто-то скажет «Вот так взрослые и впадают в детство! «Вовсе нет! Сама структура песка притягивает нас и наших детей, зовет поиграть с ним, вступить во взаимодействие.
Слайд 3Как это начиналось…
Сам принцип терапии песком был предложен
еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а песочной массе – воплощение Жизни во Вселенной.
Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и это делает ее прекрасным средством для «заботы о душе».
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского института детской психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Маленькие пациенты Института использовали игрушки в игре с песком. А коробки с песком они называли «миром».
Слайд 4Это надо знать!
Для психологических терапевтических игр
с песком используется 2 водонепроницаемых деревянных ящика размером 19,5х28,5х3,5 дюйма. Русский вариант в сантиметрах может выглядеть так 50х70х8. такой размер соответствует оптимальному полю восприятия. Что позволяет охватывать его взглядом целиком.
Подносы должны быть обязательно деревянными, ибо это прекрасный природный материал. Оптимальный для восприятия нашего бессознательного. Для развивающих игр можно использовать ящики из других материалов.
Внутреннюю поверхность подноса ( дно и борта) окрашиваются в синий цвет. Поднос наполовину (или чуть меньше) засыпают просеянным, промытым песком.
Уровень песка задает «линию горизонта». То, что под песком, символизирует глубины бессознательного, а дно ящика обозначает воду. То, что оказывается на поверхности песка, отражает осознанные ( или осознаваемые) процессы. Связанные с проявлением ЭГО. Борта подноса над линией песка символизируют небо.
Слайд 5Изюминка песочной терапии.
Изюминка песочной терапии – коллекция миниатюрных
игрушек и предметов (высотой не более 8 см.) Юнгианские аналитики делят коллекцию игрушек на группы:
1. «Люди: домашние, военные, придуманные, мифологические».
2. «Здания: дома, школы, церкви, Замки».
3. «Животные: домашние, дикие, доисторические, морские, из зоопарка».
4. «Машины: сухопутные, водные, космические, боевые».
5. «Растительность: деревья, кусты, растения, овощные культуры».
6. «Сооружения: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота».
7. «Естественные предметы: ракушки, сплавной лес, камни, кости, яйца».
8. «Символические предметы: источники для загадывания желаний. Ящики с сокровищами, драгоценностями».
Слайд 6Волшебство началось…
Психолог приглашает ребенка выбрать игрушки и
поиграть в песок. Выбор игрушек не случаен.
Пока ребенок выбирает фигурки и играет с ними в песочнице, психолог выполняет функцию наблюдателя, схематично фиксирующего процесс построения песочной картины. Взрослый не привносит в песочницу свои фигурки. Уважая персональное пространство маленького человека. Песочный «художник» сам строит и в конце разбирает свою картину.
В среднем, классический процесс индивидуальной песочной терапии составляет 8 – 10 сеансов продолжительностью одного занятия от 25 до 50 минут ( в зависимости от возраста «художника»). За это время происходит стабилизация психоэмоционального состояния и актуализация потенциальных возможностей пациента.
Аналитики выделяют 3 стадии игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.
На стадии «хаоса» ребенок хватает множество фигурок, беспорядочно хватает, расставляет их на песочном листе.
Стадию «борьбы» можно наблюдать у сложных детей. Подростков, взрослых. На песочный лист бессознательно переносятся внутренние конфликты.
На стадии «разрешения конфликта» можно наблюдать более благополучные картины.
Слайд 7Секрет песочных сказок
Песочная терапия позволяет значительно
расширить возрастной диапазон применения. Нижняя граница спустилась до 2- 2.5 лет. Играя с ребенком в песочнице, взрослый передает знания о мире и системе отношений в нем. Что касается верхней границы применения – она пока не обнаружена.
В чем же секрет «песочных сказок». Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Этот опыт в виде «концетрата» попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке может не осознаваться). Некоторое время наше бессознательное активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент, когда мы можем заметить в поведении человека определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт!
Слайд 8Методическая копилка.
Процедура сказкотерапевтической песочной терапии:
Индивидуальная форма.
Групповая
форма.
Организация занятия.
Систематизация наблюдений и дальнейшие шаги.
Слайд 9Программа эмоционального и волевого развития для детей и подростков.
1.Занятие№1 «Волшебная страна
чувств»
2.Занятие№2»Знакомство со сказочной страной и ее ко-
ролем»
3.Занятие№3»Знакомство со слугами чувствами».
4.Занятие№4»Знакомство со слугой по имени Радость»
5.Занятие №»5 «Знакомство со слугой по имени Грусть».
6.Занятие№6 «Знакомство со слугой по имени Интерес».
7.Занятие№7 «Знакомство со слугой по имени Злость».
8.Занятие№8 «Знакомство со слугой по имени Страх».
9.Занятие№9 «Знакомство со слугами по имени Обида,
Вина, Удовольствие».
10.Занятие№10 «Заговор Обиды».
11.Занятие№11 «В поисках любви».
12.Занятие№12 «Возвращение короля».