Слайд 1Нормативно-правовая база
образования детей с ОВЗ
Слайд 2Нормативно-правовая база образования детей с ОВЗ
Нормативно-правовую базу в области образования
детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ составляют документы нескольких уровней:
международные (подписанные СССР или Россией)
федеральные (законы РФ, кодексы)
правительственные (постановления и распоряжения Правительства СССР или РФ)
ведомственные (документы Министерства образования)
региональные (документы АТО, ДОО ТО)
муниципальные (документы МОУО)
Слайд 3Международные документы
Одним из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения
прав личности, к которым относится и право на образование
«Всеобщая Декларация прав человека» - принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948.
Основа для других международно-правовых документов в области защиты прав личности.
Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права.
Историческое положение содержится в статье 1:
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»
Слайд 4Международные документы
Международно-правовой документ обобщенного характера, признавший право инвалидов
на удовлетворительную жизнь, а также все гражданские и политические права.
«Декларация о правах инвалидов» - провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12. 1975
Наиболее важным результатом проведения Международного года инвалидов стало принятие
«Всемирной программы действий в отношении инвалидов»
- Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1982 года
В рамках проведения ООН - Десятилетия инвалидов.
«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» - приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12.1993
Основной всеобъемлющий документ, защищающий права инвалидов.
Слайд 5Международные документы
«Саламанкская декларация» и «Рамки действий по образованию лиц с особыми
потребностями» - Саламанка, Испания, 7-10. 06. 1994 .
Призывают правительства всех стран:
уделять первоочередное внимание необходимости придать «включающий» (инклюзивный) характер системе образования;
включить принцип «включающего» (инклюзивного) образования как компонент правовой или политической системы;
разрабатывать показательные проекты;
содействовать обмену с государствами, имеющими опыт работы в сфере "включающей" (инклюзивной) деятельности;
разрабатывать способы планирования, контроля и оценки образовательного обеспечения детей и взрослых;
способствовать и облегчать участие родителей и организаций инвалидов;
финансировать стратегию ранней диагностики и раннего вмешательства;
финансировать развитие профессиональных аспектов «включающего»
(инклюзивного) образования;
обеспечивать наличие должных программ по подготовке учителей.
Слайд 6Международные документы
Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с
ограниченными возможностями является
«Конвенция о правах инвалидов» - принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН от 13.12.2006.
Подписана Россией 24.09.2008.
«Государства-участники признают право инвалидов на образование.
В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей
государства-участники обеспечивают инклюзивное образование
на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».
Слайд 7Международные документы
стремясь при этом:
а) к полному развитию человеческого потенциала,
а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человеческого многообразия;
б) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в полном объеме;
с) к наделению инвалидов эффективно участвовать в жизни свободного общества».
(Конвенция ООН о правах инвалидов, 2006 год)
Слайд 8Международные документы
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, образование должно быть
направлено на:
развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;
создание условий для освоения социальных навыков;
обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.
Слайд 9Международные документы
В случае ратификации Конвенции Российской Федерацией, положения международного
документа станут неотъемлемой частью российского законодательства.
Россия планирует ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов в 2013 году.
Слайд 10Федеральные документы
Главным федеральным актом России является Конституция РФ 1993 г.
Статья
43 Конституции РФ гласит
«Каждый имеет право на образование».
Слайд 11Федеральные документы
Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования,
является Закон РФ "Об образовании« от 10 июля 1992 г. N 3266-1 ( с дополнениями и изменениями).
Закон регулирует вопросы образования лиц с ОВЗ и содержит ряд статей (№ 3, 5, 12, 17, 50 и др.), закрепляющих право детей с ОВЗ, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования
1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. \
6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Слайд 12Федеральные документы
Устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью, нормы в
нем прописаны
более прогрессивно, чем в законе «Об образовании»
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - от 24.11.1995 № 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями)
В статье 1 Закона изложены основные понятия:
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Слайд 13Федеральные документы
Статья 18 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают
Дошкольное
внешкольное воспитание
образование детей-инвалидов
получение инвалидами среднего общего образования,
среднего профессионального и высшего профессионального
образования в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида.
Слайд 14Федеральные документы
Несмотря на отсутствие официального
определения инклюзивного образования на
федеральном уровне, российское
законодательство всё
же определяет его общие
правовые основы и не препятствует обучению
детей с особыми образовательными
потребностями в дошкольных и
общеобразовательных учреждениях, что в целом
соответствует Конвенции.
Слайд 15Федеральные документы
Федеральный закон 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации», статья 10 - от 24.07.1998 с изменениями.
«Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ».
Слайд 16Федеральные документы
Проблема:
Рассматриваемые правовые нормы федерального законодательства не содержат четкого механизма обеспечения
инклюзивного образования и предоставления образовательных услуг конкретным категориям детей-инвалидов.
Слайд 17Федеральные документы
Основной принцип инклюзивного образования сформулирован в
Национальной образовательной инициативе
«Наша новая школа» (документ утвержден Президентом РФ Д.А.Медведевым 04.02.2010., Пр-271)
«Новая школа - это школа для всех.
В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.»
Документом была предусмотрена разработка и принятие пятилетней
государственной программы "Доступная среда", направленная на решение этой
проблемы.
Слайд 18Правительственные документы
Важной составляющей и наиболее значимым в нормативно-правовой базе
специального образования является
постановление Правительства РФ
«Об утверждении Типового положения о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья» от 12.03.1977 № 288 (в ред. от 10.03.2009.)
В соответствии с ним созданы и функционируют
коррекционные (компенсирующие) учреждения
дошкольного образования
коррекционные общеобразовательные учреждения
коррекционные учреждения начального профессионального образования.
Слайд 19Правительственные документы
Постановление Правительства РФ от 31.07.1998. № 867 (с изменениями)
«Об
утверждении типового положения об
образовательном учреждении для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико- социальной
помощи»
позволило решать качественно задачи по
осуществлению индивидуально-ориентированной
педагогической, психологической, социальной,
медицинской и юридической помощи детям,
испытывающим трудности в усвоении образовательных
программ.
Слайд 20Правительственные документы
Основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет
образования в государственной политике, определяющим
стратегию и основные
направления его развития, служит постановление Правительства РФ от 04.10.2000
«О национальной доктрине образования в РФ».
Доктрина определяет
цели воспитания и обучения
пути их достижения посредством государственной политики в
области образования
ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г.
Она предусматривает
многообразие типов и видов образовательных учреждений
вариативность образовательных программ, обеспечивающих
индивидуализацию образования, личностно-ориентированное
обучение и воспитание.
Слайд 21Правительственные документы
Распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011. N 163-р утверждена
"Концепция Федеральной целевой
программы развития
образования на 2011 - 2015 годы»
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
обеспечение инновационного характера базового образования;
модернизацию институтов системы образования как инструментов социального развития;
создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.
Слайд 22Правительственные документы
Важным федеральным документом в области образования детей-
инвалидов является государственная программа
РФ «Доступная
среда» на 2011 - 2015 годы» (Постановление Правительства РФ от 17.03.2011. №175)
Целевым индикатором и показателем Программы является:
доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений.
Планируется, что к 2016 году доля ОУ в которых будет создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития составит 20% от общего количества ОУ.
Слайд 23Федеральные документы
Финансово-экономическим обоснованием программы предусмотрено, что минимальный объём средств, необходимых на
реализацию мероприятий по созданию в базовых образовательных учреждениях условий для беспрепятственного доступа инвалидов, составит 2,2 млн. рублей, исходя из необходимости осуществления комплекса мер в соответствии с положениями статьи 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г.№ 181-ФЗ, сводом правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям, включая:
-создание универсальной безбарьерной среды в ОУ;
-оснащение ОУ специальным, в т.ч. учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями ОДА.
Слайд 24Ведомственные документы
«Концепция реформирования системы специального
образования», принята коллегией Министерства образования РФ
09.02.1999.
Образование учащихся-инвалидов
должно предусматривать
создание для них специальной коррекционно-развивающей
среды,обеспечивающей воспитанникам
адекватные условия и равные с «обычными» детьми возможности для получения образования,
лечение и оздоровление,
коррекцию нарушений развития,
социальную адаптацию.
Лица с ОВЗ в возрасте до 21 года могут пользоваться услугами
специального образования в различных его организационных
формах (обучение на дому, в коррекционном учреждении, в
общеобразовательном учреждении общего назначения).
Слайд 25Ведомственные документы
«Концепция реформирования системы
специального образования»
В Концепции были определены наиболее значимые направления
совершенствования системы специального образования, а именно:
структурная перестройка;
содержание и оценка качества образования, образовательные технологии;
научно-исследовательская и инновационная деятельность;
обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психолого-педагогических кадров для системы специального образования.
Слайд 26Ведомственные документы
«КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 16.04.2001 N 29/1524-6)
Отмечено, что отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех принципах:
1. интеграция через раннюю диагностику,
2. через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку и
3. через разноуровневые модели интеграции.
Реализация идеи интеграции рассматривается как одна из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования (коррекционной помощи, абилитации и реабилитации и др.) и не означает ни в коей мере необходимости свертывания системы дифференцированного обучения разных категорий детей.
Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования.
Слайд 27Ведомственные документы
«О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
И ДЕТЬМИ
ИНВАЛИДАМИ» (ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 18.04.2008 № АФ-150/06)
Рассматриваются вопросы организации инклюзивного
образования, хотя употребляется термин «интегрированное обучение».
Понятие «интегрированное обучение» уже по значению, чем «инклюзивное образование».
Даны разъяснения, что Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ОВЗ могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития.
Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения.
При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3 - 4 человек.
Слайд 28Ведомственные документы
Ведущую роль в решении вопросов, касающихся своевременного
выявления детей с ОВЗ,
проведения их комплексного
обследования,подготовки рекомендаций по оказанию им
психолого-медико-педагогической помощи и определения форм
их дальнейшего обучения и воспитания, играют психолого
медико-педагогические комиссии.
Законодательную основу их деятельности составляют
ст. 50 Закона РФ «Об образовании»
ст. 14 Федерального закона "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" и
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии,
Утвержденное приказом Минобразования России от 24.03.2009 № 95.
Слайд 29Ведомственные документы
ПМПК обеспечивает:
а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) детей
в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовку по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций.
Слайд 30Ведомственные документы
В соответствии с приказом Приказ Министерства образования и науки
РФ от
06.10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» с 1-го сентября 2011 года в нашей стране все первые
классы начали работать по ФГОС начального образования.
В письме Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011. № 03-
255 "О введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования» дано разъяснение, что стандарт учитывает
образовательные потребности детей с ОВЗ.
В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая
должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все
специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
Увеличение сроков обучения;
программу коррекционной работы;
специальные пропедевтические разделы, направленные на подготовку обучающихся к освоению основной образовательной программы;
особые материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования и др.
,
Слайд 31Ведомственные документы
В соответствии с п. 19.8. ФГОС начального образования Программа
коррекционной
работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования и должна обеспечить:
● выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
● осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-
педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
● возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья
основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
Слайд 32 Региональные документы
Распоряжение ДОО ТО от 15.09.2010 № 515 Утверждает Состав
Совета Состав координационного совета по внедрению системы интегрированного (инклюзивного) образования в региональной образовательной системе Томской области в следующем составе, утверждает список образовательных учреждений, участвующих в экспериментальной работе по внедрению интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья.2010г.
Слайд 33 Региональные документы
Разработан ряд региональных нормативных правовых актов, регламентирующих получение образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Нормотворческая деятельность в этом направлении в обязательном порядке должна быть продолжена. Это обусловлено, в том числе, изменениями социально-экономической ситуации, появлением и применением новых форм получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Однако развитию региональной нормативно-правовой базы во многом мешают отсутствие ряда нормативных правовых актов федерального уровня и противоречия в действующем законодательстве.
До конца не отработаны механизмы реализации существующих законов, регламентирующих эту сферу и исполнение норм, связанных с реабилитацией и образованием детей-инвалидов, отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного (инклюзивного) образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.