Слайд 1«Нижегородской губернии –быть особо!»
300 лет назад по повелению императора Петра Первого
была создана Нижегородская губерния.
Указ об этом подписан российским императором 6 февраля (26 января по старому стилю) 1714 г.
Слайд 21714 год. Петровская эпоха.
Русский флот громит
Шведского неприятеля
у Гангута.
Вся страна
трудится
во имя победы.
Особая роль отведена
городу на слиянии Волги и Оки.
Именно тогда Нижний
Новгород становится
крупнейшим торгово-
промышленным центром.
Именно в тот период
рождается
Нижегородская губерния.
Слайд 3Нижегородская область
Административный центр - город Нижний Новгород
Нижний Новгород является столицей Приволжского федерального округа
Площадь - 76 900 км²
Население - 3359,8 тыс. человек
Официальный язык - русский
Нижегородская область
- субъект Российской Федерации в центре Европейской части России
Слайд 4На 1796 год в состав губернии входили следующие уезды:
Ардатовский (Ардатов)
Арзамасский (Арзамас)
Балахнинский (Балахна)
Васильсурский ( Васильсурск)
Горбатовский
( Горбатов)
Княгининский (Княгинино),
Лукояновский( Лукоянов),
Макарьевский ( Макарьев),
Нижегородский ( Нижний Новгород),
Семёновский ( Семёнов),
Сергачский( Сергач).
Площадь губернии составляла 53,5 тыс. км².
Павлово
Н.Новгород
Арзамас
Слайд 5Достопримечательности Нижегородской области
Керженский заповедник
Вадское озеро
Озеро Светлояр
Макарьевский монастырь
Дивеевский монастырь
Слайд 6Памятные места в Нижнем Новгороде
Нижегородский кремль
Обелиск в честь ополчения Минина
и Пожарского
Чкаловская лестница
Площадь М. Горького
Рождественская (Строгановская церковь)
Слайд 7Вид с нагорной части города
Площадь Минина и Пожарского
Памятник Валерию Чкалову
Нижегородская
ярмарка
Памятные места в Нижнем Новгороде
Слайд 8Имена, вошедшие в историю Нижегородской области
Карамзин Николай Михайлович.
Писатель, историк, публицист.
Кулибин Иван Петрович.
Механик-самоучка
Минин Кузьма.
Организатор нижегородского
земского ополчения
Пожарский Дмитрий Михайлович. Ратный воевода, руководитель нижегородского земского ополчения 1611—1612 годов.
Чкалов Валерий Павлович.
Летчик-испытатель, Герой Советского Союза.
Пушкин Александр Сергеевич.
Поэт. Родовое имение — село Болдино.
Слайд 9Серафим Саровский.
Святой преподобный старец-монах,
чудотворец.
Орлов Иван Иванович.
Изобретатель.
Бестужев-Рюмин
Михаил Павлович.
Декабрист.
Маврина Татьяна Алексеевна.
Заслуженный художник России,
лауреат Государственной премии.
Сеченов Иван Михайлович.
Ученый физиолог, создатель русской
физиологической школы
Максим Горький. Писатель
Слайд 10Хохломская роспись — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке
в округе Нижнего Новгорода. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи.
Семёновская роспись. Одним из символов России является традиционная русская матрешка. Древний народный промысел изготовления деревянной игрушки с росписью зародился на талантливой Нижегородской земле в начале XX века.
Народное искусство и художественные промыслы
Нижегородской области XVII - XXI в.в.
Слайд 11ГИМН НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Музыка Сивухина Л. Слова Шамшурина В.
Родные дали с Волгой и Окою
И синь лесов, и шепот ковыля -
Ты покоряешь силою такою,
Нижегородская моя земля.
Видны зари широкие разливы
С могучих башен древнего кремля,
Твой Китеж град, твои преданья живы,
Нижегородская моя земля.
В суровый час в колокола ты била,
Одну судьбу с Отчизною деля,
Ты для России Минина взрастила,
Нижегородская моя земля.
Твоя душа - в размахе и задоре,
И в серебристых крыльях корабля,
И в хохломском затейливом узоре,
Нижегородская моя земля.
Так процветай в красе своей и силе,
Радушьем добрым сердце веселя,
На благо всем, на славу всей России,
Нижегородская моя земля.
Слайд 12Чем славится
Нижегородская земля?
Нижегородская область – один из ведущих центров современного
народного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия пользуются заслуженной известностью не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Такие традиционные центры народного искусства, как Хохлома, Городец, Павлово, Балахна, и другие издавна снабжали многие губернии России, сёла и города крашеной деревянной посудой, художественными изделиями из металла, кружевами, узорными тканями и неповторимой золотой вышивкой. Искусство этих центров, пришедшее в упадок на рубеже 19-20 веков. Начало восстанавливаться уже в послереволюционные годы. И сегодня тысячи мастеров – резчики и мастера росписи по дереву, ткачи и вышивальщицы, металлисты и ювелиры – успешно возрождают и развивают традиции старинного искусства.
Слайд 13Город Семенов и его округа издавна славились изготовлением и росписью деревянных
изделий . Хохлома, имеющая давние художественные и ремесленные традиции, стала сейчас одним из самых ярких и популярных промыслов современного народного искусства России.
Хохломская роспись
Слайд 15Ткачество с древних времен составляло исконное занятие женского населения.
Ткачество
Слайд 16В Нижегородском крае издавна было развито кружевоплетение на коклюшках. Одним из
самых известных центров кружевоплетения в России была Балахна. Плетением кружев в XIX веке занималась половина всего женского населения Балахны, а также жительницы соседних селений.
Кружевоплетение
Балахнинские мастерицы выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, пояса, оплеты носовых платков, концы полотенец, воротники, платья и пальто. Типичными для этих изделий были цветочные мотивы, но встречались и геометрические в виде ромбов, кругов, цепей. Выработался особый вид кружева - "балахонский манер", своеобразие которого заключалось в легком тюлевом фоне, на котором располагались букеты цветов.
Слайд 17Горьковские гипюры - это белая ажурная вышивка, отличается большей ажурностью. В
узорах преобладают геометрические фигуры в виде ромбов, но углы их слегка скруглены (их называют "розетками", "цветками"). Геометрические фигуры сочетаются с растительными мотивами - ветками ягод, листьями и т. п.
Своеобразием горьковских гипюров являются длинные стежки, выполненные мягкими белыми нитками. При вышивке на машине их настрачивают сновками по диагонали одной-двух клеток, образуя удлиненные формы. Технология вышивки, разработанная еще в XVII веке и ставшая традиционной, рассчитана только на ручную работу
Горьковский гипюр
Слайд 18Филигрань
(обработка металла)
Филигрань или скань - один из древнейших видов художественной
обработки металлов в России. Название "филигрань" происходит от латинских слов filum - нить и granum - зерно; "скань" - от древнеславянского - свить, скрутить. Названия указывают на особенность технологии - для изготовления филигранных изделий использовали скрученные проволочки и "зернь", т.е. маленькие шарики.
Слайд 19Матрешки
Первая русская матрешка появилась в конце XIX века и снискала небывалое
признание как символ русского народного искусства.
В основе имени Матрешка, Матрена лежит латинское слово "mater", означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства
Знаменитая семеновская матрешка отличается от матрешек других центров своей многоместностью, в нее вкладывают до 15-18 кукол. Именно в Семенове была выточена самая большая 72-местная матрешка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр. Своеобразны и семеновские парные матрешки-футляры "Русский молодец" и "Русская красавица".
Еще один центр по изготовлению и росписи матрешек - Полховский Майдан расположен на юго-западе области. Основной элемент матрешки - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках. В находящимся неподалеку селе Крутец роспись матрешек отличается тяготением к экспериментам. Это относится не только к характеру росписи, но и к самой форме изделия.
Слайд 20Художественая резьба по кости
Еще в XVIII веке мастера Павлова и Ворсмы
украшали ножи костяными рукоятками в виде объемной небольшой скульптуры.
Фигурки львов, драконов, птиц, воинов выполнены с тонким пластическим мастерством. Они являются образцами мелкой пластики в Нижегородской народной резьбе по кости.
Мотивы для своих изделий косторезы берут в орнаментах нижегородской резьбы и росписи по дереву. На резных предметах часто можно увидеть изображения исторических и архитектурных памятников Нижегородской области.
Слайд 21Хохлома стала промыслом особенным, уникальным благодаря применению техники окраски дерева в
золотой цвет без затраты драгоценного золота. Эта техника была известна русским иконописцам еще в 12 веке, а к 17 веку получила широкое распространение.
Слайд 22В Нижегородской губернии матрешки стали делать в начале 20 века в
с.Меринове, расположенном на берегу Керженца в 7 километрах от г.Семенова. К этому времени здесь уже существовал промысел по изготовлению токарных игрушек, таких, как самовары, внутрь которых вкладывались игрушечные чашки и блюдца, пирамиды, детские каталки и другие виды изделий.
Матрешки изображали бойких румяных девушек в ярких платках на голове и с пышными цветами на груди.
Слайд 23Произведения городецких мастеров привлекают зрителей прежде всего яркой праздничностью. Городецкая роспись
насыщена всем богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов, разноцветных причудливых птиц, стройных городецких коней, бегущих по цветущему лугу.
Слайд 24Село Полховский Майдан расположено в нечерноземной полосе юго-восточной части Нижегородской области
С начала 19 века крестьяне села занимались подсобными промыслами, в частности токарным делом, развитию которого способствовали ежегодно проводившиеся в Нижнем Новгороде ярмарки.
Слайд 25В Кстовской, Бешенцевской и Сельнинской волостях Нижегородского уезда был развит пухоткацкий
промысел, то есть тканье полотен с гусиным пухом. До сих пор во многих домах сохранились ткацкие станы, в наши дни по праздникам в деревнях столы застилают красными, синими, лиловыми или розовыми столешниками, а стены украшают белоснежными полотенцами с яркой красной каймой.
Слайд 26Казаковского объединения разработали широкий ассортимент филигранных изделий, включавших наряду с ювелирными
украшениями такие бытовые предметы, как подстаканники, конфетницы, туалетные лоточки, вазочки Медные посеребренные поделки: бубенчики, пряжки, пуговицы, крестики во второй половине 19 века делали мастера села Мурашкина, используя главным образом технику литья, в Безводном на Волге создавались посеребренные цепочки в виде плетенок и шнурков, отдельные мастера – ювелиры работали в Арзамасе, Лыскове .
Слайд 27Нижегородская ярмарка. Здесь представлены экспозиции народных художественных промыслов Нижегородского края.