Слайд 1Нарушения зрения
.
Работу подготовила: учитель-логопед Белоусова М.И.
Слайд 2Зрение
Одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию
о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию.
Слайд 3Глаз- самый подвижный из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные
движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Мелкие движения глаз (микродвижения) играют значительную роль в зрительном восприятии.
Слайд 4Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения —
способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице — 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.
Слайд 5Выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:
- слепые — это дети
с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков), либо сохранившие способность к светоощущению;
- абсолютно, или тотально, слепые — дети с полным отсутствием зрительных ощущений;
- частично слепые — дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04;
- слабовидящие — дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.
Слайд 6В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей:
1.слепорожденные —
дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;
2.ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.
Слайд 7Все причины нарушения функции глаз можно разделить на: наследственные, врождённые (появившиеся
во внутриутробном периоде) и приобретённые (возникшие после рождения под воздействием различных внешних факторов).
Но это деление относительно, т.к. та или иная патология может относиться сразу к трём группам, например близорукость (миопия), может передаваться по наследству от родителей, может возникать во время внутриутробного развития, а также может быть приобретённой вследствие ускоренного роста глаза.
Слайд 8Первый осмотр новорожденного офтальмологом должен проводиться ещё в родильном доме. Это
в первую очередь касается недоношенных детей, родившихся с весом менее 2 кг, со сроком гестации менее 34 недель. Для этих детей велик риск развития ретинопатии недоношенных. Под этим термином подразумевают аномальный рост сосудов сетчатки, который впоследствии может привести к полной отслойке сетчатки и, соответственно, к слепоте.
Слайд 9Среди нарушений зрения, наиболее часто встречающихся у детей, можно выделить следующие:
близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия, косоглазие, поражения сетчатки глаза, птоз (опущение верхнего века), нарушения зрения в результате травм, воспалительных заболеваний и др.
Слайд 10Миопия (близорукость), Фокусирование изображения происходит перед сетчаткой глаза, а не на
ней, как это должно быть в норме. Нечеткая картинка возникает при отдалении предметов.
Слайд 11Гиперметропия (дальнозоркость). Фокусирование осуществляется за сетчаткой, из-за чего размытыми становятся близко
расположенные предметы. Глазной хрусталик ребенка достаточно подвижен и стремится нейтрализовать проблему. Из-за прилагаемых усилий по обеспечению одинаково четкого восприятия как отдаленных предметов, так и приближенных глаза быстро переутомляются, возможно развитие косоглазия.
Слайд 12Амблиопия— различные по происхождению формы понижения зрения, причиной которого преимущественно являются
функциональные расстройства зрительного анализатора, не поддающееся коррекции с помощью очков или контактных линз.
Слайд 13Стробизм (косоглазие) - любое нарушение параллельности зрительных осей обоих глаз. Положение
глаз, характеризующееся неперекрещиванием зрительных осей обоих глаз на фиксируемом предмете.
Слайд 14Астигматизм (дефокусировка) появляется в результате изменения формы роговицы глаза. У взрослых
и детей с нарушением зрения такого рода четкость изображения неоднородна. Даже если один предмет видно четко, соседний может быть размытым.
Слайд 15Стокомы (изменения поля зрения) – дефекты, имеющие место на участке ограниченного
размера. При нарушении полей зрения на изображении могут появляться небольшие пятна или тени. Выявление дефекта может производиться специализированными методами, больной может ничего о нем не подозревать.
Слайд 16Стокомы (изменения поля зрения) – дефекты, имеющие место на участке ограниченного
размера. При нарушении полей зрения на изображении могут появляться небольшие пятна или тени. Выявление дефекта может производиться специализированными методами, больной может ничего о нем не подозревать.
Слайд 17Синдром Терии – поражение сетчатки глаза, возникающее в ряде случаев в
первые дни жизни у недоношенных детей при изменениях, происходящих в сосудах кровоснабжения, расположенных на глазном яблоке. Еще не до конца сформировавшийся глаз чутко реагирует на подобные преобразования, в результате чего зрение может быть испорчено на всю оставшуюся жизнь.
Слайд 18Птоз (опущение века). При этом дефекте наблюдается полное или частичное опущение
века. Справиться с ним обычно можно применением медикаментозной терапии, но в некоторых случаях без хирургического вмешательства
не обойтись.