Презентация, доклад на тему Нарушение письма, обусловленное несформированностью оптико-пространственного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, и его преодоление у младших школьников

Содержание

ДИСГРАФИЯ частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки, не связанные со знанием правил орфографии: искажение и замена букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме

Слайд 1НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА, ОБУСЛОВЛЕННОЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА, ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА, И ЕГО

ПРЕОДОЛЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Учитель-логопед
МБОУ ОШИ №1 г.Пензы
Бузылева Яна Викторовна

НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА, ОБУСЛОВЛЕННОЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА, ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА,  И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВУчитель-логопед

Слайд 2ДИСГРАФИЯ
частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся

ошибки, не связанные со знанием правил орфографии:

искажение и замена букв,
искажение звуко-слоговой структуры слова,
нарушение слитности написания отдельных слов в предложении,
аграмматизмы на письме
ДИСГРАФИЯ частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки, не связанные со знанием правил

Слайд 3ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
связана с
недоразвитием зрительного гнозиса,
недоразвитием зрительного мнезиса,
анализа

и синтеза,
пространственного восприятия и представлений,
что на письме проявляется в заменах и искажениях букв
ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ связана с недоразвитием зрительного гнозиса, недоразвитием зрительного мнезиса, анализа и синтеза, пространственного восприятия и представлений,

Слайд 4КИНЕТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
смешения графически сходных букв, обусловленные нарушением динамической организации движений

КИНЕТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯсмешения графически сходных букв, обусловленные нарушением динамической организации движений

Слайд 5ПРИМЕРЫ СМЕШЕНИЯ БУКВ НА ПИСЬМЕ ПО ОПТИЧЕСКОМУ И КИНЕТИЧЕСКОМУ СХОДСТВУ

ПРИМЕРЫ СМЕШЕНИЯ БУКВ НА ПИСЬМЕ ПО ОПТИЧЕСКОМУ И КИНЕТИЧЕСКОМУ СХОДСТВУ

Слайд 6Буквы рукописного шрифта, имеющие сходство
оптическое
кинетическое

Буквы рукописного шрифта, имеющие сходствооптическоекинетическое

Слайд 7Примеры ошибок учеников начальной школы при чтении
«жолодная зима»,
«поле хелтеет»,
«и

давай Машу обнумать»,
«тяжелая радота»,
«дни столи короче» и т.д.
Примеры ошибок учеников начальной школы при чтении«жолодная зима», 	«поле хелтеет», 		«и давай Машу обнумать», 			«тяжелая радота», 				«дни

Слайд 8Письменная работа ученика 3 класса на начало учебного года

Письменная работа ученика 3 класса на начало учебного года

Слайд 9Анализ письменных работ учащихся 3 класса на

начало и конец учебного года
Анализ письменных работ учащихся     3 класса на начало и конец учебного года

Слайд 10 Расширение объема и уточнение зрительной памяти
Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов
Развитие графо-моторных

навыков, овладение графической символизацией

Формирование пространственно-временных представлений

Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса)

Развитие зрительного анализа и синтеза

Направления коррекционно-логопедической работы


7


3


6


1


4


5


2

Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство, изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах

Расширение объема и уточнение зрительной памятиУточнение конкретно-пространственных значений предлоговРазвитие графо-моторных навыков, овладение графической символизацией Формирование пространственно-временных

Слайд 11Виды работ по уточнению представлений о форме, цвете, величине
Выставляются фигуры

(круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, полукруг), различные по цвету и величине, и предлагается подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по форме и цвету.
Задания на соотнесение формы фигур и реальных предметов (круг — арбуз, овал — дыня, треуголь­ник — крыша дома, полукруг — месяц), а также цвета фигур и реальных предметов.
Виды работ по уточнению представлений  о форме, цвете, величине	Выставляются фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб,

Слайд 12Развитие зрительной памяти
Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается

5—6 предметов,  картинок,  которые дети должны запомнить.  Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.

Дети запоминают 4—6 картинок,  затем отбирают их среди других 8—10 картинок.

Запомнить буквы, цифры или фигуры (3—5), а затем выбрать их среди других.

Игра «Что изменилось?». Логопед раскладывает 4—6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.

Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.

1

2

3

4

5

Развитие зрительной памяти 	Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5—6 предметов,  картинок,  которые дети должны запомнить.

Слайд 13Развитие ориентировки в окружающем пространстве, уточнение пространственного расположения фигур и букв
Определение

пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т. е. к самому себе.
Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева», «Положи книгу справа, слева от себя». Если ребенок затрудняется в выполнении этого задания, уточняется: справа, это значит ближе к правой руке, а слева — ближе к левой руке.
Определение пространственных соотношений между 2—3 предметами или изображениями.
Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.
Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку.
Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже — крестик, справа от точки — кружок.
Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.
Развитие ориентировки в окружающем пространстве, уточнение пространственного расположения фигур и буквОпределение пространственного расположения предметов по отношению к

Слайд 14Развитие зрительного гнозиса, зрительного анализа, синтеза, зрительно-моторной памяти
Найти фигуру, букву в

ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв (например, ла, лм, ад, вр, вз).
Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции.
Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти). Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв.
Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение.
Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.
Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.
Реконструировать букву, добавляя элемент: из А — Л - Д, К — Ж, 3 — В, Г — Б.
Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р—Ь, И—Н, Н—П, Г—Т.
Определить различие сходных букв,  отличающихся лишь одним элементом: 3 —В, Р—В.
Развитие зрительного гнозиса, зрительного анализа, синтеза, зрительно-моторной памятиНайти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных

Слайд 15Уточнение и дифференциация оптических образов смешиваемых букв
Буква «О»
Особенность как графемы –

овал.
Как артикулемы – губы овалом.
Как фонемы – гласный, выражение восторга.
Как кинемы – движения руки при написании буквы совпадают с круговыми движениями обруча. Следовательно, образ буквы «О» - обруч, облако, озеро.
Буква «Д»
Особенность как графемы – элемент вниз.
Как артикулемы – в произношении участвуют десны.
Как кинемы – движение руки при написании буквы похоже на падающие вниз капельки дождя. Звуковое сопровождение – звук дождя. Следовательно, образ буквы «д» - дождь.

Уточнение и дифференциация оптических образов смешиваемых буквБуква «О»Особенность как графемы – овал.Как артикулемы – губы овалом.Как фонемы

Слайд 16Различение смешиваемых букв
дифференциация
изолированных букв,
букв в слогах,
в словах,
в

предложениях,
в тексте

Различение смешиваемых букв дифференциацияизолированных букв, букв в слогах, в словах, в предложениях, в тексте

Слайд 17Найди тень фигуры

Найди тень фигуры

Слайд 18Назови перечёркнутые буквы

Назови перечёркнутые буквы

Слайд 19В этой букве нет угла, от того она кругла. До того она кругла, Покатиться

бы могла Е.Тарлапан
В этой букве нет угла, от того она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла Е.Тарлапан

Слайд 20Что не дорисовано на картинке?

Что не дорисовано на картинке?

Слайд 22Коварная буква. Зачеркни неверно написанную букву

Коварная буква.  Зачеркни неверно написанную букву

Слайд 23Дорисуй и раскрась:

Дорисуй и раскрась:

Слайд 24Назови недорисованные изображения

Назови недорисованные изображения

Слайд 25Узнай буквы, изображённые пунктиром

Узнай буквы, изображённые пунктиром

Слайд 26Узнай и назови заштрихованные буквы

Узнай и назови заштрихованные буквы

Слайд 27Назови недописанные буквы

Назови недописанные буквы

Слайд 28Какие буквы ты видишь?

Какие буквы ты видишь?

Слайд 29Рассмотри и раскрась картинки

Рассмотри и раскрась картинки

Слайд 30Найди и назови буквы в алфавитном порядке

Найди и назови буквы в алфавитном порядке

Слайд 31Соедини буквы в алфавитном порядке

Соедини буквы в алфавитном порядке

Слайд 32Соедини сходные по написанию буквы

Соедини сходные по написанию буквы

Слайд 33Внимательно посмотри на ряд букв. Какая из четырёх букв не подходит

к остальным и почему?
Внимательно посмотри на ряд букв. Какая из четырёх букв не подходит к остальным и почему?

Слайд 34Недорисованные буквы в тексте

Недорисованные буквы в тексте

Слайд 35Анализ письменных работ учащихся 3 класса на

начало и конец учебного года
Анализ письменных работ учащихся     3 класса на начало и конец учебного года

Слайд 36Выводы
Для преодоления дисграфии необходимо проведение систематической коррекционно-логопедической работы, которая носит

дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка, что способствует устранению дислексии и дисграфии, в том числе - оптической и кинетической.
Выводы Для преодоления дисграфии необходимо проведение систематической коррекционно-логопедической работы, которая носит дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его

Слайд 371. Аманатова М.М. Дифференциация букв по оптическому сходству.// «Школьный логопед», 2006, №

2.
2. Вавринович  О.А. Использование приема «рисование буквы» при обучении детей младшего школьного возраста грамоте.// «Начальная школа»
3. Лалаева   Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах, М.: Владос, 1999
    4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников, М.: Просвещение, 1997

Литература

1. Аманатова М.М. Дифференциация букв по оптическому сходству.// «Школьный логопед», 2006, № 2. 2. Вавринович  О.А. Использование приема «рисование буквы»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть