Презентация, доклад на тему Нарратив - сказка не только для детей

По определению психологов и философов Рома Харре и Йенса Брокмейера, нарратив — это ансамбль «лингвистических и психологических структур, передаваемых культурно-исторически, ограниченных уровнем мастерства каждого индивида и смесью его или ее социально-коммуникативных способностей с лингвистическим мастерством». Сообщение о любом жизненном событии обычно принимает форму истории,

Слайд 1Нарратив – сказка не только для детей
Автор: практический психолог КУ «ОШ

I-III ступеней №25 г. Енакиево»
Нарратив – сказка не только для детейАвтор: практический психолог КУ «ОШ I-III ступеней №25 г. Енакиево»

Слайд 2 По определению психологов и философов Рома Харре и Йенса Брокмейера, нарратив — это ансамбль «лингвистических

и психологических структур, передаваемых культурно-исторически, ограниченных уровнем мастерства каждого индивида и смесью его или ее социально-коммуникативных способностей с лингвистическим мастерством». Сообщение о любом жизненном событии обычно принимает форму истории, рассказанной в соответствии с «определенными соглашениями». С помощью этой истории человек пытается упорядочить собственный опыт, исходя из своих представлений о мире. Так или иначе, нарратив переносит основное содержание истории из фабулы в сам процесс и способ повествования.

По определению психологов и философов Рома Харре и Йенса Брокмейера, нарратив — это ансамбль «лингвистических и психологических структур, передаваемых культурно-исторически, ограниченных уровнем

Слайд 3Нарративная психология утверждает, что нам проще воспринимать собственную жизнь по законам сюжета,

а не с помощью каких-то логических правил. Тем более, что жизни «самой по себе» вроде как и не существует: мы с детства составляем свое представление о мире, основываясь на рассказах значимых для нас людей.
Часть значений термина «нарратив» совпадает с общеупотребительными словами «повествование», «рассказ», «сказка».
Нарративная психология утверждает, что нам проще воспринимать собственную жизнь по законам сюжета, а не с помощью каких-то логических правил. Тем более, что

Слайд 4Однако нарратив – это сказка не только для детей.
В нарротивной терапии-

это идея о том, что жизни и отношения людей формируются:
знаниями и историями, которые были созданы сообществами людей, и привлекаются этими людьми для осмысления и описания их опыта;
определенными практиками "Я" и отношений, в которых способы жизни связываются с этими знаниями и историями. Нарративная терапия помогает людям разрешить их проблемы;
позволяет им отделить их жизнь и отношения от тех знаний и историй, которые, по их мнению, уже себя исчерпали;
помогает им бросить вызов тем способам жизни, которые они воспринимают как доминирующие, подчиняющие;

Однако нарратив – это сказка не только для детей.В нарротивной терапии- это идея о том, что жизни

Слайд 5поощряет людей переписать их истории жизни в соответствии с альтернативными, предпочитаемыми

(самими людьми) историями их идентичности и в соответствии с предпочтительными (для самих людей) способами жизни.
В самом широком смысле нарративная терапия является беседой, в процессе которой люди перерассказывают, то есть рассказывают по-иному истории свой жизни. Для нарративных терапевтов "история" - это некие события, увязанные в определенные последовательности на некотором временном промежутке и приведенные таким образом в состояние наделенного смыслом сюжета.
поощряет людей переписать их истории жизни в соответствии с альтернативными, предпочитаемыми (самими людьми) историями их идентичности и

Слайд 6Когда мы рождаемся, у нас нет никаких идей о том, какой

смысл имеет ежесекундно получаемый нами опыт, нет названий тому, что мы переживаем. Мы не знаем, кто мы, где мы, что мы люди, вокруг нас родственники, над кроваткой игрушка, а сами мы, к примеру, довольны или голодны. У нас нет даже таких понятий, как "кто", "где", "вокруг", "Я", удовольствие и пр. Постепенно от окружающих нас людей мы узнаем, что мы есть, у нас есть имя, мы мальчик или девочка, что мы капризничаем или ведем себя хорошо, что мы настойчивые или ленивые, плаксивые или чувствительные, умные или непослушные. Взрослые люди сообщают нам, что сейчас мы грустим, а в другой момент радуемся, что нам больно или смешно, тревожно или спокойно. Так шаг за шагом мы формируем истории, о том, кто мы, и какова наша жизнь. А жизнь при этом продолжается, и каждому переживаемому мгновенью мы приписываем тот или иной смысл в соответствии с уже имеющимися у нас знаниями.
Когда мы рождаемся, у нас нет никаких идей о том, какой смысл имеет ежесекундно получаемый нами опыт,

Слайд 7История жизни каждого человека состоит из множества переплетающихся сюжетов – о

том, каков он, о его личной жизни, карьере, учебе, о его достижениях и разочарованиях, семье и увлечениях, желаниях и планах. При этом мы стремимся к тому, чтобы каждая сюжетная линия выглядела логично, и все они между собой были как-то согласованы.
Иногда истории, которые мы рассказываем, говорят о нас больше, чем наши поступки. Нарративное направление в психологии использует наши рассказы, чтобы помочь нам самим. Вооружившись этим знанием, любой человек может по-другому взглянуть на свое прошлое и даже изменить будущее.
По теории Брунера, картину внутреннего мира мы начинаем рисовать с детства, выслушивая рассказы родителей, а затем передавая полученный опыт другим. Этот процесс непрерывен. Обмениваясь историями человек не только выражает свое «Я», но и придает смысл и вес конкретным событиям собственной жизни, достраивает и перестраивает внутренний мир.
История жизни каждого человека состоит из множества переплетающихся сюжетов – о том, каков он, о его личной

Слайд 8Брунер утверждал: «Для сознания человека не бывает незначительных историй: беседа с

коллегами, семейная ссора или внутренний спор с собой… То, как мы трактуем для себя или для других какое-либо событие, определяет нашу жизнь, даже если мы и не фиксируем это событие в нашей памяти».
Один из основных тезисов нарротивной теории гласит, что жизни самой по себе не существует. Мы знаем мир только понаслышке, то есть составляем представление о нем, опираясь на интерпретации других людей, связанных с их убеждениями, правилами и ценностями. Переданные нам стереотипы мешают взглянуть на себя и действительность объективно. Мышление становится выборочным, более того, ограниченным: излагая свои истории мы неосознанно оставляем только выгодные нам факты и детали. Используя эту схему, мы не только определенным образом представляем себе и другим свое прошлое, но и формируем поведение в настоящем, что естественно, сказывается и на будущем.
Брунер утверждал: «Для сознания человека не бывает незначительных историй: беседа с коллегами, семейная ссора или внутренний спор

Слайд 9Психологи Майкл Уайт и Дэвид Эпстон, в 1980-х годах впервые применившие

в психотеррапевтической практике нарротив, считают, что любую индивидуальную историю можно перерассказать, добавив пропущенные детали. В отличие от современных классических психологов нерративные терапевты предлагают клиентам возможность переписать историю своей жизни. Вместе со специалистом человек пересматривает свое прошлое, иначе расставляет акценты, корректирует настоящее и формирует будущее.
Психологи Майкл Уайт и Дэвид Эпстон, в 1980-х годах впервые применившие в психотеррапевтической практике нарротив, считают, что

Слайд 10Что такое сказка-терапия всем известно, а вот с нарративным подходом я

познакомилась впервые. Методы, которые используются в нарративе – сродни гештальт-психологии. В нарративной терапии существует такое понятие, как доминирующая история. Это опять говоря языком гештальта, те самые интроекты, с помощью которых мы формируем свой жизненный сценарий.
Что такое доминирующая история?
Доминирующая история – когда мы преимущественно обращаем внимание на те события, которые подтверждают уже сконструированные нами же самими доминирующие истории о нас.  А многочисленные эпизоды, которые эти же самые истории разрушают (это эпизод, противоречащий доминирующей главенствовавшей сюжетной линии), мы отбрасываем и быстро забываем, относя его к некой случайности. Задача нарративной терапии пополнить позитивными эпизодами уже существующие в жизни истории, жизненные сценарии. Потому что те эпизоды, которые мы не вписали в свою основную жизненную сказку, они все как отдельные как будто весящие в пустоте, не наделенные особым смыслом и поэтому они очень быстро блекнут.  Т.е. мы не берем их себе на вооружение, для того чтобы поменять репертуар своего поведения. В результате у нас формируется та самая проблемно-насыщенная история, в которой мы умеем выживать.
Что такое сказка-терапия всем известно, а вот с нарративным подходом я познакомилась впервые. Методы, которые используются в

Слайд 11Когда человек приходит в терапию, в каком состоянии он приходит к  нарративному

терапевту?
Майкл Уайт пишет про это: «по моему мнению, люди приходят в терапию, когда доминирующая история не позволяет им прожить свои собственные предпочтительные истории или когда человек активно участвует в воплощении истории, которую он находит бесполезной».
Ну, вот когда у человека наступает коллапс, например, «в этом мне не повезло, и я не понимаю, что мне с этим делать». Тогда мы вот эту доминирующую историю меняем на более жизнеспособную, альтернативную.
В нарративе самое главное это разрушение доминирующей истории, которая не позволяет человеку развиваться или что-то поменять. Терапевт своей  стратегией старается выявлять маленькие позитивные жизнеспособные истории и сделать эти поддерживающие социальные знания и стереотипы видимыми. Чтобы человек понимал, что в его жизни происходит не так и что можно с этим сделать. Можно собственную историю жизни переписать.
«Меняется репертуар поведения на основании измененного репертуара знаний» - это из Фрейда, называется «Фрейдийский драйв».

Когда человек приходит в терапию, в каком состоянии он приходит к  нарративному терапевту?Майкл Уайт пишет про это: «по

Слайд 12Работа в нарративном подходе проходит иллюстративно, импульсивно, демонстративно, у клиента больше работает

персона. Между сессиями в нарративе клиентам дается домашнее задание.
Нарративный терапевт работает в зоне ближайшего развития клиента, терапевт не является экспертом и присутствует полная децентрация, он не делится ни чем и если он предлагает клиенту готовые истории, то только с учетом его доминирующей истории, с учетом его жизненного сценария. В центре терапии это знания клиента о своей жизни. Терапевт работает в основном с помощью вопросов, задает вопросы, способствующие построению новой истории, исходя из той идеологии, что клиент любит, на что он может опираться в создании альтернативной идеологии, во что клиент верит.
Это благодарная терапия, в которой изменения наступают очень быстро.  Терапия проходит стремительно при условии благодарного контингента. К сожалению, некоторым людям нужно время, чтобы определиться с предпочтениями, проверяя их в обычной жизни, лишь чтобы достаточно развить и оживить новую предпочтительную историю».
Работа в нарративном подходе проходит иллюстративно, импульсивно, демонстративно, у клиента больше работает персона. Между сессиями в нарративе клиентам

Слайд 13СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть