Презентация, доклад на тему Направления деятельности консилиума образовательной организации в рамках реализации инклюзивного подхода, психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Презентация

Содержание

Нормативно-правовые документы1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации» статья 79. Организация получения образования обучающимися с ОВЗ

Слайд 1

«Направления деятельности консилиума образовательной организации в рамках реализации инклюзивного подхода,

психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми и множественными нарушениями»


«Направления деятельности консилиума образовательной организации в рамках реализации инклюзивного подхода, психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми и

Слайд 2Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №

273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации»
статья 79. Организация получения образования обучающимися с ОВЗ
статья 11 пункт 6. ФГОС обучающихся с ОВЗ

2. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12 2014г. №1598 «Об утверждении «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

3. Приказ Минобрнауки РФ от «19»  декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ»
Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Нормативно-правовые документы1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации»

Слайд 3



адекватное определение вида, варианта образовательной программы, а также специальных образовательных условий

ее реализации на ПМПК;

наличие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума, высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих реализацию психолого-педагогического сопровождения;

материально-технического обеспечения, в том числе программно-методического обеспечения;

наличие в шаговой доступности реально функционирующей сети образовательных и иных организаций, обеспечивающих дополнительное комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ вне образовательной организации, в которой он обучается.



Условия эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

адекватное определение вида, варианта образовательной программы, а также специальных образовательных условий ее реализации на ПМПК;наличие в образовательной

Слайд 4




По мнению Н.Я. Семаго «если

стратегию включения ребенка в
определенной степени определяют специалисты ПМПК,
«задающие» особые необходимые условия для успешного
включения ребенка с ОВЗ в среду обычных сверстников, то
разработка тактических задач сопровождения, конкретизация
последовательности подключения того или иного специалиста или
условия в конкретном ОУ, подбор конкретных коррекционных
программ, тактик, технологий сопровождения, адекватных
особенностям ребенка…является задачей именно ПМПк ОУ».



По мнению Н.Я. Семаго «если стратегию включения ребенка в определенной степени

Слайд 5Основные задачи деятельности консилиума
-выявление детей, нуждающихся в создании СОУ и подготовка

рекомендаций по направлению их на ПМПК для определения СОУ;

-создание и реализация рекомендованных ПМПК СОУ для получения образования;

-разработка и реализация специалистами консилиума программы психолого-педагогического сопровождения как компонента образовательной программы, рекомендованной ПМПК;

-оценка эффективности реализации программы сопровождения, в том числе психолого-педагогической коррекции особенностей развития и социальной адаптации ребенка с ОВЗ в образовательной среде;

-изменение при необходимости компонентов программы сопровождения, коррекция необходимых СОУ в соответствии с образовательными достижениями и особенностями психического развития ребенка с ОВЗ;
Основные задачи деятельности консилиума-выявление детей, нуждающихся в создании СОУ и подготовка рекомендаций по направлению их на ПМПК

Слайд 6-подготовка рекомендаций по необходимому изменению СОУ и программы психолого-педагогического сопровождения;

-подготовка

и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень достигнутых образовательных компетенций, эффективность коррекционно-педагогической деятельности специалистов консилиума;

- консультативная и просветительская работа с родителями, педагогическим коллективом ОО в отношении особенностей психического развития и образования ребенка с ОВЗ, характера его социальной адаптации в образовательной среде;

- координация деятельности по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ с другими образовательными и иными организациями (в рамках сетевого взаимодействия);
- организационно-методическая поддержка педагогического состава организации в отношении образования и социальной адаптации сопровождаемых детей с ОВЗ.
-подготовка рекомендаций по необходимому изменению СОУ и программы психолого-педагогического сопровождения; -подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие

Слайд 7
1. После периода адаптации детей, поступивших в образовательную организацию, проводится их

скрининговое обследование с целью выявления детей, нуждающихся в организации для них СОУ.

2. По результатам скрининга проводится коллегиальное обсуждение специалистами консилиума, на котором принимается предварительное решение о возможной необходимости создания для некоторых детей СОУ.

3. Родителям, дети которых, по мнению специалистов, нуждаются в организации СОУ, рекомендуется пройти ПМПК с целью уточнения необходимости создания для них СОУ.
В случае несогласия родителей (законных представителей) с решением консилиума о необходимости прохождения ПМПК, обучение и воспитание ребенка осуществляется по образовательной программе, которая реализуется в данной ОО в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Этапы деятельности консилиума в рамках реализации инклюзивного подхода в образовательной организации

1. После периода адаптации детей, поступивших в образовательную организацию, проводится их скрининговое обследование с целью выявления детей,

Слайд 8
4. После прохождения ребенком ПМПК и получения ОО его заключения

об особенностях ребенка с соответствующими рекомендациями по созданию СОУ каждым специалистом консилиума проводится углубленное обследование ребенка с целью уточнения и конкретизации рекомендаций ПМПК по созданию СОУ и разработке психолого-педагогической программы сопровождения.

5. По результатам обследований специалистов проводится коллегиальное заседание консилиума, на котором определяется и конкретизируется весь комплекс условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
Итогом коллегиального заседания является заключение консилиума, в котором конкретизируются пакет СОУ и программа психолого-педагогического сопровождения ребенка на определенный период реализации образовательной программы, рекомендованной ПМПК.
Программа психолого-педагогического сопровождения детализируется каждым специалистом консилиума, согласовывается с родителями, с руководителем консилиума и руководителем ОО и подписывается ими.
4. После прохождения ребенком ПМПК и получения ОО его заключения об особенностях ребенка с соответствующими рекомендациями

Слайд 9
6. В конце периода, на который были конкретизированы СОУ, реализовывалась образовательная

программа, рекомендованная ПМПК, и программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, проводится консилиумная сессия, основной задачей которой является оценка эффективности деятельности специалистов сопровождения, включая реализацию пакета СОУ.

Итогом деятельности консилиума на этом этапе является заключение, в котором обосновывается необходимость продолжения обучения ребенка по образовательной программе, рекомендованной ПМПК.
6. В конце периода, на который были конкретизированы СОУ, реализовывалась образовательная программа, рекомендованная ПМПК, и программа психолого-педагогического

Слайд 10
7. В ситуации, когда эффективность деятельности специалистов минимальны, отсутствуют или имеют

негативную направленность, а состояние ребенка ухудшается, эффективность реализации образовательной программы, рекомендованной ПМПК, не соответствует имеющимся образовательным критериям или имеет негативную направленность для развития ребенка, консилиумом может быть принято решение о необходимости повторного прохождения ПМПК с целью изменения пакета СОУ.

Заключение о необходимости изменения в целом образовательной траектории и ее компонентов подписывается специалистами консилиума, проводившими обследование, и руководителем консилиума. Родители (законные представители) ребенка с ОВЗ подписывают заключение консилиума, отмечая свое согласие или несогласие с ним.

Заключение консилиума носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
7. В ситуации, когда эффективность деятельности специалистов минимальны, отсутствуют или имеют негативную направленность, а состояние ребенка ухудшается,

Слайд 11 Коллегиальное заключение психолого-медико-педагогического консилиума (пример)
 «__» _____________ 20____ года состоялся ПМПк ОУ по

проблемам обучения учащейся(гося) ______________________ ____________ г.р., учащегося(йся) ____ класса.
Слушали учителей-предметников:__________________________________________________________________
Изучили логопедическое представление____________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________и справку по итогам психологического обследования______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Специалисты____________________________________________________________________________________________________________________представили мониторинг развития ребенка по итогам проведенной коррекционно-развивающей работы.

Выводы:
Ребенок не усваивает предложенную программ обучения___________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Коррекционно-развивающая работа не способствует усвоению предложенной программы обучения.
Необходимо направить ребенка на ПМПК с целью определения дальнейшего образовательного маршрута учащегося.

С заключением школьного консилиума ознакомлены и согласны:
ФИО родителей ______________________________ Роспись ______________
Дата _____________________________________________________________

Коллегиальное заключение психолого-медико-педагогического консилиума (пример)   «__» _____________ 20____ года состоялся ПМПк ОУ по проблемам

Слайд 12Варианты ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО

Варианты ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО

Слайд 13Организационно-методические вопросы обеспечения образовательного процесса для детей с тяжелыми и множественными

нарушениями, психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми и множественными нарушениями


I этап - проведение психолого-педагогического обследования и оценка состояния развития ребенка
На основе результатов психолого-педагогического обследования составляется характеристика, включающая оценку развития обучающегося, имеющихся у него навыков и умений на момент проведения обследования.

Психолого-педагогическая характеристика является итогом психолого-педагогического обследования ребенка, представляет собой оценку его актуального состояния развития и зоны ближайшего развития, становится основой последующей разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР) и является ее структурным элементом.

Организационно-методические вопросы обеспечения образовательного процесса для детей с тяжелыми и множественными нарушениями, психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми

Слайд 14Структура психолого-педагогической характеристики

1) социальная картина (семейное окружение; бытовые условия семьи; отношение

членов семьи к ребенку);
2) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
3) особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
4) состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
5) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка;
6) сформированность социально значимых навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, интеллектуальные умения: счет, письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах, явлениях, самообслуживание, предметно-практическая деятельность;
7) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
8) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.
Структура психолого-педагогической характеристики1) социальная картина (семейное окружение; бытовые условия семьи; отношение членов семьи к ребенку);2) данные о

Слайд 15Пример психолого-педагогической характеристики на обучающегося с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Семья неполная, состоит из 3 человек. Мама – предприниматель. Старшая сестра учится в общеобразовательной школе. Семья проживает в частном доме со всеми удобствами. Все члены семьи заботливо и доброжелательно относятся к мальчику. Папа не проживает с семьей, но оказывает помощь в воспитании ребенка. Родители заинтересованы в успешном развитии ребенка.
По заключению ПМПК у Г. тяжелая умственная отсталость, ДЦП, плоско-вальгусная установка стоп, несформированность языковых средств на фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом уровнях с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Мальчик периодически болеет соматическими заболеваниями. Мальчик самостоятельно не передвигается, сидит на инвалидной коляске с полной фиксацией. В течение 2‒3 секунд удерживает вложенный в руку предмет. Взгляд на предмете не фиксирует, звук не локализует. Г. воспринимает происходящее вокруг него посредством тактильных ощущений.
Эмоциональное состояние ребенка устойчивое. Мальчик спокоен. Реагирует на шум и крик вокализацией.
Не понимает обращенную речь, не соотносит себя с именем, но эмоционально реагирует на интонацию говорящего с ним: улыбается, вокализирует. Характерно полное отсутствие звуковых и словесных средств общения. Ему нравится, когда окружающие взаимодействуют с ним: тактильные прикосновения, игры-взаимодействия. Активная речь не развита.
Г. спокойно реагирует на воду, краску, сыпучие, твердые и вязкие материалы.
У ребенка отсутствует контроль выделений, он находится в памперсе. Ест протертую пищу. Во время приема пищи, одевания, раздевания требуется полная помощь взрослого.
Приоритетные коррекционные занятия:
1. Сенсорное развитие.
2. Двигательное развитие.
Пример психолого-педагогической характеристики на обучающегося с тяжелыми и множественными нарушениями развития     Семья неполная,

Слайд 16II этап - разработка специальной индивидуальной программы развития
Структура СИПР:

I. Общие сведения

- персональные данные ребенка и его родителей.
II. Психолого-педагогическая характеристика ребенка
III. Индивидуальный учебный план, отражающий доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливающий объем недельной нагрузки на обучающегося.
IV. Содержание актуальных для образования конкретного обучающегося учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся).
V. Условия реализации потребности в уходе (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур, передвижение) и присмотре (при необходимости).
VI. Внеурочная деятельность обучающегося - перечень возможных рабочих программ и мероприятий внеурочной деятельности, в реализации которых он принимает участие.
VII. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.
VIII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося, содержащая перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.
IX. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
X. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
II этап - разработка специальной индивидуальной программы развития Структура СИПР:I. Общие сведения - персональные данные ребенка и

Слайд 17
III этап - реализация конкретизированных специальных образовательных условий (АОП, ИУП, режим,

формы, методы и приемы, коррекционная программа).

IV этап - оценка эффективности реализации специальных образовательных условий в целом, коррекция всех компонентов АОП

V этап - аттестация ребенка и оценка «качества» его включения.

VI этап - изменение (при необходимости) образовательного маршрута, направление на ПМПК.


III этап - реализация конкретизированных специальных образовательных условий (АОП, ИУП, режим, формы, методы и приемы, коррекционная программа).IV

Слайд 18





Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть