Слайд 2
«Нынешняя молодёжь привыкла
к роскоши.
Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты,
не уважает старших.
Дети спорят с родителями,
жадно глотают еду
и изводят учителя».
Сократ (470-399 гг. до н.э.)
Слайд 3
Современные дети: (глубинные изменения современного детства)
-30% младших школьников реагируют агрессивно в
конфликтных ситуациях
-серьезные изменения ценностных ориентаций
-снизилась энергичность детей, нет желания активно взаимодействовать
-25% младших школьников беспомощны в отношениях, нет способности разрешить простой конфликт
-более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором
Слайд 4
«Педагогика обуздания дает очень слабые и нестойкие результаты. Подавленные желания то
и дело вырываются, как пар из котла, дают вспышки неуправляемого поведения или психические расстройства, и все воспитание приобретает случайный характер: воспитываем, воспитываем, а что получится — неизвестно.»
Симон Соловейчик. Педагогика для всех
Книга 2. Человек в человеке
Глава 2. Воспитание духа
Слайд 5
Основная причина агрессивного поведения- переживание состояния неудовлетворенных потребностей
(Рассмотрим пирамиду потребностей А.
Маслоу)
Слайд 7Причины плохого поведения детей
Первая причина - борьба за внимание.
Если ребенок
не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить с помощью непослушания.
Слайд 8
Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной
родительской опеки.
Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними, в основном, в форме замечаний, опасений, указаний, приказов, критики. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор. Смысл такого поведения - отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.
Слайд 9Третья причина - желание отомстить
Дети часто обижаются на родителей. В глубине
души ребенок переживает, а на поверхности - протесты, непослушание, неуспеваемость в школе, агрессивность. Смысл плохого поведения: "Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет тоже плохо!"
Слайд 10 Четвертая причина –потеря веры в собственный успех.
Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится». При этом внешним поведением он показывает, что ему "Все равно", "И пусть я плохой," "И буду плохой".
Слайд 11Основные родительские позиции
Признаки позиции
1. Я всегда найду время, чтобы «повозиться»
с ребёнком.
2. Я устала от ребёнка, ненавижу его поведение, не знаю, что с ним делать.
Формы поведения по отношению к ребёнку
Забота физическая и психологическая; вербальное и невербальное проявление любви.
Минимум контактов, невнимательность к его проблемам, жесткое обращение.
Слайд 12
Признаки позиции
3. Сравнение с эталоном, высказывания - «для своего
возраста он мог бы…, я в твои годы… и т. п.»
4. Я всем готова пожертвовать ради ребёнка.
Формы поведения по отношению к ребёнку
Критика, отсутствие похвалы, придирчивость.
Ограничение самостоятельности, выполнение его обязанностей,чрезмерные поблажки.
Слайд 13
1 вид позиции-
принятие ребёнка таким какой
он есть.
Влияние
на развитие ребёнка-
чувство безопасности к миру, желание его познавать - основа нормального психологического и личностного развития.
Слайд 14
2 вид позиции -
эмоциональное отвержение ребёнка
Влияние на
развитие ребёнка-
эмоциональная холодность, агрессивность, склонность к асоциальным поступкам.
Слайд 15
3 вид позиции-
излишняя требовательность.
Влияние на развитие ребёнка-
агрессивность, неуверенность в себе, низкая самооценка.
Слайд 16
4 вид позиции-
чрезмерная опека
Влияние на развитие
ребёнка-
инфантилизация
(задержка взросления).
Проблемы с саморегуляцией, нет самостоятельности, зависимость от других.
Слайд 17Типичные ошибки родителей
1.Негативная оценка деятельности ребёнка.
2.Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания,
обращённого к ребёнку.
3. Недопустимо сравнивать ребёнка с кем-то другим.
4.Недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным.
Слайд 18Эффективность воспитательного воздействия включает следующие моменты:
время реакции родителей ( не спешите
с порицанием, если вы опаздываете с похвалой)
последовательность и принципиальность дисциплинарных требований (дети реагируют гораздо лучше, если видят, что правила являются разумными и служат справедливой цели)
Слайд 19
Возложение на себя чисто формальных функций –
внешней заботы
– часто приводит к внешнему, поверхностному воздействию на ребенка: «Поешь», «Уберись», «Купи продукты, вынеси мусор», «Погладь брюки» и т.д.
А чем живет ребенок? Что его интересует? О чем он мечтает, думает в свободные часы? С кем дружит, какие качества ценит в людях? Какие книги, фильмы его привлекают, а что ему не интересно? Вне внимания родителей остается внутренний мир ребенка, его отношение к окружающему его миру, к людям.
Слайд 20
-качество отношений между родителями и ребенком (родительское одобрение или порицание
будут иметь больший успех, если родителей любят и уважают)
баланс одобрений и наказаний (больше поощрений)
-матери чаще травмируют своих детей, чем отцы. Это происходит потому, что, во-первых, женщина чаще, чем мужчина, оказывается в ситуации одиночки-воспитателя, что способствует увеличению риска насилия. Во-вторых, занятость женщины хозяйством и заботами о доме, а также обязанностями по воспитанию детей увеличивают вероятность её стресса.
Слайд 21Что должно насторожить родителей в поведении младшего школьника:
-ведомость
-отсутствие интереса к учебе
-конфликтность
Слайд 22Общаться с ребенком: как?
Родителям на заметку!
техника «я-высказывания»:
-я вижу…(назвать событие)
-я чувствую…(сказать
о своих чувствах по отношению к событию)
-я предлагаю…(предпочитаемый исход события)
Слайд 23 5 качеств родителя,
необходимых в общении с ребенком
Терпение.
Это самая большая
добродетель, какая только может быть у родителя.
Умение объяснять.
Объясните ребенку, почему его поведение неправильно,
будьте кратки.
Неторопливость.
Не спешите наказывать ребенка, разберитесь в причинах поступка.
Щедрость.
Найдите самую малость, за что похвалить ребенка, пробуждайте в нем желание
поступать так, чтобы услышать похвалу в свой адрес.
Оптимизм.
Воспитывайте уверенность на основе позитивного мышления и положительных установок, поддерживайте его в неудачах, разбирайте стратегии поведения в сложных жизненных ситуациях.
Слайд 25
«Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.
Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.
Дорогу переходи внимательно, не торопись!»
Симон Соловейчик. Педагогика для всех
Книга 1. Человек для человека
Глава 1. Цели воспитания
Слайд 27 Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось
в ней.
Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине.
- Расскажи,- говорит.
Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ».
А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
- Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
Слайд 28Любовь, прощение, терпение.
«Четыре объятия совершенно необходимы каждому человеку просто для
выживания,
а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!»
Вирджиния Сатир
Слайд 29счастливая мама
счастливый ребенок
хорошие дети