Слайд 1Мотивация ученика - основное условие успешного обучения
Слайд 2Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и
желанием занимался в школе.
Слайд 4МОТИВАЦИЯ
Мотивация или стремление учащихся к учебе – важнейший фактор,
обеспечивающий успешное преподавание и высокую результативность качества обучения.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Мотив – конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.
Слайд 5МОТИВ
интерес
потребность
стремление
убеждение
идеал
эмоции
влечения
инстинкты
установки
это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего
она совершается.
Слайд 6 «Мотивация гораздо больше, чем способности определяет поведение, действия человека». Дж.Равен
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». В.А.Сухомлинский
«Когда информация подается вне интереса, в коре головного мозга
формируется центр ее активного отторжения». И.Павлов
Слайд 7 Неуспеваемость - отставание в учении, при котором школьник не овладевает
знаниями на удовлетворительном уровне.
Ранняя школьная неуспеваемость, причины:
Педзапущенность
Психологическая неготовность к обучению в школе (в 80%) сочетается с педзапущенностью
Низкая обучаемость
Нарушение анализаторских систем
Недостаточное развитие образного мышления
Могут быть незрелыми отдельные психические функции
Замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий темп работы.
Речевые нарушения
Специфические расстройства
Общая ослабленность организма
Слайд 8 Неуспеваемость - отставание в учении, при котором школьник не
овладевает знаниями на удовлетворительном уровне.
Поздняя школьная неуспеваемость, причины:
Требования «взрослеют», а умения и желания остались на уровне начальной школы
Переключение интереса на общение со сверстниками
Большую часть времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся
Вывод: если ученик любого возраста отстает в учении, необходимо прежде всего, установить причину неуспеваемости.
Слайд 9ВИДЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
«ХОЧЕТ, НО НЕ МОЖЕТ»
«МОЖЕТ, НО НЕ ХОЧЕТ»
«НЕ ХОЧЕТ И НЕ
МОЖЕТ»
Слайд 10 АДАПТАЦИЯ – процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни
человек переживает его несколько раз.
Первый период адаптации – это первый год жизни ребенка, причем первые 3 месяца – это период критической адаптации.
Второй период начинается с того времени, когда ребенок учится говорить.
Третий период – вхождение ребенка в коллектив (ясли, сад).
Четвертый период – обучение в школе, где ребенок переживает процесс адаптации несколько раз (в 1 классе, 5 классее, 10 классе).
Следующими периодами адаптации можно назвать периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.
Слайд 11 ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
(ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ)
1 – я шкала «Учебная
активность»
2 – я шкала «Усвоение знаний»
3 – я шкала «Поведение на уроке»
4 – я шкала «Поведение на перемене»
5 – я шкала «Взаимоотношения с одноклассниками»
6 – я шкала «Отношение к учителю»
7 – я шкала «Эмоциональное благополучие»
1 А 1 Б
Зона адаптации 19 15
Зона неполной адаптации 4 7
Зона дезадаптации 1 1
Высокая
мотивация
обучения
У таких детей есть познавательный мотив , стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования;
Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
1 А класс – 5 учащихся
1 Б класс – 6 учащихся
фото: утрируем с улыбкой!
Слайд 13Хорошая школьная мотивация
Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
Подобный уровень мотивации является
средней нормой.
1 А – 8 учащихся
1 Б – 5 учащихся
Слайд 14Положительное отношение к школе
Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью .
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями.
Им нравиться ощущать себя учениками.
Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени , и учебный процесс их мало привлекает.
1 А – 8 учащихся
1 Б – 7 учащихся
Слайд 15Низкая школьная мотивация
Эти дети посещают школу неохотно;
Предпочитают пропускать занятия;
На уроках
часто занимаются посторонними делами, играми;
Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности;
Находятся в серьезной адаптации к школе.
1 А – 1 учащийся
1 Б – 5 учащихся
фото: утрируем с улыбкой!
Слайд 16Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация
Такие дети испытывают
серьезные трудности в обучении :
Они не справляются с учебной деятельностью;
Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем;
Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда , пребывание в ней для них невыносимо;
Ученики могут проявлять агрессию;
Отказываться выполнять задания;
Следовать тем или иным нормам и
правилам;
Часто у подобных школьников
отмечаются нервно - психические
нарушения.
1 А – нет 1 Б - нет
Слайд 17Данные диагностического исследования
уровня школьной тревожности Филипса
обучающихся 5 А класса, октябрь, 2018
Слайд 18Данные диагностического исследования
уровня школьной тревожности Филипса
обучающихся 6 А класса, октябрь, 2018
Слайд 19Данные диагностического исследования
уровня школьной тревожности
обучающихся 7 А, 7 Б классов,
октябрь, 2018 г.
(норма до 50%)
Слайд 20Результаты диагностики методики исследования удовлетворенности
учащихся 5 А школьной жизнью
Слайд 21Результаты диагностики методики исследования удовлетворенности
учащихся 6 А школьной жизнью
Слайд 22Результаты диагностики методики исследования удовлетворенности
учащихся 7 А и 7 Б
Слайд 24МОИ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
7 А
7 Б
Семья 1. Семья
Здоровье, счастье близких 2. Счастье близких
Друзья, любовь 3. Друзья
Деньги 4. Здоровье
Общение 5. Профессия, любовь
На последнем месте квартира, богатство, талант, слава.
Слайд 25Причина эффективной школьной мотивации:
на самом деле
ОДНА!!!
Слайд 26ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС
Он же Любопытство.
Он же Удовольствие.
Он же Внутренняя мотивация
(самая честная,
верная,
настоящая!)
Слайд 27Есть и другие не менее эффективные причины мотивации
Идентифицированная мотивация: занимаюсь, потому
что оценка по математике важна для моего поступления в вуз. Или: потому что умение хорошо считать пригодится мне в будущем.
Внешняя мотивация: занимаюсь, потому что я хочу, чтобы учитель математики был мной доволен. Или: потому что моя мать– главный бухгалтер и от меня ждут, что я тоже добьюсь успехов в математике.
Внутренняя мотивация: занимаюсь, потому что нравится учиться или потому что нравится математика.
Слайд 29Недостаток любви затрудняет развитие ребенка.
Влияние плохого психологического климата в школе
Родительский страх
мешает детям стать самостоятельными
Чрезмерные нагрузки отнимают энергию
Завышенные требования не дают детям полноценно учиться
Кто считает себя глупым, таким и будет
Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться
Переизбыток медийной информации вредит ребенку
Опасности для мозга в период полового созревания ребенка
Слайд 30Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Слайд 31Окружающий мир, полный любви
Важен эмоциональный климат в семье. Совместный досуг, совместные
трапезы.
Авторитетное воспитание (правильная комбинация любви и контроля: границы, поддержка, свободное пространство для самостоятельности).
Нельзя лишать любви или наказывать за плохие оценки. Учатся не ради оценок. Анализировать ошибки.
Личный пример и реакция соучастия.
Установка: Ошибки – нормальное явление.
Слайд 32Свободное пространство в разумных пределах. Мотивированные дети – это самостоятельные дети.
Четкий
распорядок дня - вносить коррективы в распорядок договариваясь.
Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям.
Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно»
Высокие требования, но
соответствующие возможностям
Избегать недооценок. Переоценок.
Слайд 34Эмоциональное развитие
1. Обращайте внимание на то, что волнует ребенка.
2. Разговаривайте
о чувствах.
3. Реагируйте разумно.
4. Влияйте на его чувства ребёнка.
5. Разъясняйте непонятные чувства.
6. Понаблюдайте за своими собственными чувствами.
7. Помогайте ребенку преодолевать негативные чувства.
8. Научите ребенка управлять своими чувствами.
Слайд 35Выносливость
Понимание, что успех приходит не сразу. Нужен труд и терпение.
Перестаньте
безотказно исполнять желания своего ребёнка. Научитесь говорить «нет» в ситуации, когда дело важнее сиюминутного каприза, желания.
Введите в традицию ежедневные
обязанности.
Слайд 36Справедливое вознаграждение
Хвалить за конкретные дела и успехи.
Хвалить за старание.
Отмечать лучше не
результат,
а потраченные усилия.
Важно показать, что вознаграждение – это ваше признание за старания ребёнка.
Эффективно действуют на мотивацию – не материальные подарки, а приятные события.
Награда должна соответствовать достижению.
Слайд 37 Справедливая критика
Выражайте претензии обоснованно
(«Мне не
нравится…, потому что…»).
Выражайте претензии в нейтральном тоне.
Говорите о своих чувствах («Мне не нравится…потому что, ТЫ МЕНЯ ОГОРЧИЛ…ОЧЕНЬ.»
Делая замечание, указывайте и на «плюсы» («Формула, которую ты применил правильная, но тебе нужно ещё раз проверить результат.»
Выясняйте причины, задавайте вопросы («Я думаю, ты слишком поздно начал готовиться к контрольной работе, может такое быть?»
Установка: Дело не в недостатке способностей, а в недостатке усилий.
Слайд 39И самое главное
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ В СВОИХ ОЦЕНКАХ!
ОЦЕНИВАЙТЕ НЕ
ЧЕЛОВЕКА, А ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К НЕЙ.