Презентация, доклад на тему Моделирование, как средство развития речи

Содержание

« Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.»

Слайд 1Моделирование, как средство развития речи детей дошкольного возраста.


Трапезникова Юлия Владимировна

Моделирование, как средство развития речи детей дошкольного возраста.Трапезникова Юлия Владимировна

Слайд 2« Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.» К.Д. Ушинский.
«    Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго напрасно мучиться,

Слайд 3 По мнению Л.А. Венгера, Моделирование- это вид знаково- символической деятельности, который

предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности». Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
По мнению Л.А. Венгера,  Моделирование- это вид знаково- символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного

Слайд 4
Объектом моделирования являются модели.

Воробьева Валентина Константиновна

в качестве таких моделей предлагает сенсорно-графические схемы,
Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематические модели, дорожки, таблицы,
Арбекова Н.Е. Загадки- сравнения, рассказы- описания по картинному плану.
Большева Татьяна Васильевна – коллажи,
Ефименкова Людмила Николаевна – схемы составления рассказа,
Акименко Валентина Михайловна- модели артикуляции.
Объектом моделирования являются модели. Воробьева Валентина Константиновна в качестве таких моделей предлагает

Слайд 5 Коррекционную работу по преодолению речевых нарушений с использованием моделирования

я провожу комплексно, по следующим направлениям: - формирование правильного звукопроизношения; - формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст); - расширение словарного запаса; - формирование лексико-грамматических категорий; - формирование связной речи.
Коррекционную работу по преодолению речевых нарушений с использованием моделирования я провожу комплексно, по следующим направлениям:

Слайд 6I. Формировании правильного звукопроизношения.

I. Формировании правильного      звукопроизношения.

Слайд 7 Схемы артикуляционного уклада звуков.

Схемы артикуляционного уклада звуков.

Слайд 8Графическое изображение фонем В.М. Акименко

Графическое изображение фонем В.М. Акименко

Слайд 9Артикуляция гласных звуков

Артикуляция гласных звуков

Слайд 10Анализ моделей звуков

Анализ моделей звуков

Слайд 11Большую помощь модели могут оказать при усвоении различий в функциях мягкость

– твердость.

ра ря

Большую помощь модели могут оказать при усвоении различий в функциях мягкость – твердость.   ра

Слайд 12 ар яр

ар   яр

Слайд 13Звонкость и глухость
Ш

Ж
Звонкость и глухость  Ш

Слайд 14Игра с моделями-символами Оборудование: картинки-символы, модели артикуляции звуков. Ход игры Логопед показывает картинку-символ, а

ребенок соответствующую модель артикуляции звука. Например, на вопрос: «Как шипит змея», ребенок показывает модель:
Игра с моделями-символами Оборудование: картинки-символы, модели артикуляции звуков. Ход игры Логопед показывает картинку-символ, а ребенок соответствующую модель

Слайд 16Игра: «Какой звук встречается чаще?» Оборудование: набор чистоговорок, скороговорок, модели артикуляции звуков.

Спит спокойно старый слон –
Стоя спать умеет он.
Игра: «Какой звук встречается чаще?» Оборудование: набор чистоговорок, скороговорок, модели артикуляции звуков.   Спит спокойно старый

Слайд 17Игра. Кто внимательнее? Оборудование: предметные картинки, модели артикуляции звуков.   Ход игры Детям раздаются модели

артикуляции звуков, каждому по одной. Педагог показывает картинки. Дети называют их. Ребенок, у которого есть модель первого звука в слове, картинку забирает себе. Выигрывает тот, кто наберет больше картинок.
Игра. Кто внимательнее? Оборудование: предметные картинки, модели артикуляции звуков.   Ход игры Детям раздаются модели артикуляции звуков,

Слайд 18Игра: «Где спрятался звук?» Оборудование: набор предметных картинок – у педагога. Детям

раздаются модели артикуляции звуков и карточки, разделенные на три квадрата (место звука в начале, середине, конце слова). Ход игры Педагог показывает картинку, называет предмет, изображенный на ней. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая моделью место звука.
Игра: «Где спрятался звук?» Оборудование: набор предметных картинок – у педагога. Детям раздаются модели артикуляции звуков и

Слайд 19Игра. Лото  Оборудование: карточки лото, модели артикуляции звуков. Ход игры Ребенку выдается карточка лото.

Определив первый звук в слове, ребенок закрывает пустой квадрат моделью соответствующего звука.
Игра. Лото  Оборудование: карточки лото, модели артикуляции звуков. Ход игры Ребенку выдается карточка лото. Определив первый звук

Слайд 20 Игра. Живые модели Оборудование: модели артикуляции согласных и гласных звуков. Для этой игры

подбираются слова, состоящие из 3-4 звуков, модели артикуляции которых есть в наборе, например: рак, лак, сок, жук, лук, сыр, жир, сон, кот, ток, рот, лот, сын, тур, и т.д. Ход игры Детям раздаются модели артикуляции звуков. Педагог называет слово. У кого есть модели артикуляции звуков, находящихся в данном слове строятся в шеренгу, чтобы получилось слово.
Игра. Живые модели Оборудование: модели артикуляции согласных и гласных звуков. Для этой игры подбираются слова, состоящие

Слайд 21Игра. Модели с ребусами Оборудование: карточки с ребусами  

Игра. Модели с ребусами  Оборудование: карточки с ребусами  

Слайд 22 Игра. Какой предмет спрятался Оборудование: набор предметных картинок, модель артикуляции первого

звука, а остальные звуки слова обозначены черточками. Ход игры Показывается схема слова. Дети подбирают слова, кто правильно определит название предмета, получает приз.  
Игра. Какой предмет спрятался Оборудование: набор предметных картинок, модель артикуляции первого звука, а остальные звуки слова

Слайд 23Игра. Угадай, как их зовут? Оборудование: модели артикуляции звуков, картинки с изображением

мальчика и девочки. Ход игры Педагог вывешивает картинки с изображением мальчика и девочки. Рядом выставляет модель артикуляции звука, с которого начинается имя.
Игра. Угадай, как их зовут? Оборудование: модели артикуляции звуков, картинки с изображением мальчика и девочки. Ход игры

Слайд 24 Формирование навыков анализа и синтеза слов.

Формирование навыков  анализа и синтеза слов.

Слайд 25Феи звуков
Звуковички

Феи звуковЗвуковички

Слайд 26Позиция звуков в слове.

Позиция звуков в слове.

Слайд 27Количество звуков в слове.

Количество звуков в слове.

Слайд 29Графическое изображение слов.

Графическое изображение слов.

Слайд 30Графическое изображение предлогов.

Графическое изображение предлогов.

Слайд 31Формирование мелодико- интонационной стороны речи.

Формирование мелодико- интонационной стороны речи.

Слайд 32Символы интенсивности проговаривания слов. Они могут быть использованы ребёнком и при анализе

ответа.
Символы интенсивности проговаривания слов. Они могут быть использованы ребёнком и при анализе ответа.

Слайд 33 Формирование лексико-грамматического строя речи.

Формирование лексико-грамматического строя речи.

Слайд 341. Пиктограммы обозначения родственных слов.
2. Пиктограммы обозначение степеней сравнения
прилагательных.

4. Пиктограммы

обозначения единственного и множественного числа, родительного падежа существительных.
1. Пиктограммы обозначения родственных слов. 2. Пиктограммы обозначение степеней сравнения прилагательных.4. Пиктограммы обозначения единственного и множественного числа,

Слайд 35Коллажи по темам

Коллажи по темам

Слайд 36Коллажи на образование существительных мн. ч.

Коллажи на образование существительных мн. ч.

Слайд 37Формировании связной, диалогической, монологической речи

Формировании связной, диалогической, монологической речи

Слайд 38Мнемотаблица: «Описание яблока»

Мнемотаблица: «Описание яблока»

Слайд 39Мнемотаблица на времена года (общая).

Мнемотаблица на времена года (общая).

Слайд 40мнемотаблицы на развитие связной речи по всем лексическим темам (Ткаченко, Большева)


мнемотаблицы на развитие связной речи по всем лексическим темам (Ткаченко, Большева)

Слайд 42Составление рассказа-описания по картинному плану Н.Е.Арбекова Домашние животные

Фрукты
Составление рассказа-описания по картинному плану Н.Е.Арбекова  Домашние животные

Слайд 43Загадки-сравнения по картинному плану Н.Е.Арбековой
Человек этой профессии носит халат, как

у доктора. У него есть колпак, как у пекаря. Один из его рабочих инструментов – половник, как у мамы на кухне.
Загадки-сравнения по картинному плану Н.Е.Арбековой Человек этой профессии носит халат, как у доктора. У него есть колпак,

Слайд 44Составлении описательных загадок.
Загадка. Под соснами, под ёлками, лежит мешок с иголками.

Составлении описательных загадок. Загадка. Под соснами, под ёлками, лежит мешок с иголками.

Слайд 45Заучивание стихотворений в результате использования моделирования.

Заучивание стихотворений в результате использования моделирования.

Слайд 46Составление описательного рассказа по картине.

Составление описательного рассказа по картине.

Слайд 47Карточки символы уточняющие последовательность изложения событий. «Большая вода» И.И. Левитан.

Карточки символы уточняющие последовательность изложения событий. «Большая вода» И.И. Левитан.

Слайд 48А) Какое явление природы показал нам художник? (мнемотаблица). Б) Рассмотрим воду

на картине. Какие краски использовал для нее художник.
А) Какое явление природы показал нам художник? (мнемотаблица).     Б) Рассмотрим воду на картине.

Слайд 49 Г) Рассмотри березки. Какие они? Где стоят березки? Д) Рассмотри ель

и высокое старое дерево. Какими красками они написаны. Е) Что изображено на переднем плане? Ж) Как ты думаешь, почему она там оказалась?
Г) Рассмотри березки.  Какие они? Где стоят березки?    Д) Рассмотри ель и

Слайд 50 З) Что ты видишь вдали на заднем плане? И) Рассмотри небо.

Какое оно? К) Какое настроение передает эта картина. Какие чувства возникают?
З) Что ты видишь вдали на заднем плане?     И) Рассмотри небо.

Слайд 51При исследовании картины на полисенсорной основе может быть предложен символ.

При исследовании картины на полисенсорной основе может быть предложен символ.

Слайд 52При выстраивании временной последовательности событий на картине. Может быть предложен следующий

символ.
При выстраивании временной последовательности событий на картине. Может быть предложен следующий символ.

Слайд 53Последовательный пересказ текста также может сопровождаться иллюстрированным планом.

Последовательный пересказ текста также может сопровождаться  иллюстрированным планом.

Слайд 54Моделирование может быть использовано при чтении художественной литературы.

Моделирование может быть использовано при чтении художественной литературы.

Слайд 55 Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из

пяти строк». Синквейн – один из видов моделирования. Это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на активизацию познавательной деятельности и развитие речи.
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».    Синквейн

Слайд 56

Правила составления синквейна: Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова слова-предметы (существительные)   Вторая строка – два слова. Слова-признаки (прилагательные)   Третья строка - три слова описывающих действия предмета. Слова-действия (глаголы)   Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне

Слайд 57 Котёнок Чёрненький, пушистенький Играет, спит, ест Он хороший друг Животное

Котёнок Чёрненький, пушистенький Играет, спит, ест Он хороший друг  Животное

Слайд 58 Совет: При составлении синквейна с

дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Совет:   При составлении синквейна с  дошкольниками нужно помнить, что

Слайд 59 Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, дает

возможность изменить сам подход к процессу обучения и воспитанию дошкольников и успешно управлять развитием умственных и речевых способностей ребенка, а так же позволяет улучшить качество обучения и воспитания.
Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, дает возможность изменить сам подход к процессу

Слайд 61

Рекомендации. 1. Используйте метод моделирования в работе по развитию речи в системе 2.Повышайте интерес ребёнка к занятиям по развитию речи через использование наглядного моделирования. 3Используйте символические аналогии по методу моделирования для ускорения и облегчения процесса запоминания и усвоения материала. Помните: «Когда учишь-записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». 4. Применяйте графическую аналогию для активизации внимания и мышления детей, учите детей видеть главное, анализировать полученных знания. 5. Обогащайте развивающую среду по методу моделирования, проявляйте творческие способности. 6. Привлекайте детей к самостоятельному составлению моделей 7. Проводите консультации для родителей о способах работы по методу моделирования

Слайд 62Спасибо за внимание !!!

Спасибо за внимание !!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть