Слайд 1Можно ли ставить знак равенства между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием
детей?
Типовое положение
об образовательном учреждении дополнительного образования детей
Основное предназначение образовательного учреждения дополнительного образования детей – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства.
Слайд 2
Уровень образовательного учреждения
Социально-педагогическое
партнерство
К
ИМ
СП
Общеобразовательные учреждения
Учреждения культуры
УДОД
Комплекс условий реализации модели организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении
Учреждения спорта
Слайд 3Как должна фиксироваться внеурочная деятельность в общеобразовательном учреждении?
Формы
организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Общеобразовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определенный вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности – нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.
Слайд 4Модели внеурочной деятельности
Модель 1«Модель площадок»
Предполагает формирование
индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности
(в том числе на основе принципа проектирования комфортной развивающей образовательной среды)
Слайд 5Модели внеурочной деятельности
Модель 1
Содержательные аспекты:
специалистами образовательного учреждения разрабатываться спектр
программ внеурочной деятельности
программы предусматривают все формы и виды деятельности младших школьников
программы разрабатываются с учетом их пролонгации на каждый год первой ступени общего образования
Слайд 6Модели внеурочной деятельности
Модель 1
Содержательные аспекты:
в данной модели может акцентуироваться
социальная направленность всех программ, освоение ребенком среды жизнедеятельности через собственную практику и восприятие
программы внеурочной деятельности формируются по модульному принципу (как для одного года, так и более лет обучения)
Слайд 7Модели внеурочной деятельности
Модель 1
Содержательные аспекты:
Программы внеурочной деятельности могут
разрабатываться с учетом наличия площадок их реализации.
Площадки
специализированные кабинеты,
библиотека, спортивные
залы, музей, игровые комнаты,
актовый зал, лаборатории и др.
учреждения культуры, спорта,
искусства, промышленные,
производственные и др. организации
Слайд 8Модели внеурочной деятельности
Модель 1
Содержательные аспекты:
Слайд 9Модели внеурочной деятельности
Модель 1
Содержательные аспекты:
Пример
Слайд 10Модели внеурочной деятельности
Модель 1
Содержательные аспекты:
Слайд 11Тематические курсы внеурочной деятельности
«Я – пешеход»,
«Расти здоровым»,
«Азбука добра»,
«Я –
эколог»,
«Быть гражданином – это здорово!»,
«Уход за растениями и животными школы»
и другие.
Слайд 12Модели внеурочной деятельности
Модель 1
Организа-
ционные
аспекты
Формирование групп учащихся, желающих
обучаться по тем
или иным программам,
происходит перед началом учебного года
по согласованию с родителями
(законными представителями)
Расписание занятий по внеурочной деятельности
составляется в соответствии с выбором
обучающихся и условиями, которые имеются
в образовательном учреждении
Организацию внеурочной
деятельности осуществляют: тьютор и (или)
педагог-организатор
Слайд 13Модели внеурочной деятельности
Модель 1
Особенности реализации модели:
1. Модель может быть
реализована в образовательных учреждениях, в которых созданы соответствующие условия
(развита школьная инфраструктура; налажено взаимодействие с социальными партнерами (в том числе с учреждениями дополнительного образования детей); школа обеспечена соответствующими кадрами; в параллелях начальной ступени количество классов от двух и более)
2. В условиях реализации данной модели с акцентом на воспитывающую среду, школе необходимо обеспечить заключение договоров о принципах, формах и содержании взаимодействия с социальными партнерами
Слайд 14Предмет социально-педагогического партнерства - организация внеурочной деятельности обучающихся
Договор о совместном сотрудничестве
общеобразовательного учреждения и других ОУ и организаций
Оформленные трудовые договора с работниками других ОУ и организаций
Согласованные расписания внеурочной деятельности
Рекомендации педагогических и методических советов с утверждением программ внеурочной деятельности
Согласованные целевые программы, проекты, планы мероприятий, реализуемых в рамках внеурочной деятельности
Согласованные планы мероприятий по повышению квалификации педагогов
Планы и информационные справки, отчеты по анализу и оценке результативности взаимодействия
Согласованные положения о системе мер поощрений лиц, участвующих в обеспечении взаимодействия
Слайд 15*
Модели внеурочной деятельности
Модель 1
Преимущества модели:
создание условий обучающимся для реального выбора
наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности;
обеспечение возможности для обучающихся перейти из одной группы в другую (в течение учебного года;
обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности.
Слайд 16Предмет социально-педагогического партнерства - организация внеурочной деятельности обучающихся
Договор о совместном сотрудничестве
общеобразовательного учреждения и других ОУ и организаций
Оформленные трудовые договора с работниками других ОУ и организаций
Согласованные расписания внеурочной деятельности
Рекомендации педагогических и методических советов с утверждением программ внеурочной деятельности
Согласованные целевые программы, проекты, планы мероприятий, реализуемых в рамках внеурочной деятельности
Согласованные планы мероприятий по повышению квалификации педагогов
Планы и информационные справки, отчеты по анализу и оценке результативности взаимодействия
Согласованные положения о системе мер поощрений лиц, участвующих в обеспечении взаимодействия
Слайд 17Уровень образовательного учреждения
К
ИМ
СП
Оформленные трудовые договора
Информационная справка по кадрам
Справка, планы по материальному обеспечению
Расписания внеурочной деятельности
Справка по результатам анкетирования обучающихся и родителей
Утвержденные рабочие программы
Банк образовательных программ
Сформированные учебно-методические комплекты
Планы научно-методической работы советов или методобъединений
Формы мотивации обучающихся
Программы управленческого содействия педагогам и т.д.
Комплекс условий реализации модели организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении
Слайд 18Модели внеурочной деятельности
Модель 2
Основана на использовании метода проектов «Модель проектов»
Содержательные
аспекты модели выбираются в соответствии:
с основными направлениями развития личности,
традициями образовательного учреждения,
условиями реализации образовательного процесса,
наличием (отсутствием) социальных партнеров для реализации программ внеурочной деятельности.
Слайд 19Модели внеурочной деятельности
Модель 2
Основана на использовании метода проектов
Содержание каждого проекта
может обеспечивать реализацию всех направлений развития личности при возможном выделении наиболее акцентуированных.
Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности детей и пубичные формы представления результатов
Слайд 20Модели внеурочной деятельности
Модель 2
Основана на использовании метода проектов
Пример
Слайд 21Модели внеурочной деятельности
Модель 2
Основана на использовании метода проектов
Структурирование содержания планируемых
проектов по определенным основаниям (модули или блоки). Например, в каждом проекте должно быть выделено место под разработку тем:
«Я и моя семья»,
«Я и моя школа»,
«Я и мой город»,
«Я и моя страна».
Слайд 22Содержание проекта «Учусь быть гражданином» может быть представлено следующими модулями или
мини-проектами
«Я и моя семья» – проекты: семейная генеалогия, права и обязанности в семье, законы семьи «Кто я и кто моя семья», летопись добрых дел моей семьи.
«Я и моя школа» – проекты: стенд «Твои права и обязанности», конкурс «Права человека – глазами ребенка», игра-марафон «Я в школе»; «Я и мой город» – турпоход или экскурсия с родителями «Город любимый!», фотовыставка «Район, в котором я живу», интерактивная игра, викторина для первоклассника «Я – гражданин», операция чистый двор»; гостиная – «У нас в гостях настоящий гражданин».
«Я и моя страна» – проекты: сборник песен о России «Я люблю свою страну» или «С чего начинается Родина…», социальная реклама «Герои мультфильмов о правах и не только…»
Слайд 23Модели внеурочной деятельности
Модель 2
Основана на использовании метода проектов
Организационные
аспекты
Проекты могут
разворачиваться
последовательно или параллельно
в течение учебного года
Время для реализации проектов,
в том числе каникулярное, определяется
в зависимости от содержательного
наполнения проектов
Модель может быть реализована
как в первый год обучения школьников,
так и спроектирована в целом
на первую ступень общего образования
Модель предусматривает ее реализацию для
классов, и для групп детей
Слайд 24Модели внеурочной деятельности
Модель 2
Основана на использовании метода проектов
Преимущества модели:
данная
модель может быть реализована в различных условиях организации образовательного процесса (для малокомплектных школ, для сельских и городских школ, для различных видов школ (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов)).
занятия в рамках внеурочной деятельности могут проводить учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, тьюторы.
Слайд 25
Критерии анализа и оценки организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении
гуманистическая направленность
деятельности;
системность организации внеурочной деятельности;
вариативность видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности;
направленность деятельности на развитие и проявление творчества детей и взрослых;
ориентация внеурочной деятельности на формирование у детей желания быть полезным окружающим людям и потребности в достижении успеха.
Слайд 26
Пять ступенек счастья
радость от самого пребывания на земле
материальное благополучие
общение,
дружба, любовь во всем многообразии
их проявления
творчество
делать счастливыми других,
улучшать и усовершенствовать
окружающую жизнь
Слайд 27Оценка эффективности внеурочной деятельности
Удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов
организацией
внеурочной деятельности и ее результатами
Слайд 28Оценка эффективности внеурочной деятельности
Удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов
организацией
внеурочной деятельности и ее результатами
Слайд 29Оценка эффективности внеурочной деятельности
Удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов
организацией
внеурочной деятельности и ее результатами
Слайд 30Оценка эффективности внеурочной деятельности
Продуктивность деятельности обучающихся во внеурочной деятельности
1.
знания, умения и навыки, сформированные у школьников в процессе занятий, приобретенный опыт ценностных отношений и действия;
2. достижения учащихся в определенных видах внеурочной деятельности.
Слайд 31Используемые материалы
Методические материалы и разъяснения по отдельным вопросам введения ФГОС общего
образования (Письмо МОиН Российской Федерации «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 19 апреля 2011 г.№ 03-255)
Материалы выступления Солодковой М.И., проректора ГОУ ДПО ЧИППКРО «Модели организации внеурочной деятельности в различных условиях организации образовательного процесса» на Всероссийском семинаре-совещании региональных координаторов введения ФГОС и руководителей учреждений дополнительного профессионального педагогического образования субъектов Российской Федерации
Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Псковский областной ИПКРО, 2011