Слайд 1 МОББИНГ.
ПРОФИЛАКТИКА МОББИНГА.
МЕТОД РАЗДЕЛЁННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Педагог-психолог ГБОУ Красноярский ЦПМСС
Горшкова Елена
Владимировна
Слайд 2Результаты анкетирования:
Оградить ребёнка от психического и физического насилия-42%
Оградить от дурного влияния
и вредных привычек – 36%
Слайд 3Моббинг (от англ. mob- толпа) в переводе на обычный бытовой язык
– это травля, психологическое насилие, систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного. Это психологический «террор».
Слайд 4Различают несколько видов моббинга:
Бойкот
Придирки
Насмешки
Дезинформация
Доносительство
Причинение вреда здоровью
Мелкие кражи или порча личных вещей
Кибер-моббинг
(через интернет, размещение в социальных сетях и на видео-порталах непристойных видеоматериалов, в виде надоедливых sms-сообщений или звонков)
Слайд 5 МИФЫ О МОББИНГЕ
Это просто модная тема
Затравленный сам
виноват
У затравленного всегда есть отличительные черты (физич особенности, неспособность себя защитить)
Молодые люди должны учиться самостоятельно решать свои проблемы
Моббинг возникает только в городах, в больших школах, в переполненных классах.
Моббинг почти не встречается в начальной школе
Моббинг –это проявление естественной иерархии (выживает сильнейший)
Слайд 6На самом деле моббингу подвергаются по разным поводам:
с дефектами внешности,
здоровья,
слишком рослые или слишком маленькие,
худые или полные,
более эмоциональные или более меланхоличные,
эмигранты, отличающихся внешностью и плохим знанием русского языка.
конкуренция с уже существующим лидером в коллективе,
стиль поведения как у жертвы (слабость, жалобность, хлюпкость).
ненависть,
месть,
зависть,
желание унизить (ради удовольствия или самоутверждения),
желание подчинить себе (жажда власти)
Слайд 7
Чем опасно это явление ?
В случае моббинга повреждениям подвергается мозг. Постоянное
психологическое давление, т.е. длительные малозаметные травмирующие события, разрушают мозг так же, как физические травмы ( т.е. отмирают различные отделы ГМ), что может привести к смертельному исходу.
Результаты исследования травм показали: однократное травмирующее событие имеет меньше последствий, чем частые малозаметные длительные травмирующие события.
Слайд 8
Длительная травля отвергнутого в классе приводит :
к снижению его успеваемости,
к
возникновению психосоматических заболеваний
к неврозам
или инфарктам.
Слайд 9
Реакции отвергнутого могут быть направлены на себя (ребёнок перестаёт сопротивляться и
противостоять, становится безвольным, апатичным, безразличным, что может привести к суициду) ЛИБО реакции направляются во вне (на других), что может привести к преступлению в состоянии аффекта
Слайд 10Наблюдатели, которые становятся свидетелями моббинга, тоже испытывают состояние сильного стресса.
Печально то,
что травмирующие события имеют долгосрочную перспективу. Риск снова подвергнуться моббингу велик, даже если отвергнутый меняет место жительства или учёбы, т.к. иногда сам провоцирует подобное отношение к себе.
Слайд 11К СВЕДЕНИЮ:
ПО ДАННЫМ МЕДИКОВ: ЖЕРТВЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ ТРАВМИРУЮТСЯ МЕНЬШЕ, ЧЕМ
ПРИ МОББИНГЕ, Т.К. ОНИ ОТНОСЯТСЯ К ОПРЕДЕЛЁННОЙ ГРУППЕ (ВМЕСТЕ ЛЕГЧЕ)
У АБОРИГЕНОВ АВСТРАЛИИ СУЩЕСТВОВАЛО ТАКОЕ НАКАЗАНИЕ (КАЗНЬ) – СОЦИАЛЬНОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ, КОТОРОЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИВОДИЛО К ЛЕТАЛЬНОМУ ИСХОДУ ИЗОЛИРОВАННОГО.
Слайд 12Часто с вербального хамства (оскорбления), к которым дети и молодёжь привыкли.
Изменение языковой культуры является важным шагом на пути к предотвращению моббинга, насилия и приставаний.
Недостаток воспитания, культуры общения, приводит к возникновению подобных уродливых явлений.
Чтобы предотвратить психологическое насилие среди школьников, необходимо восполнить эти пробелы. Сегодня существует острая необходимость развивать среди школьников цивилизованные отношения на основе принятия и взаимоуважения друг к другу.
С чего всё начинается ?
Слайд 13С этой целью педагогам имеет смысл разработать план мероприятий со школьниками,
направленных на:
личностный рост подростков,
принятие себя и других,
понимание уникальности человеческой жизни,
умение сочувствовать и сострадать,
умение общаться в коллективе, выстраивать взаимоотношения,
формирование нравственных ориентиров и ценностей, правил и норм поведения в группе,
формирование ответственности за свои действия и т.п.
Слайд 14Кроме того необходимо обратить внимание на эффективность классного руководства, которое само
по себе предотвращает моббинг. Здесь имеет место работа на повышение авторитета учителя, выстраивание отношений на основе взаимного уважения. Так как учителя косвенно сами могут потворствовать моббингу.
Это происходит , если
учителя дают пренебрежительные комментарии, сами придумывают или принимают оскорбительные имена среди уч-ся,
не реагируют на проявления моббинга в своём присутствии ,
отдают предпочтение отдельным ученикам.
Не редки случаи, когда сами учителя подвергают детей моббингу, выставляя ученика глупым, унижая его.
Слайд 15
если ребёнок не имеет друзей, изгой,
стремление находиться вблизи учителя,
жалобы учителям на
других школьников,
унизительные прозвища,
является объектом шуток и провокаций,
часто ищет или собирает вещи ,т.к. их разбрасывают
Признаки, по которым учителя могут распознать моббинг:
Слайд 16
Хорошо работает система самоуправления в классах, когда школьники берут на себя
ответственность за всё, что происходит в классе, не перекладывают её на других. При этом имеет смысл разработать определённые правила поведения в классе и следить за их соблюдением. Такую миссию может взять на себя классный совет.
Полезны будут классные внеурочные мероприятия, поездки, походы, совместные дела на благо школы или класса.
Приветствуются такие формы работы, которые способствуют кооперированию школьников в микро-группы для создания и воплощения совместных проектов.
Хорошо бы придумать систему поощрения социального поведения.
Что делать на уровне класса?
Слайд 17
У ребёнка нет друзей, подруг,
постоянно сниженное настроение,
ребёнок постоянно выглядит напуганным и
подавленным,
ничего не рассказывает о школе,
больше не хочет идти в школу,
просит дополнительных денег или ворует,
снизилась успеваемость в школе,
часто разорванная или сильно испачканная одежда,
порванные или грязные учебники,
необъяснимые раны и ушибы,
головные боли или боли в животе, тошнота, отсутствие аппетита, понос, другие психосоматические жалобы,
нарушение сна,
возобновление ночного энуреза
Признаки, по которым родители могут распознать моббинг:
Слайд 18Когда вмешиваются родители…
Родители, защищая своего ребёнка, могут требовать наказания для тех,
кто подвергает его травле. С противоположной стороны родители тоже могут защищать своих детей, если те подвергают травле других. Часто во всём обвиняют школу, иногда подключают правоохранительные органы.
Это не конструктивный подход к устранению проблемы.
Такое вмешательство оправдано только, когда имеется факт посягательства на качество жизни и здоровье.
Если же обнаружены признаки моббинга с посягательством на авторитет и социальные взаимоотношения, то педагог или родитель должен сообщить об этом психологу.
Слайд 19При условии систематического проведения мероприятий в рамках подобной программы профилактики, можно
рассчитывать на следующие результаты:
улучшение психологической атмосферы в классах.
повышение авторитета учителей и воспитателей среди учащихся.
улучшение осведомлённости родителей не только во внешней сфере, но и во внутренней жизни ребёнка.
Слайд 20
Профилактика детского насилия вообще и моббинга в частности – прямая задача
каждого школьного работника.
Слайд 21 Метод разделённой ответственности
– это
процесс, при котором неравное
соотношение сил выравнивается.
Ключевые моменты метода:
Ориентация на поиск решения
Поиск ресурсов, т.е. сильных сторон участников, вместо слабостей
Интегрированность (включение) всех участников в процесс
Нейтральность, безопасность, возникновение чувства общей ответственности
Задействование соучастников ( зрителей)
Слайд 22Сравнительный анализ системы наказаний и метода разделённой ответственности
Система наказаний Метод разделённой
ответственности
Вопросы:
1.Что случилось?
2.Кто виноват?
3.Как наказать?
Решения:
решения принимаются взрослыми по отношению к детям
(санкции)
Вопросы:
1.Что происходит?
2.Какой вред возник в результате?
3.Что необходимо предпринять для
улучшения ситуации?
Решения:
зачинщики сами предлагают решения, которые обсуждаются с затравленным (опора на сильные стороны каждого участника)
Вопрос к каждому:
что ты можешь сделать, чтобы ситуация улучшилась?
Слайд 23 ОГРАНИЧЕНИЯ МЕТОДА
,
Метод не работает, если те, кто травит других, не способны развить в себе сочувствие
или
применялось физическое насилие, при котором понадобилось вмешательство врача.
Слайд 24Континуум (совокупность) отношений
Слайд 25Фазы метода
Индивидуальные беседы с учениками, которые травят.
Индивидуальная беседа с затравленным.
Групповая встреча
с учениками, которые травят.
Заключительная встреча тех, кто травил и того, кого травили.
Наблюдение и решение конфликтов в дальнейшем.
Слайд 26Ситуация : 6-7 классы (12-14 лет)
Дима постоянно подвергается нападкам со стороны
Стаса, Юры и Бори. В классе они бросались в него вещами, сбрасывали его вещи со стола, оскорбляли его и угрожали насилием.
Стасу надоело, что Дима постоянно просится поиграть с ними в футбол, однако всегда играет не по правилам.
У Юры претензий к Диме нет, но он также участвует в нападках на Диму, не смотря на то, что тот всегда очень болезненно реагирует. Юре хочется быть в компании Стаса и Бори.
Боря дружит со Стасом с 4-го класса, но они живут далеко друг от друга, поэтому вне школы им увидеться трудно. По субботам Боря и Дима играют в одной футбольной команде.
Слайд 27I ФАЗА (макс.7 минут )
Примеры формулировок и алгоритм беседы со школьником,
который подвергает травле других.
Инструкция:
интонация безоценочная, нейтральная. Запрет на слово «ПОЧЕМУ». Положительная реакция на все ответы. Деректива не работает. Меньше говори, больше слушай. Метод Коломбо: чем больше сказал психолог, тем больше на себя взял ответственности.
Слайд 28
1.Доверие
«Хорошо, что ты пришёл».
По возможности наладить контакт, через позитивное отношение к данному ученику.
2.Понимание
«Дело в том, что в вашем классе существует проблема. Одному из твоих одноклассников плохо. Можешь догадаться о ком я говорю?» Или «Речь пойдёт о Д. Кажется ему сейчас нелегко».
«Меня интересует твой взгляд, как ты это видишь?»
«Что ты думаешь по поводу его ситуации?»
«Для того, чтобы мы были уверены, что я всё правильно поняла, я хотела бы ещё раз это проговорить».
Слайд 293.Переломный момент: ученик может себе представить, что Д. плохо.
«Звучит так, как
будто у Д. много неприятностей, как будто ему действительно плохо».
«…выглядит так, как будто ты понимаешь каково ему».
«Мне нужно твоё участие». «Ты играешь важную роль».
«Ты влияешь на то, что происходит. Это прекрасно и это важно».
«Я буду также разговаривать с другими».
4.Конструктивные решения.
« Я спрашиваю себя, что ты можешь сделать, чтобы изменить его ситуацию лучшую сторону?» , «Что бы это могло быть?»
«Что можно сделать при помощи интернета?»
Реакция на хорошие предложения: «Да, конечно, это было бы здорово, если бы ты смог это сделать».
Если предлагаются далеко идущие планы в отношении ситуации Д, то нужно попытаться их смягчить.
Если не возникает никаких идей , предложить свои.
«Здорово, это звучит, как хорошая идея».
Проговорить ещё раз то, что ученик собирается сделать.
Слайд 30
5. Срок.
При необходимости: «Я запишу то, что ты хочешь сделать, чтобы
не забыть».
Или записать после разговора.
«Тогда встретимся на следующей неделе и посмотрим, как у тебя будет продвигаться дело».
«Большое спасибо!»
В целом во время беседы стараться чётко и ясно укрепить положительные моменты.
II ФАЗА
(примерно 20 мин, возможно дольше)
Примеры формулировок и алгоритм беседы с затравленным учеником.
Инструкция:
Важны эмоции. Эмпатийное общение. Минимум активности. Ждать. Проработать чувства ребёнка. Правило Коломбо.
Слайд 321.Доверие.
« Привет, Дима… («Меня зовут…» - в случае, если не знакомы).
Как дела?» « Я слышала, что-то не так… (пауза, подавать подбадривающие сигналы).
Если дальше следует молчание: «Могу ли я рассказать тебе, что я слышала?» «Может тебе не легко об этом говорить». «Не торопись, у тебя есть время». «Быть может ты сначала хочешь рассказать о том, что тебе нравится в школе или нравилось раньше?» «С каких пор тебе приходится нелегко? Когда ситуация начала меняться?»
« Что мы будем делать… Могу тебе пообещать: в любом случае хуже уже не будет».
2.Понимание:
«Что происходит ? Каково тебе?»
«В чём выражается их плохое отношение к тебе?»
«Что ты при этом чувствуешь?»
« Что, как ты думаешь, они при этом чувствуют?» «Они над другими издеваются?»
«Что для тебя было или есть самое плохое?» (Этот вопрос задаётся только в том случае, если пострадавшего это не сильно заденет.)
Слайд 33
3.Определить формы поведения: Конструктивные решения (принятые ребёнком).
«Что произошло ранее? Что ты
тогда сказал/сделал?»
«Что произошло потом?»
« Кто при этом присутствовал? Где ты был?»
« Почему, как ты думаешь , они с тобой так поступают?»
«Как ты сам себе пытался помочь? Как на это реагировали другие?»
«Что мы можем сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему?»
При провоцирующем поведении ученика ( иногда затравливаемый сам создаёт ситуацию моббинга, надо стремиться развивать в нём большую ответственность): «Что ты сам можешь сделать?» «Как мы можем этого достичь?»
Слайд 344.Спланировать возможную встречу затравленного и затравливающих учеников.
«Я говорила с некоторыми твоими
одноклассниками…»
«Мы запланировали общую встречу, но прежде, они должны честно найти решение». При провоцирующем поведении ученика: «И ты тоже должен что-то решить».
«Я тебе сообщу, если встречу их и пойму, что они готовы».
«Во время встречи мы обсудим, как вам лучше друг друга понять».
«Ты можешь себя представить на подобной встрече? Что должно произойти, чтобы это стало возможным?» Возможно, тебе понадобится присутствие друга?» (возможно, чтобы психолог был в качестве друга)
III ФАЗА
Рекомендации по проведению групповой встречи.
Инструкция:
безоценочное поведение психолога. Учеников , которые ранее подвергали травле других, пригласить через неделю после первой беседы на встречу. Но только в том случае, когда при помощи индивидуальных опросов Вы убедились в том, что намерения (поведение) учеников (как тех, кто принимает участие в травле, так и затравленного) изменились.
Слайд 361.Доверие.
«Спасибо, что пришли». « Я рада, что вы смогли изменить свои
намерения(поведение), этого я от вас и ожидала». «Расскажите, как всё было» (на предыдущей неделе).
2.Определить формы поведения.
Школьники проговаривают, кто что делал. ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСЕ!
Индивидуально опросить каждого ученика, получилось ли то, что запланировано, а , если «Да», то выяснить как это удалось. Начать с лидера.
Можно использовать : «Как такое могло произойти?» «Здорово, что всё так сложилось», «Всё пошло не так, как запланировано. Что можно было бы сделать по-другому?»
При необходимости уточнить подробности. Отметить положительные моменты. Подчеркнуть сильные стороны: общительность, интуицию, креативность, позитивные проявления и подтолкнуть к размышлениям, при условии, что ситуация может стать ещё лучше.
«Что вы можете сделать? Что в данном случае должен был бы сделать Д.?»
Слайд 37
Прийти к соглашению.
Высказать идею устной договорённости. Подвести к решению встретиться с
затравленным.
«Как можно удостовериться, что план работает?»
«Какими будут предупредительные сигналы о том, что что-то идёт не так?»
Слайд 38
5. Подготовить встречу с затравленным
« Как мы можем так представить план
, чтобы он его принял? (ученики должны сами предложить встретиться с затравленным)
« Что положительного вы видите в Д.? (проговорить должен каждый)
«Что хорошего каждый из вас мог бы сказать ему в начале встречи, чтобы он почувствовал себя лучше?»
Внимание! Вербальные и невербальные сигналы могут противоречить друг другу, например, высказывается что-то положительное , но мимика и интонация говорят об обратном.
Или акцентируется внимание на незначительных деталях: «У тебя классные ботинки».
« Ты не всегда хотел присоединиться к нашей группе». «Кажется, что всё пошло хорошо, только потому, что Д.изменился»
Затем важно помочь сформулировать высказывание, перед тем, как будет высказано что-то своё.
«Выполнение намеченного тебе давалось нелегко. Мне кажется, это говорит о твоём самоконтроле, и я думаю, это здорово, что у тебя это получается». « От тебя многое зависит, ты многое решаешь» (лидеру)
После такой подготовки можно пригласить затравленного и обсудить ситуацию
IV ФАЗА
Рекомендации по проведению заключительной встречи.
Совместная встреча учеников, которые раньше подвергали травле других, и затравленного.
Инструкция:
Заключительная встреча с ранее подвергавшимся травле учеником рекомендуется только в том случае, если он, по Вашей оценке, сможет это эмоционально выдержать. При необходимости он может привести на встречу своего друга.
Без длительной подготовки привести Д. на встречу с группой, если он дал на это согласие (пригласить войти в кабинет). Сообщить Д., кто там будет, и предупредить, что они собираются сказать ему что-то хорошее.
«Стас, Юра и Боря будут там, и они скажут тебе что-то хорошее, что им в тебе нравится».
Слайд 401. Доверие
В любом случае Д.сидит рядом с Вами.
«Как твои дела? Как
прошла эта неделя? Что изменилось? Какие произошли изменения?
«Итак, уже все подумали, что хорошего они в тебе видят и сейчас скажут это».
2. Договорённости
«Сейчас мы проговорим о том, как вы в последнее время общались друг с другом».
«У ребят есть предложения».
«Как вы думаете, как вы будете общаться дальше?» (переход к плану)
«Что необходимо обсудить подробнее?»
(начать с лидера, закончить позитивным учеником)
Существенными являются положительные решения:
Слайд 414.Конкретные договорённости :
от кого какая помощь (специалист конкретизирует)
Предупредительные сигналы: «
Что вы можете предпринять, если заметите, что всё пошло по-старому? Что укажет на первые признаки этого? Что бы вы стали делать?»
Терпение. Речь не идёт о дружбе, но не должно быть никакой травли. Речь о мирном сосуществовании и взаимоуважении». (см. Континуум отношений).
«Что мы будем делать , если кто-то не станет следовать договорённости?»
«Что вы могли бы сделать, если возникнут проблемы?»
«Что вы сможете сами урегулировать?»
5. Благодарность
«Спасибо большое за работу и взаимную поддержку. Желаю успехов!»
V ФАЗА
Рекомендации по проведению беседы с родителями затравленного ученика, которые требуют наказать агрессора
Высказать понимание их переживания за ребёнка и злости по отношению к агрессорам. Убедить в том, что будут приняты меры по защите ребёнка.
«Я понимаю Ваше желание наказать обидчика, но уже многое предпринимается. Мы взяли под контроль эту ситуацию».
!!!«Защита ребёнка является совместной общей задачей».
Высказать альтернативы. Привести в пример недостатки наказаний:
Наказание опасно, часто приводит к мести;
Часто сами затравленные не желают наказания для других « А Вы уверены, что Ваш ребёнок хочет наказать обидчика?»
Система наказаний действует только в подконтрольном пространстве;
Наказание подавляет, к положительному результату не ведёт.
Попросить запастись терпением на 1-2 недели. Моббинг в любом случае будет устранён. Если метод разделённой ответственности не подействует, могут наступить другие последствия, будут применены наказания.
«Понаблюдайте за поведением своего ребёнка , и ,если у Вас будет желание, мы можем встретиться ещё раз».
Слайд 43Беседа с родителями ученика, подвергающего травле другого, которые хотят защитить своего
ребёнка от наказания.
Понимание озабоченности, переживаний за ребёнка и желаний родителей. Убедить их в том, что об их ребёнке (зачинщике) тоже переживают и заботятся.
«Нас тоже волнует эта ситуация и мы в ней уже разбираемся».
Приём переспрашивания: « Я Вас правильно поняла……?»
«Вы хотите сказать, что……?»
Объяснить родителям, что их ребёнок, обладая лидерскими качествами, может повлиять на других и изменить ситуацию.
«Наша цель - прекратить неблагоприятную ситуацию для пострадавшего ученика , а не наказание для зачинщика (их ребёнка)»
«Но, если он не захочет сотрудничать, то могут быть другие последствия».
«Мы уже беседовали с ребятами, в том числе с Вашим ребёнком. Ребята с нашей помощью пытаются изменить ситуацию».
Для беседы с педагогом, если потребуется, использовать алгоритм беседы из 1 фазы.