Слайд 1«Технология оценки внутригрупповых взаимоотношений
для решения задач сопровождения всех субъектов образовательного
пространства,
формирование психологического принятия
и группового сплочения»
Выступление на муниципальном методическом объединении психологов Советского городского округа
30.11.2017 года
Педагог-психолог МАОУ «Гимназия №1» г. Советска
Герлак Ольга Ингмаровна
Слайд 2Психологическая служба гимназии оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, их
индивидуальности на всех этапах образования, развитию у обучающихся творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного развития.
Слайд 3Целями работы педагога-психолога являются:
содействие администрации и педагогическому коллективу гимназии в создании
ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
оказание помощи учащимся гимназии в определении своих возможностей, исходя из способностей, интересов, состояния здоровья;
содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Слайд 4Задачами работы педагога-психолога являются:
психологический анализ ситуации развития в гимназии, выявление основных
проблем и определение причин их возникновения;
содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе развития личности;
формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
содействие педагогическому коллективу в гармонизации психологического климата в гимназии.
Слайд 5Педагог-психолог ведет работу по нескольким направлениям, каждое из которых дополняет друг
друга, но имеет свои цели и задачи.
Слайд 6ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Слайд 10ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Слайд 11Психолого-педагогическое сопровождение
в соответствии с подходом М. Р. Битяновой (1998),
определяется как целостная системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде.
Слайд 12В процессе реализации психолого-педагогического сопровождения должны быть определены конкретные формы, содержание,
технологии деятельности специалистов:
комплексная диагностика,
развивающая и коррекционная деятельность,
консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса,
экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы.
Слайд 13Нельзя забывать и еще об одном компоненте сопровождения – СОЦИАЛИЗАЦИИ ВКЛЮЧАЕМОГО
РЕБЕНКА.
Этот процесс является неотъемлемой составляющей индивидуальной образовательной программы.
В целом его также можно отнести к психолого-педагогическому сопровождению.
Слайд 14Основным субъектом является ребенок с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 15Следующим по значимости субъектом (скорее, субъектами) инклюзивного образовательного пространства являются остальные
дети
Слайд 16Субъектами инклюзивного образовательного пространства также являются родители и включаемого ребенка, и
других детей класса
Слайд 17Также коллективным субъектом инклюзивной практики, нуждающимся в психолого-педагогическом сопровождении, являются непосредственные
участники инклюзивного образования – педагогический коллектив общеобразовательного учреждения
Слайд 18Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов (по
Л.Н. Харавиной):
диагностического,
поисково-вариативного,
практико-действенного,
аналитического.
Слайд 19предполагает первичный анализ всех компонентов, составляющих основу психолого-педагогического сопровождения.
Списки детей
с ОВЗ
и инвалидов,
документы консилиума, социальные паспорта
ПЕРВЫЙ ЭТАП – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Слайд 20осуществляется определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения в рамках разрабатываемой программы
индивидуального сопровождения.
Индивидуальная карта, коррекционная программа,
программа сопровождения
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ
Слайд 21совершаются реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы
индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка, других субъектов инклюзивной практики.
Коррекционные занятия,
расписание,
журнал
НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ
Слайд 22психолого-педагогического сопровождения происходит, анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка
эффективности сопровождения ребенка в целом во всех его аспектах.
Динамика
НА СЛЕДУЮЩЕМ ЭТАПЕ
Слайд 23Под технологией (от греч. тechno – искусство, мастерство, loqos – наука)
понимают
совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
Слайд 24Педагогическая технология
(психолого-педагогическое сопровождение можно в полном объеме отнести к педагогическим
технологиям) – строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.
Слайд 25Технологичность подобного процесса позволяет:
предсказывать и достигать планируемых результатов;
обеспечивать благоприятные условия для
развития личности не только включаемого в образовательное пространство ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида, но и других окружающих его детей;
уменьшать влияние неблагоприятных обстоятельств на личность ребенка;
анализировать и систематизировать практический опыт;
выбирать наиболее эффективные ресурсы для решения социально-педагогических задач.
Слайд 26Основные технологии психолого-педагогического сопровождения:
Построение адекватной возможностям ребенка в контексте адаптации образовательной
программы;
Проведение междисциплинарных консилиумов специалистов, а также оценка эффективности той или иной стратегии сопровождения;
Оценка особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин его проблем, для задач создания адекватной абилитации и сопровождения ребенка и его семьи;
Оценка внутригрупповых взаимоотношений, для решения задач сопровождения всех субъектов образовательного пространства, формирования эмоционального принятия и группового сплочения;
Развивающая работа с детьми с особыми образовательными потребностями;
Поддержка участников образовательного процесса, психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями.
Слайд 27Психолого-педагогическое сопровождение – комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку
в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
В целом психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских технологий.
Слайд 29В своей работе, психолог использует множество методов и форм работы, способствующих
свободному общению с учениками, помощи и поддержки им во всех их начинаниях, делах и проявлениях интереса, активности. Многие из методов являются недоступными, неинтересными, сложными в проведении, а, следовательно, они не дают должных результатов и не оправдывают ожидания. Другие методы – вызывают интерес, дети с удовольствием принимают рисуночные тесты, некоторые виды терапии, но это скорее – релаксация, и очень сложно по рисунку полностью раскрыть сущность ученика, поэтому психолог должен быть воспитателем, педагогом, актером, другом и всем тем, что хочет в нем увидеть ученик.
Слайд 30ТРЕНИНГ
это форма специального организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого,
решаются следующие задачи:
овладение социально-психологическими знаниями;
развитие способности познания себя и других людей;
повышение представлений о собственной значимости, ценности, формирование положительной Я-концепции.
Слайд 31СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано
на активных методах групповой работы. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные навыки.
Слайд 32ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЧАСОВ…
Слайд 33ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЧАСОВ…
Слайд 34ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЧАСОВ…
Слайд 37КВЕСТ
(англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) —
один
из основных жанров компьютерных игр,
представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.
Слайд 38ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ
это легкое игровое приключение с большим психологическим смыслом.
Конечно, они
бывают разные, но все квесты объединяет одно – действие!
Получая небольшую дозу теории, участники отправляются выполнять задание квеста.
Задания обычно несложные, их цель – встроить полученную порцию знаний сразу в жизнь,
то есть трансформировать знания в навык или новый психологический опыт.
Слайд 39ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ
это новая форма обучения и изменения.
В наш век высоких
скоростей мозг уже сопротивляется новым порциям информации и это еще одно преимущество
игры или квеста – развлекательная форма обходит все рубежи обороны подсознания, и шаг за шагом в конце ты обнаруживаешь себя изменившимся – чуть-чуть или серьезно. И все это происходит легко, незаметно в процессе выполнения несложных заданий.
Слайд 40В ходе проведения квестов мы решаем задачи:
создание «теплой», дружественной атмосферы в
классе;
налаживание контактов и взаимодействия между учащимися класса;
осуществление просветительской работы по формированию знаний о толерантности;
проведение тренинговых упражнений для создания условий, в которых у каждого учащегося появится возможность быть толерантным по отношению к окружающим;
настраивание группы на толерантное отношение друг к другу;
сплочение коллектива класса.
Слайд 41Форма работы – психологический квест, была выбрана мною не случайно, этому
способствовало несколько аспектов:
квест, как форма работы с учащимися является приемлемой и понятной, так как в этом возрасте у ребят формируется мировоззрение и на все есть свое мнение, дискуссия в ходе квеста помогает ребятам заявить о себе и научиться отстаивать свою точку зрения.
Использование тренинговых элементов в ходе квеста – это второй не менее важный аспект, он заключается в том, что тренинговая форма занятия является актуальной и продуктивной, так как она позволяет овладеть не только теоретическим материалом, но и способствует формированию конкретных практических навыков.
Слайд 42ОСНОВНЫЕ
ЭТАПЫ КВЕСТА
И ИХ ЗАДАЧИ
Слайд 56Мы считаем внедрение психологического квеста как форму работы психолога с учащимися
актуальной.
Ввиду того, что подростки требуют особого подхода, особенного внимания, а именно в квесте можно различить личность каждого ученика и понять чего он хочет от окружающих. В квесте – все в руках психолога, он как волшебник: может изменять ситуацию, обстановку, переносить всю группу в другой мир, на другие планеты, все это поможет подросткам понять себя и окружающих.
Слайд 57ГОТОВА К СОТРУДНИЧЕСТВУ!
http://1gym.schools39.ru/
Слайд 58https://infourok.ru/user/siym-olga-ingmarovna
ГОТОВА К СОТРУДНИЧЕСТВУ!