Слайд 1Методы
психолого-педагогического изучения детей инвалидов
Слайд 2Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с
семьями (родителями) детей-инвалидов.
Работе с родителями детей-инвалидов неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей-инвалидов как активных членов общества. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка-инвалида нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.
Слайд 3Согласно исследованию, проводившемуся в нашем ЦДО были выявлены основные проблемы, возникающие в
семьях наших подопечных – детей-инвалидов:
Умышленное ограничение в общении: родители детей-инвалидов ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка-инвалида ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка-инвалида. В следствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».
Слайд 4Лишь прояснив ситуацию при помощи обследования, взглянув на мир глазами «обиженного»
ребенка-инвалида, можно выстраивать взаимоотношения всех членов семьи в дальнейшем. Важно, чтобы родители поняли и приняли ситуацию, ведь от их поведения в первую очередь зависит, насколько ребенок будет ощущать себя в этой жизни любимым и нужным и воспринимать себя в будущем как «полноценного человека».
Слайд 5Типичные затруднения (общие проблемы) диагностической работы с детьми-инвалидами
Отсутствует мотивация к познавательной
деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность, Многие деи-инвалиды отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Слайд 6Данная проективная методика:
преимущественно вербальная (словесные ассоциации, словесные портреты, незаконченные предложения или
рассказы, проективные вопросы);
преимущественно визуальной (зрительные ассоциации, незавершённые рисунки);
Слайд 7Проективная методика исследования личности ребенка
Сказки доктора Луизы Дюсс: проективная методика
Этот тест
был составлен детским психологом доктором Луизой Дюсс. Он может быть использован в работе с детьми даже самого раннего возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.
Слайд 8Правила проведения методики:
Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым
ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку.
Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки.
Слайд 9Советы по проведению теста
Важно обратить внимание на тон голоса ребенка, на
то, насколько быстро (медленно) он реагирует, не дает ли поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения.
Слайд 10Согласно Дюсс, такие нетипичные реакции ребенка и особенности поведения, как:
просьба прервать
рассказ;
стремление перебить рассказчика;
предложение необычных, неожиданных окончаний историй;
торопливые и поспешные ответы;
изменение тона голоса;
признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики);
отказ отвечать на вопрос;
возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку сначала,
- все это признаки патологической реакции на тест и сигналы какого-то психического расстройства.
Слайд 11Необходимо иметь в виду следующее :
Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая
истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и негативные (агрессия). Но лишь при условии, что это не носит навязчивого характера. Также, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство – на это следует обратить внимание. Избегание сложных ситуаций в жизни – это всегда признак неуверенности и страха.
Слайд 12Сказка-тест «Птенец»
Позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от
обоих вместе.
Слайд 13Сказка-тест «Ягненок»
Помогает определить поведение к сиблингу ( борьба за внимание матери)
Слайд 14Сказка-тест «Страх»
Выявить наличие страхов у ребенка.
Слайд 15Сказка-тест «Слоненок»
Позволяет определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи
с развитием сексуальности.
Слайд 16Сказка-тест «Прогулка»
Позволяет выявить, какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола
и враждебен к родителю одного с ним пола.
Слайд 17Сказка-тест «Новость»
Попытаться выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства.
Слайд 18Сказка-тест «Дурной сон»
Можно получить более объективную картину детских проблем, переживаний и
т.д.
Слайд 19Полная интерпретация методики на сайте :
https://www.psychologos.ru/articles/view/skazka-test-godovschina-svadby-roditeley
Слайд 20«В каком методе/направлении вы работаете?»
Как специалист я работаю не только знаниями
и умениями, но и в значительной степени собой, то есть своими чувствами, творчеством и живыми реакциями. Профессиональные знания педагога-психолога – это инструменты. Не всегда, кстати, совершенные, зачастую требующие усовершенствования, доработки. Важно помнить – каким бы ни был инструмент, им пользуется конкретный человек. Именно происходящее в «человеческом аспекте» событие, на мой взгляд, оказывается наиболее важным. Многие глубинные проблемы, возникшие в раннем детстве в результате сильно искажённого, несовершенного взаимодействия с представителями внешнего мира (например, родителями) «лечатся» тем, чем они вызваны, – отношениями.