Слайд 1
Методы и приёмы обучения лиц с ОВЗ и инвалидов (принципы обучения,
методы и приемы отбора учебного материала с учётом специфики учебной дисциплины)
Проект слушателя курсов «Психолого-педагогические условия профессиональной подготовки лиц с ОВЗ и инвалидов в профессиональных организациях» Подоляк М.П.
Слайд 2Цель проекта
Способствовать созданию образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для всех
лиц с ОВЗ и инвалидов с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья
Слайд 3Задачи
Способствовать обеспечению для всех лиц с ОВЗ и инвалидов:
доступности качественного образования;
индивидуализации
образования;
дифференциации образования;
созданию условий для достижения нового, современного качества общего образования
Слайд 4Ожидаемый результат
Подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств,
позволяющих ему успешно адаптироваться в современном социуме и уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Слайд 5Цель инклюзивного образования
Создание для лиц с ОВЗ и инвалидов специальной коррекционно-развивающей
среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными обучающимися возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Слайд 6
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья –
это лица, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Самым главным приоритетом в работе с такими лицами является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого участника образовательного процесса этой категории.
Слайд 7
Потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ
- начать специальное обучение для лиц
данной категории сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- ввести в содержание обучения участника образовательного процесса специальные разделы, не присутствующие в программах образования лиц без ограниченных возможностей здоровья;
- использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения;
- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для лиц без ограниченных возможностей здоровья;
- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Слайд 8
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
2.
Предотвращение наступления утомления, использование для этого разнообразных средств (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта.
5. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому обучающемуся, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Слайд 9
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу обучающихся с
отклонениями в развитии являются:
игровые ситуации;
дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук;
развитие активного мышления - от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому;
обращение к зрительному образу: пантомимическое изображение предмета разговора, художественные иллюстрации, рисунок, символический знак – все то, что становится опорой для развития мышления обучающегося;
терпеливость и наблюдательность;
важность повторения;
последовательность- от простого к сложному, от одного навыка к другому;
разнообразие занятий;
выразительность, эмоциональность;
поощрение за выполненную работу, операцию, шаг;
развитие самостоятельности;
любовь, забота и внимание;
Слайд 10Необходимые средства повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе преподавателя
поиск и использование
активных форм, методов и приёмов обучения;
раскрытие и развитие потенциала обучающегося, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей;
раскрытие и развитие умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Слайд 11Задача учебного заведения
Подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и
качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль обучающегося не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Слайд 12Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является
принцип сознательности и активности учащихся
Согласно этому принципу «обучение эффективно только тогда, когда обучающиеся проявляют познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал Ю. К. Бабанский, активность обучающихся должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном обучающимся уровне и с помощью педагога.
Слайд 13Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления
Активность является одной из важнейших характеристик
всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.
Слайд 14 Принцип доступности
(но не излишнего
упрощения)
Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям обучающихся и их потребностям. Задачей педагога является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям обучающихся методов и форм организации обучения.
Слайд 15Принцип адаптивности обучения
Означает необходимость приспособления учебного процесса, всех его составляющих к
особенностям, возможностям и образовательным потребностям конкретного лица.
Создание адаптивной образовательной среды обеспечивает удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ
Слайд 16Методы и приемы обучения- важное средство активизации учения
Именно через использование
тех или иных методов реализуется содержание обучения.
Термин «метод» происходит от греческого слова «metodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю. К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И. П. Подласый).
Слайд 17М.Н.Скаткин и И.Я.Лернер выделяют следующие методы:
• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
• репродуктивный;
•
частично поисковый (эвристический);
• проблемное изложение;
• исследовательский.
Согласно данной классификации методы выделяются в зависимости от уровня активности учащихся.
Слайд 18Классификация Ю.К.Бабанского
Другая классификация методов - по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности;
методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля.
Эта классификация представлена тремя группами методов:
Слайд 19Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа);
наглядные
(иллюстрация, демонстрация и др.);
практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.);
репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному);
методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.
Слайд 20Методы стимулирования и мотивации
методы стимулирования и мотивации интереса к учению
(используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению);
методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.
Слайд 21Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
методы устного контроля
и самоконтроля;
методы письменного контроля и самоконтроля;
методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе педагога с обучающимися, имеющими ОВЗ, считается объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный.
Слайд 22Методы организации и осуществления познавательной деятельности (Из опыта работы)
продвинутая лекция;
сжатое
изложение (использование 2-3 приёмов компрессии текста);
упражнение (вставить пропущенные буквы , проверить по словарю, оценить свою работу по предложенному критерию оценки);
самостоятельная работа с учебником(составить творческую биографию писателя, хронологическую таблицу жизни и творчества писателя, составить план статьи (тезисный, цитатный)…
Слайд 23Поставьте ударение в словах
Договор, обеспечение, звонит, ходатайство, мизерный, каталог, баловать,
торты, квартал, щавель, кухонный, колледж, эксперт, жалюзи, кинокартина.
Слайд 24 Проверьте, сверившись со словарём
Договор, обеспечение, звонит, ходатайство, мизерный, каталог,
баловать, торты, квартал, щавель, кухонный, колледж, эксперт, жалюзи, кинокартина.
Слайд 26 Анализ стихотворения
К.Б.
Я встретил Вас -и все былое
В отжившем сердце
ожило;
Я вспомнил время золотое-
И сердцу стало так тепло...
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает ча
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенётся в нас,-
(Ф.Тютчев)
Многообразие ощущений, чувства лирического героя после встречи с баронессой передаются с помощью метафор :___________________________________________________________Поэт использует прием умолчания, который сидетельствует о ______________________________________________________________________лирического героя.
Стихотворение завершает риторическое восклицание ______________________________, которое указывает на возможное продолжение темы в будущих произведениях.
Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты ______________________________и олицетворение ____________________________________________________сравнение простое и развернутое ____________________________________________________анафору ____________________________________________________инверсию ____________________________________________________синтаксический параллелизм ____________________________________________________
Стихотворение «Я встретил вас» является шедевром любовной лирики Тютчева. Оно поражает нас своей_______________________________________________, глубиной чувства. На эти стихи был написан великолепный романс.
Слайд 27
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ УЧАЩИМИСЯ или предложенные учащимся
(Рассказ А.П.ЧЕХОВА «ПАРИ»)
Почему банкир чувствовал презрение к самому себе?
Какова цена человеческой жизни и свободы?
Кто, в конце концов, узник- банкир или юрист?
Доказал ли юрист своим поступком, что смертная казнь хуже или лучше пожизненного заключения?
Чья судьба важнее- банкира или юриста?
В чём трагизм рассказа?
Легко ли выносить приговор и приводить его в исполнение?
Кто из героев потерял эти пятнадцать лет?
Почему банкир заплакал?
Слайд 28Активные методы и приёмы обучения для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ
разгадывание кроссворда, составление кроссворда
использование презентации или фрагментов презентации( портрет, иллюстрации, репродукции картины ,схема, таблица ,план, тезисный план, цитатный план…)
синквейн по прочитанному тексту, определению понятия
просмотр фрагментов фильма с последующим его анализом
кластер
тренажёр
Слайд 29Кроссворд по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Знаешь ли ты содержание произведения?
1.Гость
Ивана Бездомного в лечебнице.
2.Образование Мастера.
3.Председатель правления Массолита.
4.Имя демона смерти.
5.Улица, на которой находилась «нехорошая квартира».
6.Родной город дяди Берлиоза.
7.Дирижёр на балу у Воланда.
8.Псевдоним поэта Ивана Николаевича Понырева.
9.Имя первосвященника Ершалаима.
10.Персонаж с «отчаянными кавалерийскими усами».
Слайд 30Синквейн по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»(Образ Е.Базарова)
Базаров
умный, самоуверенный
высмеивает, ругается, отрицает
новый тип передового деятеля
нигилист
Слайд 31КЛАСТЕР-от англ. cluster- гроздь ( способ графической организации материала)
1. Посередине
чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. Появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.(на стадии вызова или рефлексии)
Образец выполненной работы
. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Слайд 33Методы контроля, самоконтроля,
взаимоконтроля
тест
эссе
экспресс-опрос
викторина
интервью
тренажёр
Слайд 34Эссе как эффективный метод контроля
Можно предложить эссе в качестве достаточно эффективного
и активизирующего учебный процесс метода контроля и проверки знаний обучающихся более высокого порядка. Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, личной субъективной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала;
часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность.
Слайд 35 ЭКСПРЕСС-ОПРОС
К рассказу М.А.Шолохова «Родинка»
1.Где и когда
происходит действие?
2.Назовите главных героев рассказа
3. Что между ними общего?
3.Какой эпизод является в рассказе кульминационным?
4.Какую роль в рассказе играет природа?
5.Почему гражданская война считается самой жестокой и бесчеловечной?
6. Какие чувства вызывает рассказ?
Слайд 36ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
Проводится после прочтения (повести А.И.Куприна «Олеся».) Такая форма опроса помогает
проверить степень усвоенности изученного материала , понимание смысла прочитанного.
(также предлагается эссе)
1. Где происходит действие повести? (Действие повести происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья).
2. Чего ожидает герой, попав в эти места? (Герой ожидает новых впечатлений, знакомств "со странными обычаями". Легендами. Преданиями.
3. В какое время года происходит знакомство героев? (Знакомство героев происходит весной).
4. Каков портрет героини? (Высокая брюнетка, лет 20-25, лицо, которое нельзя было забыть, но трудно было описать).
5. Как звали главную героиню повести? (Главную героиню повести звали Олеся).
14. Как звали человека, которого полюбила Олеся? (Главного героя звали Иван Тимофеевич).
Слайд 37УЧАЩИЕСЯ СТАНОВЯТСЯ ГЛАВНЫМИ ДЕЙСТВУЮЩИМИ ЛИЦАМИ УРОКА
Слайд 40 К размышлению
Каждый метод активным делает тот, кто
его применяет.