Презентация, доклад на тему Методы и приемы ТРИЗ в работе учителя - логопеда

Содержание

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников. Требования к дошкольному образованию

Слайд 1Методы и приемы ТРИЗ в работе учителя - логопеда
Выполнила : учитель

– логопедМБДОУ «Д/С№5»
Габдулхакова М.Р.
Методы и приемы ТРИЗ в работе учителя - логопедаВыполнила : учитель – логопедМБДОУ «Д/С№5»Габдулхакова М.Р.

Слайд 2Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют

необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.

Требования к дошкольному образованию

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых

Слайд 3Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность.
Педагоги

и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть.

Утверждения педагогов и психологов

Процесс развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста имеет особую актуальность. Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие

Слайд 4Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости

детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности
Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не

Слайд 5Формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста является приоритетной задачей дошкольного образования

на современном этапе и одной из основных целей деятельности дошкольных образовательных учреждений.

задачи

Формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста является приоритетной задачей дошкольного образования на современном этапе и одной из

Слайд 6Для развития интеллектуальных способностей и личностных качеств, формирования ключевых компетентностей воспитанников

нужна другая методика общения с ребенком, в чем-то в корне отличная от привычного всем показа, рассказа, объяснения, повторения, то есть обучения.

Для развития интеллектуальных способностей и личностных качеств, формирования ключевых компетентностей воспитанников нужна другая методика общения с ребенком,

Слайд 7Создание условий, обеспечивающих развитие умственных способностей детей, реализацию их потенциальных возможностей,

является одной из приоритетных задач педагогики и психологии.

Создание условий

Создание условий, обеспечивающих развитие умственных способностей детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач педагогики

Слайд 8игровые технологии помогают в решении многих из перечисленных выше проблем.
Реализация

игровых технологий опирается на следующие положения: - игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия; - в игре позиция взрослого и ребенка равнозначна и выстраивается на паритетных началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений; - игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо; - игровой процесс носит импровизационный и вариативный характер, не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь; - в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы, принципы и способы мышления; - игровые технологии создают широкие возможности для осмысленного освоения ценностей культуры.
игровые технологии помогают в решении многих из перечисленных выше проблем. Реализация игровых технологий опирается на следующие положения:

Слайд 9Проблема игровой деятельности широко и в разных аспектах исследовалась в педагогике

и психологии:
- анализировались теории происхождения игр, их функции, созданы различные классификации игр (Г. Спенсер, К. Бюлер, К. Гросс, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова);
- определено место и роль игры в развитии и становлении личности (Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и др.).

Игровые технологии

Проблема игровой деятельности широко и в разных аспектах исследовалась в педагогике и психологии:- анализировались теории происхождения игр,

Слайд 10Игровая педагогическая технология - ТРИЗ
Рассмотрим целевые ориентации ещё одной игровой педагогической

технологии - ТРИЗ. Направление - становление основ творческой личности. Цель - обучение способам творческой деятельности. Задачи: 1. Научить детей классифицировать объекты окружающего мира по разным основаниям. 2. Способствовать освоению детьми приемами сужения поля поиска какого-либо объекта по выясненным признакам. 3. Способствовать освоению детьми типовыми приемами фантазирования для развития воображения и решения проблем. 4. Сформировать у детей понятие, что у любого объекта есть основное назначение и неиспользованные возможности (ресурсы), с помощью которых можно решать проблемы. 5. Сформировать у детей понятие, что у всех объектов материального мира есть имена признаков (они общие для всех) и у конкретных объектов есть конкретные значения этих имен признаков. 6. Сформировать у детей чувствительность к противоречиям, возникающим при предъявлении к объекту двух противоположных требований. 7. Научить детей решению творческих задач.

Игровая педагогическая технология ТРИЗ

Игровая педагогическая технология - ТРИЗРассмотрим целевые ориентации ещё одной игровой педагогической технологии - ТРИЗ. Направление - становление

Слайд 11Концептуальную основу педагогической технологии, основанной на ТРИЗ, составляют следующие психолого-педагогические теории

и положения: - Положение теории творчества Я.А. Пономарева: творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей. - Теоретические положения Н.Е. Вераксы о развитии основ диалектического мышления дошкольников. - Теоретические положения ТРИЗ Г.С. Альтшуллера:
Теория ТРИЗ - катализатор творческого решения проблем.
Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).
Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.
Необходимо включить доступные детям типы проблем, характерные для данной разных сфер науки или практики и научить применять алгоритмы при их решении.

Концептуальная основа педагогической технологии

Концептуальную основу педагогической технологии, основанной на ТРИЗ, составляют следующие психолого-педагогические теории и положения:  - Положение теории

Слайд 12- Теоретические положения ОТМС Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук о том, что

в основе ТРИЗ - технологии лежат:
Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ-развитие творческого воображения).
Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных жизненных задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления).
Воспитательная система, построенная на ТРТЛ (теории развития творческой личности).
ОТСМ базируется на классической ТРИЗ, развивает и дополняет ее с целью разработки универсальных, не зависящих от конкретной области знаний, инструментов анализа и решений сложных комплексных проблем. В состав аппарата ОТСМ входят три блока: аксиомы, модели, технологии.
Система аксиом задает допущения и ограничения в процессе мышления. Выполняет функцию максимально общих инструментов решения проблем. В ОТСМ разработаны две базовые модели. Первая модель «ЭЛЕМЕНТ-ИМЯ ПРИЗНАКА ЭЛЕМЕНТА - ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО ПРИЗНАКА». Вторая модель «МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ ВО ВРЕМЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ». В ОТСМ и ТРИЗ используется комплекс четырех технологий: технология «Типовое решение», технология «Новая проблема», технология «Противоречие», технология «Поток проблем». Каждая из технологий предназначена для решения определенной задачи в процессе анализа проблемной ситуации и построения приемлемого решения. На этапе дошкольного образования первая модель является базовой.

- Теоретические положения ОТМС Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук о том, что в основе ТРИЗ - технологии лежат:Методики

Слайд 13Особую роль в ходе реализации игровой педагогической технологии, основанной на ТРИЗ,

играют методы, приемы, методики, модели, технологии, техники, адаптированные для работы с детьми дошкольного возраста:
-Метод «Круги Луллия» (автор Р. Луллия) и метод «Морфологический анализ» (автор Ф. Цвикке).
-методика работы с именами признаков (авторы Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук).
-модель «Элемент – Имя признака – Значение признака».
-метод «Системный оператор» (автор Г.С. Альтшулер),
-«Метод фокальных объектов» (автор Чарльз Вайтинг).
-технику сужения поля поиска решения проблемы. Для этого хорошо подходит метод сужения поля поиска (дихотомия: числовая, пространственная, классификационная) (авторы: Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук).
-игры «Да–Нет».
-метод синектики (автор У.Гордон).
-Типовые приемы фантазирования (ТПФ), разработанные Г.С. Альтшуллером, адаптированы для дошкольников Т.А. Сидорчук. -приемы формирования чувствительности к противоречиям (авторы Н.Е. Веракса, Т.А. Сидорчук).

Методы и приемы технологии ТРИЗ

Особую роль в ходе реализации игровой педагогической технологии, основанной на ТРИЗ, играют методы, приемы, методики, модели, технологии,

Слайд 14Перечисленные методы, приемы, методики, модели, технологии, техники технологии, основанной на ТРИЗ,

построены таким образом, что ребенку все время приходится работать с информацией: анализировать, систематизировать, обобщать и применять имеющуюся в собственном опыте, отсекать неактуальную в данный момент информацию, получать ее из разных источников, порой даже неожиданных. Многие методы построены на необходимости задавать вопросы. Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ, позволяет работать по алгоритму, осваивать модели разных явлений и применять их к различным жизненным ситуациям. В результате дети учатся получать информацию из разных источников: из литературных произведений, телевидения, радио, рассказов людей о жизненных ситуациях, из наблюдений жизненных ситуаций.

Методы и приемы технологии ТРИЗ

Перечисленные методы, приемы, методики, модели, технологии, техники технологии, основанной на ТРИЗ, построены таким образом, что ребенку все

Слайд 15На основе каждого метода, приема, методики, модели, технологии или техники разработана

система игр и творческих заданий, которые мотивируют детей на познавательную деятельность. Педагогическая игровая технология, основанная на ТРИЗ, отвечает запросу компетентностно-ориентированного образования, способствует формированию у детей умения выводить из конкретной ситуации жизненное правило, которым можно воспользоваться в аналогичных ситуациях, а так же использовать его в другом месте и времени; чувствительности к ситуациям; желания разобраться в причинно-следственных связях; умения оценивать социальные привычки, самостоятельно выводить жизненные правила и использовать их в будущей жизни.
 

На основе каждого метода, приема, методики, модели, технологии или техники разработана система игр и творческих заданий, которые

Слайд 16Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть