Слайд 1 «В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего
нельзя улучшить, минуя голову учителя».
К.Д.Ушинский (1824-1871)
Слайд 2Актуальность профессионального стандарта педагога
БЫСТРО МЕНЯЮЩИЙСЯ МИР
НЕОБХОДИМОСТЬ УСТРАНЕНИЯ
ДЕФИЦИТА ЗНАНИЙ
НЕОБХОДИМОСТЬ ОВЛАДЕНИЯ
СОВРЕМЕННЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ
ТЕХНОЛОГИЯМИ
ПОТРЕБНОСТЬ В ПОСТДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ И САМОБРАЗОВАНИИ (ФОРМАЛЬНОМ И ИНФОРМАЛЬНОМ)
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ (ОБРАЗОВАНИЕ
В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ)
Слайд 3Профессионализм педагога рассматривается сегодня как условие достижения современного качества образования.
Слайд 4Педагог – ключевая фигура реформирования образования.
В стремительно меняющемся открытом
мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Слайд 5КАКОЙ ОН,
СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ?
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ПЕДАГОГА
Слайд 6 Основные положения Профессионального стандарта педагога
( концепция и содержание)
Слайд 7Приказ Минтруда России
от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014)
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)."
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)
Слайд 8
Профессиональный стандарт педагога – это
документ, включающий перечень профессиональных и
личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.
– это характеристика квалификации,
необходимая работнику
для осуществления определенного
вида профессиональной деятельности.
Слайд 9Инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень
Инструмент
реализации стратегии образования в меняющемся мире
Объективный измеритель квалификации педагога
Средство отбора педагогических кадров в учреждения образования
Основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем
Профессиональный стандарт педагога – это
Слайд 10
Стандарт должен
Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.
· Побуждать педагога
к поиску нестандартных решений.
· Соответствовать международным нормам и регламентам.
· Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.
Слайд 11Функции стандарта
преодолеть технократический подход в оценке труда педагога;
обеспечить координированный рост свободы
и ответственности педагога за результаты своего труда;
мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Слайд 12З
А
П
Р
О
С
Ы
И
О
Ж
И
Д
А
Н
И
Я
Требования к
структуре
ООП
Требования к
результатам
освоения ООП
Требования к
условиям
реализации ООП
Ожидаемые достижения
системы образования
Организационные
и педагогические
условия деятельности
системы
образования
Ресурсы: кадры,
материальная база,
информация,
финансы
О
Б
Щ
И
Е
Р
А
М
К
И
Д
Л
Я
С
И
С
Т
Е
М
Ы
Н
О
Р
М
А
Т
И
В
О
В
Стандарт как совокупность
трех систем требований
Слайд 13
Требования
стандарта
Базисный
учебный
план
Программа ДН
развития и
воспитания
Примерные учебные программы
Концепция
ДН развития
и воспитания
Рабочие (авторские) программы и УМК
У
М
Е
Н
И
Я
И
п
Р
И
М
Е
Р
Ы
З
А
Д
А
Н
И
Й
Программа
формирования
УУД
Фундаментальное
ядро содержания
общего образования
Планируемые
результаты
Образовательный процесс
Система оценки: модель обеспечения качества образования
Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность
Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода
Слайд 14Фундаментальное ядро
содержания общего образования
Фиксирует:
Систему базовых национальных ценностей, раскрываемых в содержании общего
образования
Систему основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в общем образовании
Систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности
Слайд 15
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная); границы
собственного
знания и «незнания»
Ценностная
и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на основе децентрации;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установления аналогий,
подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
Слайд 16Требования к структуре основной
образовательной программе
ТРЕБОВАНИЯ
Планируемые
результаты
Программа
здорового
образа
жизни
Учебный
план
Программа
Развития
УУД
Программа
духовно-
нравственного
воспитания
Программы
по
предметам
Программа
коррекционной
работы
Система
оценки
Слайд 17Примерная основная образовательная
программа
Учебный план начального общего образования
Базисный учебный план состоит
из двух частей:
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность
В учебном плане образовательного учреждения отражаются основные показатели базисного учебного плана:
состав учебных предметов
недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам
общий и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся
направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы
Слайд 18Примерная основная образовательная
программа
Примерная программа формирования универсальных учебных действий для начального
общего образования:
устанавливает ценностные ориентиры начального образования;
определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;
выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Слайд 19Описание ценностных
ориентиров содержания
предмета
Общая характеристика
предмета
Примерная программа по учебному предмету
Пояснительная
записка
Описание места
учебного предмета
в учебном плане
Личностные, метапредметные
и предметные результаты
изучения предмета
Содержание
основного общего
образования по учебному
предмету
Примерное
тематическое
планирование
Рекомендации
по материально-
техническому
обеспечению
Примерные программы:
назначение и особенности
Слайд 20Квалификация педагога
Отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность
к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций.
Слайд 22Профессиональная компетенция
Способность успешно действовать на основе практического опыта, умения
и знаний при решении профессиональных задач.
Слайд 23Профессиональная ИКТ-компетентность
Квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области
в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.
Слайд 24ИКТ-компетенция
Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается наличием следующих
возможностей:
Мультимедийность
Моделирование
Интерактивность
Мультимедийность – это возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами.
Моделирование – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов. Электронный образовательный ресурс вместо описания в символьных абстракциях сможет дать адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира.
Интерактивность выражается в возможности взаимодействия пользователя с контентом ЭОР, использовании активно-деятельностных форм обучения. В интерактивных ЭОР содержание предметной области представлено конкретными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться (например, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами и др.).
Слайд 25Электронный учебно-методический комплекс – это программный мультимедиапродукт учебного назначения (учебное электронное
издание), обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения и содержащий организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, адаптивности, информационной открытости и дистанционности.
Слайд 26Педагогические технологии
Технология - это совокупность процессов в определенной отрасли производства, а
также научное описание способов производства.
Педагогическая технология - это совокупность правил и соответствующих им
педагогических приемов и способов
воздействия на развитие, обучение и
воспитание школьника.
Общей целью всех технологий является, во-первых, достижение гарантированных результатов в обучении (или воспитании); во-вторых, их повторяемость и воспроизводимость.
Слайд 27Три основные группы педагогических технологий:
Технологии объяснительно - иллюстративного обучения
Личностно -
ориентированные технологии обучения
Технологии развивающего обучения
Слайд 28
Технология профессионально-ориентированного обучения
(кейс-метод)
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Слайд 30Модульное обучение
Содержание обучения – законченные самостоятельные комплексы, содержащие целевую установку
Паритетные отношения
учителя и учащихся
Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самоорганизации, самоконтролю
Возможность работы в индивидуальном темпе
Слайд 31Личностно – ориентированный подход к изучению любого предмета на современном этапе
предполагает использование педагогических технологий, способных активизировать познавательную деятельность, предоставить возможность устной практики каждому ученику, создать условия для овладения способами мышления и взаимодействия в обществе
Слайд 32совместная активная учебная деятельность учащихся в разных учебных ситуациях, которая способствует
социальной адаптации учащихся, формированию коммуникативных и интеллектуальных умений критического мышления
Обучение в сотрудничестве:
Слайд 33
В сфере образования почти одновременно идет формирование личностно-ориентированного, культурологического, компетентностного подходов.
Названные подходы взаимопроникают и дополняют друг друга, являются одной из основ ФГОС нового поколения
Слайд 34
Цели
культурологический подход: цели современного образования предполагают по возможности полное развитие
тех способностей личности, которые нужны и ей и обществу
личностно-ориентированный: в характеристике целей содержится указание и на механизм развития личности: не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке
Компетентностный цель образования задается как ожидаемый результат.
Слайд 35
В современной педагогике выделяют следующие основные подходы к воспитанию:
- личностно ориентированный;
-
деятельностный (личностно-деятельностный);
- культурологический;
- ценностный;
- гуманистический;
- человекоцентрированный.
Слайд 36Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура,
национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса
Личностно ориентированный подход - В условиях личностно-ориентированного воспитания за общий принцип берется некоторая конечная цель — идеальная модель личности.
Деятельностный (личностно-деятельностный) подход . В этом подходе реализуется идея о том, что развитие личности осуществляется в деятельности. При этом деятельность рассматривается через систему компонентов: потребности, мотивы, действия, условия, операции, результаты.
Слайд 38Согласно указу Президента от 7 мая 2012 года «О мерах по
реализации государственной политики в области образования и науки» введена Сертификация прикладных квалификаций - процедура оценивания соответствия профессиональных компетенций соискателей требованиям работодателей, закрепленных в профессиональных стандартах, которая завершается выдачей сертификата
Слайд 39Промежуточная аттестация учащихся
Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования),
в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Слайд 40Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам,
дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
Слайд 41Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.
Слайд 42Государственная экзаменационная комиссия создается для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования.
Основные функции государственной экзаменационной комиссии: - комплексная оценка уровня освоения образовательной программы, компетенций выпускника и соответствия результатов освоения образовательной программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Государственная экзаменационная комиссия создается по каждой образовательной программе среднего профессионального образования, реализуемой образовательной организацией. При необходимости могут создаваться несколько государственных экзаменационных комиссий по одной образовательной программе.
Слайд 43Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в
процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
Слайд 44
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ» функции воспитания возлагаются на
педагога и родителей обучающихся
Межличностное взаимодействие -система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.