Презентация, доклад на тему Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности

Содержание

ТЕМА: Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в ГАПОУ СО «БПТТ им. Н.В. Грибанова».

Слайд 1ГАПОУ СО «БПТТ им. Н.В. Грибанова» г.Балаково, 2017 Методические рекомендации

по организации проектной и исследовательской деятельности Шинтемирова Алена Юрьевна Социальный педагог
ГАПОУ СО «БПТТ им. Н.В. Грибанова»  г.Балаково, 2017   Методические рекомендации по организации проектной и

Слайд 2ТЕМА: Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в ГАПОУ

СО «БПТТ им. Н.В. Грибанова».
ТЕМА: Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в ГАПОУ СО «БПТТ им. Н.В. Грибанова».

Слайд 3
Социальный педагог в техникуме – это человек, который знает обучающихся с

точки зрения их личности, особенностей семейного воспитания, окружения, интересов, склонностей и потребностей. Его основная цель – не сломать и перевоспитать, а помочь предотвратить негативный путь развития личности ребенка.
Социальный педагог в техникуме – это человек, который знает обучающихся с точки зрения их личности, особенностей семейного

Слайд 4
В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача формирования новой системы

, универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся
. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм


В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача формирования новой системы , универсальных знаний, умений и навыков,

Слайд 5 Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества

требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов

Слайд 6Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть

образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной техникума.
Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений

Слайд 7Исследовательская деятельность обучающихся 

— деятельность обучающихся, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи

с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность обучающихся, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего

Слайд 8Проектная деятельность обучающихся 

— совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая

общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности,

Слайд 9Проектно-исследовательская деятельность 
— деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение

принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования,

Слайд 10При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача

проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий.
При организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности

Слайд 11 Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности.
В типичной

образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «педагог» — «студент». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега».
Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности.   В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет

Слайд 12Вторая составляющая — «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных

с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.
Вторая составляющая — «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику.

Слайд 13Современное понимание смысла исследовательской деятельности учащихся.
В современных условиях, когда актуален

вопрос о снижении учебной нагрузки обучающихся, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.
Современное понимание смысла исследовательской деятельности учащихся. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки обучающихся, значение термина

Слайд 14Классификация задач по сложности.
Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема

экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.
Классификация задач по сложности. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных,

Слайд 15Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо

параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа.
Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим

Слайд 16Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них

исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.
Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов

Слайд 17В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно.

Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе.
В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора

Слайд 18Представление исследований.
Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей

работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям.
Представление исследований.  Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным

Слайд 19Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук.
Анализ представляемых на конференции

и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:
Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Слайд 20Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных

разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы
Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку

Слайд 21Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный

результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий
Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают

Слайд 22Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут

иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью

Слайд 23Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие

полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования
Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный

Слайд 24В организованное обучение в ГАПОУ СО «БПТТ им. Н.В. Грибанова»рекомендуется включение исследовательской деятельности

в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования. При этом исследовательская деятельность может быть включена : в курсы, входящие в базисный учебный план; в блок дополнительного образования, систему теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных мероприятий в каникулярное время.
В организованное обучение в ГАПОУ СО «БПТТ им. Н.В. Грибанова»рекомендуется включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования.

Слайд 25 Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет

два обязательных для дополнительного образования признака:
гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

Слайд 26для руководителя образовательного учреждения важно понимать:

Что дает проектная и исследовательская деятельность

обучающимся наряду с традиционным способом обучения?
Как изменяется роль преподавателя и студента в учебном процессе?
Как научить педагогов руководить работой учащихся?
Как привлечь в техникум ученых и специалистов из научной отрасли для консультирования по вопросам организации исследовательской деятельности?
Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения?
Как оценивается успешность работы обучающегося в проектной и исследовательской деятельности?
Как разработать программу работы образовательного учреждения по развитию исследовательской деятельности и откуда привлечь ресурсы для ее реализации?
Какие приращения в ЗУН, в развитии и воспитании обучающегося могут быть получены в результате выполнения одного проекта или исследования, серии проектов или исследований, в конце цикла обучения?

для руководителя образовательного учреждения важно понимать:  Что дает проектная и исследовательская деятельность обучающимся наряду с традиционным способом обучения?

Слайд 27Педагогу нужно знать

Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается

проектная или исследовательская деятельность обучающихся?
Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?
Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?
Как разработать учебный проект или исследование?
Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?
Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?
С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности?

Педагогу нужно знать Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся? Как подготовить

Слайд 28Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия

своего творческого потенциала.
Учебный проект или исследование с точки зрения педагога — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Учебный проект или

Слайд 29проблематизации;
целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
самоанализу и рефлексии;
представление результатов своей

деятельности и хода работы;
презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования;
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
практическому применению полученных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
проведению исследования.

проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; самоанализу и рефлексии; представление результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах,

Слайд 30Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования
При оценке успешности

обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Можно оценивать:
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования  При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать,

Слайд 31степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включённости в групповую

работу и чёткость выполнения отведённой роли;
количество новой информации использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
владение рефлексией;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное и прикладное значение полученных результатов.

степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; количество

Слайд 32










Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть