Слайд 1Диагностические методы изучения личности учащегося
Слайд 2диагностика выполняет следующие функции:
информационную
прогнозирующую
оценочную
развивающую
Слайд 3Информационная функция
диагностики
выявить относительный уровень развития ребёнка;
выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;
определить основные
параметры будущей характеристики ученика.
Слайд 4Прогнозирующая функция
диагностики
способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся
определяет прогноз организации взаимодействия с
учеником
Слайд 5Оценочная функция
диагностики
иметь представление о результативности педагогического взаимодействия
определить эффективность использования в педагогическом
процессе различных воспитательных и обучающих средств
Слайд 6Развивающая функция
диагностики
использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей
и перспектив развития
создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.
Слайд 7Основные задачи диагностики в начальной школе
Определить уровни развития ребёнка
Обнаружить изменения основных
характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону
Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон)
Проанализировать полученные факты
Установить причины изменений
Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики
Слайд 8Работая с диагностическими методиками, необходимо придерживаться следующих правил:
Содержание диагностической методики
должно предполагать ожидаемый результат
Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности
Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми
Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо
По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа
Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям
Слайд 9Методы диагностики
Беседа
Наблюдение
Опросник
Проективные тесты
Анкеты
Графические и рисуночные тесты
Сочинения
Слайд 10АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников
Адаптированный вариант методики «СОЛНЫШКИ»
Слайд 11ОПРОСНИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ И СРЕДНИХ
КЛАССОВ.
Цель: Определение уровня адаптации учащихся средних классов во вновь сформированных учебных коллективах.
Инструкция: Сейчас вам будут предложены вопросы о том, как вы чувствуете себя в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер, ответ «Да», если вы согласны с ним, или «Нет», если не согласны.
Слайд 12Тебе нравится в школе?
Ты с радостью идешь в школу?
Если бы можно
не ходить в школу, ты бы пошел?
Тебе часто хочется остаться дома?
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Ты бы хотел, чтобы вам не задавали домашних заданий?
Ты боишься отвечать у доски?
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
Ты хотел бы, чтобы ваш учитель был не таким строгим?
У тебя в классе много друзей?
Тебе нравятся твои одноклассники?
Слайд 13 Три желания.
(Методика мотивационных предпочтений Ж.Нюттеиа.)
Инструкция: Перед тобой три лепестка.
Напиши на них свои самые заветные желания.
Каждому ученику раздаются три бумажных лепестка разных цветов.
Обработка результатов: подсчитываются желания, направленные на себя (личная направленность), на других людей (общественная направленность), на дело (деловая направленность).
Слайд 14МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ УЧЕНИКА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анкета Р. Бернса «Как
ты оцениваешь свои способности возможности в учебе по сравнению со своими товарищами».
1. Считаю себя в числе лучших.
2. Считаю свои способности выше средних.
3. Мои способности средние.
4. Мои способности ниже средних.
5. Считаю себя совсем малоспособным.
Изучение мотивов учебной деятельности
Инструкция: Перед тобой карточка, на которой даны различные мотивы учения (объяснить, что такое мотив). Подчеркни один из них, самый главный для тебя.
Примерное содержание анкеты
1. Учусь потому, что интересно.
2. Учусь потому, что хочу больше знать.
3. Учусь потому, что заставляют родители.
4. Учусь потому, что потом легче устроиться на работу.
5. Учусь потому, что сейчас все учатся.
6. Учусь потому, что нравится учитель.
Обработка результатов. Выявив преобладающий мотив учения, постарайтесь установить, под влиянием каких факторов он возник. Сделайте вывод о возможных педагогических воздействиях на ученика для положительных мотивов учения
Слайд 16Ранжирование учебных предметов
Инструкция Пронумеруйте в порядке убывания школьные предметы:
самый любимый
предмет обозначьте цифрой 1,
менее любимый - цифрой 2 и т.д.
В качестве стимулирующего материала дается список изучаемых предметов
Слайд 17Классификация понятий по мыслительному или художественному типу
Инструкция: Разложи слова по три
слова на три группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Стимульный материал. Слова на отдельных карточках: орел, чешуя, летать, карась, бегать, овца, перья, плавать, шерсть
Слайд 18Возможны три способа группировки:
1 способ:
Карась, орел, овца. Шерсть, чешуя, перья. Бегать,
плавать, летать.
2 способ:
Карась, чешуя, плавать. Овца, шерсть, бегать. Орел, летать, перья.
3 способ: беспорядочная группировка слов.
Слайд 19
Интерпретация данных.
Первый способ возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные
признаки предмета и слова объединяются в группы по этим признакам. В этом случае преобладает вторая сигнальная система, т.е. у ученика преобладает мыслительный тип.
Второй способ отражает образное мышление: предметы и явления обобщаются по их фактическим, наглядным связям. В этом случае преобладает первая сигнальная система, т.е. у ученика художественный тип.
Если испытуемый может решить задачу и первым, и вторым способами, это может расцениваться как показатель равновесия сигнальных систем.
Слайд 20
Определение художественного или мыслительного типа личности.
Выполните несколько заданий.
1. Быстро, не думая,
переплетите пальцы обеих рук. Большой палец какой руки (правой или левой) оказался сверху? Разомкните руки и сделайте пробу наоборот. Как удобнее? Напишите буквы П (правая) или Л (левая). И так пишите в каждом последующем задании.
2. Не раздумывая, скрестите руки на груди, став в "позу Наполеона". Предплечье какой руки оказалось сверху? Попробуйте сделать наоборот. Как удобнее? Напишите буквы П и Л.
3. Покажите, как вы аплодируете. Как правило, активно при этом перемещается ведущая рука, ударяя о другую, почти неподвижную.
4. Возьмите ручку или карандаш. Попробуйте прицелиться, выбрав мишень и глядя на нее обоими глазами через кончик ручки или карандаша. Зажмурьте один глаз, потом другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз ведущий, и наоборот.
5. Возьмите в каждую руку по карандашу и, действуя одновременно обеими руками, нарисуйте не глядя круг, квадрат, треугольник. Сравните изображения каждой пары фигур. Изображения, выполненные ведущей рукой, обычно выглядят более полными и правильными.
Теперь подсчитайте, сколько у Вас «П» и «Л». Если в четырех или пяти пробах ведущая рука - правая, то ведущее полушарие -левое. Значит, вы - человек мыслительного типа. И наоборот.
Слайд 21МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ВНИМАНИЕ
1. Изучение объема внимания.
а) Определение зрительного внимания.
Материал:
плакат, где записаны 10 неодинаковых букв, например,
А, В, Ж, Р, Г, Т, П, К, Ю, Б.
Инструкция: Я вам покажу в течение 1-2 сек. буквы на плакате. Запомните и запишите их в любом порядку.
Обработка результатов: подсчитывается, какое количество букв запомнил каждый ученик. Это и будет объем внимания.
Слайд 22
ВНИМАНИЕ
1. Изучение объема внимания
б) Определение слухового внимания.
Материал: ряд цифр, например: 5,3,2,
7, 6, 4.
Инструкция: "Я буду называть цифры, повтори их без ошибок".
Обработка: Границей объема внимания при повторении чисел у данного ученика признается самый длинный ряд чисел, который ему удается повторить безошибочно
Слайд 232. Изучение распределения внимания.
Задание 1
Инструкция: Быстро пиши на доске числа от
1 до 20 и одновременно называй их в обратном порядке: пиши 1, говори 20, пиши 2, говори 19 и т.д.
Задание 2
Инструкция: Напиши свою фамилию (или имя) и одновременно называй буквы, входящие в нее, в обратном порядке.
Слайд 243. Тренинг-тест для определения и тренировки темпа работы.
Задание выполняется три раза
на нелинованном листке бумаги. Нужен секундомер.
Задание 1
«Ставь черточки в удобном для тебя темпе. Я буду делать пометки, ты на это не обращай внимания». Сажают рядом ребенка, берут секундомер. Каждые 10 сек. ставят галочку, три раза по 10 сек.
Задание 2
«Снова ставь черточки, но как можно быстрее (для медлительного ученика)». Также три раза до 10 сек. «Теперь переверни листок».
Задание 3
«Теперь ставь черточки как в первый раз». Снова три раза по 10 сек.
1 задание: 8+6+7=21
2 задание: 18 + 11 +13 = 42
3 задание: 13 + 13 + 9 = 35 Вывод: темп деятельности можно совершенствовать.
Слайд 25ПАМЯТЬ
Определение индивидуальных особенностей памяти.
Материал: четыре ряда слов, по 10 слов в
каждом, из них два ряда написаны на табличках для показа.
Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковорода, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лото, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, проза, гриб, чашка, курица.
Опыты начинаются с прочтения всех слов первого ряда, учащиеся записывают запомнившееся. Затем показываются карточки со словами второго ряда, после чего учащиеся записывают те, которые запомнили. Слова третьего ряда читаются вслух, учащиеся шепотом повторяют их, а затем записывают запомнившиеся. Наконец, показываются карточки со словами четвертого ряда. Учитель читает их вслух. Ученики повторяют их шепотом и «пишут» в воздухе, а затем записывают те, которые запомнили.
Слайд 26Определение уровня умственного развития младших школьников
(предложена Э.Ф. Замбицявичене)
Тест состоит из четырех
субтестов, включающих в себя вербальные задания , подобранные с учетом программного материала начальных классов