Слайд 2В ФГОС задана ориентация на достижение учащимися, в первую очередь, метапредметных
образовательных результатов.
Слайд 3Метапредметные образовательные результаты представляют собой различные универсальные учебные действия учащегося т.
е. такие, которые
могут использоваться в любой деятельности и в любых видах социальной практики и гарантируют успешную социализацию молодого человека в обществе, обеспечивающие его способность к самостоятельному освоению новых компетенций, включая и умения организовать сам процесс
своего обучения вместе с
постоянной самооценкой
его результатов.
Слайд 4Урок применения метапредметных и предметных знаний
Применение универсальных учебных действий в условиях
решения учебных задач повышенной сложности
Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса
Целевое назначение
Результативность обучения
Слайд 5Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Познавательные
Слайд 6Регулятивные универсальные учебные действия -
действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную
деятельность:
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
саморегуляция.
Слайд 7Познавательные универсальные учебные действия -
действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют
процесс познания:
общеучебные универсальные действия(самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний и др.);
логические (анализ, синтез, доказательство, выбор оснований и критериев для сравнения и др.);
постановка и решение проблемы.
Слайд 8Коммуникативные универсальные учебные действия -
действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для
решения учебных задач общение с разными людьми:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Слайд 9Регулятивные УУД:
8-й класс
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности,
выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Слайд 10Регулятивные УУД:
9 класс
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной
учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Слайд 11Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,
исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том
числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо
сделать»).
Слайд 12Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения
нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Слайд 13Познавательные УУД:
8-й класс
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Осуществлять
сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
меть определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Слайд 14Познавательные УУД:
9-й класс
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
- давать определение понятиям
на основе изученного на различных предметах учебного материала;
- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
Слайд 15Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели, с целью
выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого
самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Слайд 16Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно-аппаратные средства и сервисы.
Слайд 17Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и продуктивные задания учебника,
нацеленные на 1–4-й линии развития:
- осознание роли веществ (1-я линия развития);
- рассмотрение химических процессов (2-я линия развития);
- использование химических знаний в быту (3-я линия развития);
- объяснение мира с точки зрения химии (4-я линия развития);
Слайд 18Коммуникативные УУД:
8-й класс
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Слайд 19Коммуникативные УУД:
9-й класс
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В
дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Слайд 20Средством формирования коммуникативных УУД
служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий
диалог) и работа в малых группах, также
использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Слайд 21Особенности метапредметного занятия:
Это интегрированное занятие.
Деятельность учащихся организуется не с целью передачи
им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
Системная работа со способом.
Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Слайд 22Примеры метапредметных категорий:
Определение и понятие
Рисунок и схема
Знание и информация
Цель и задача
Роль
и позиция
Модель и способ
Содержание и форма
Знание и незнание
Порядок и хаос
Изменение и развитие
Простое и сложное
Слайд 23Структурные элементы урока
Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
Целеполагание
– формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Слайд 24Требования к заданиям на уроке
Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
Задания
должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет
ученик,
и стимулировать
освоение
им новых способов
мыследеятельности.
Слайд 25Требование к учителю
Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию,
которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
Добиваться от учеников аргументированных ответов.
Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
Чётко и точно формулировать задание.
Способность к импровизации.
Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.