Слайд 1МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД
в учебно-воспитательном процессе
Слайд 2Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии
были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Слайд 3 Метапредметный подход
предполагает,
что ребенок не только овладевает системой
знаний,
но и осваивает универсальные
способы действий, а с их
помощью сможет сам добывать
информацию о мире.
Слайд 4Основные понятия
метапредметного подхода
"Мета "- («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность,
метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ).
Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является «надпредметной» (универсальные знания и способы или мыследеятельность)
Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним.
Слайд 5 Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает
новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
- навыки переработки информации
- критическое мышление
- творческое мышление
Слайд 6 Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются
везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
Слайд 7Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности
по отношению к предметности.
Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале.
Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия.
Слайд 8Что это означает?
Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии,
биологии, истории и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие.
Слайд 9ВИДЫ МЕТАПРЕДМЕТОВ
«Знание»
«Знак»
«Проблема»
«Задача»
«Смысл»
«Ситуация»
«Схема»
«Идеализа-ция»
Слайд 10«ПРОБЛЕМА»
Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят
характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.
Слайд 11«ЗАДАЧА»
На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах
задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Слайд 12«ЗНАК»
В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность
схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.
Слайд 13«ЗНАНИЕ»
В рамках другого метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей.
К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации).
Слайд 14Цель метапредметного подхода
Нужно построить образовательный процесс так, чтобы наш
“отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе.
Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.
Слайд 15Как подготовить метапредметный урок:
-что я делаю? (Предмет
деятельности),
-для чего я это делаю? (Какова цель, задачи, пути достижения цели),
-как я это делаю? (Алгоритмы, формы, методы),
-какой это дает результат? (В чем смысл работы над данной темой; что должны знать, уметь обучающиеся на данном уроке)
-за счет чего этот результат достигнут? (Построить урок на принципах деятельностного обучения и включить практическую работу, работу в парах и группах, самостоятельную работу с использованием приемов само- и взаимопроверки или сверки с образцом, с учебником, с обязательным контролем со стороны учителя, продумать на каком этапе урока применить ИКТ с целью соблюдения здоровье сберегающей технологии, выполнение проекта)
Слайд 16Различия между традиционным и метапредметным подходами к уроку
Традиционный подход
1. Знакомство с
важнейшими определениями учебного предмета.
2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета.
Метапредметный подход
1. Осмысливание
(а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.
2. Открытие процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета.
3. Использование способа открытия знания на разном учебном материале.
Слайд 17Структурные элементы урока
1.Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
2.Целеполагание
– формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
3.Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
4.Взаимопроверка и взаимоконтроль.
5.Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
Слайд 18Требования к заданиям на метапредметном уроке
Задания должны предполагать необходимость комплексного
применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыслительной деятельности, иметь повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
Слайд 19Рекомендации учителю
Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая
есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
Добиваться от учеников аргументированных ответов.
Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
Чётко и точно формулировать задание.
Способность к импровизации.
Слайд 20«…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он
владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение»
Блонский П.П.