Слайд 1МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ
ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Метапредмет « Знак»
Слайд 2Что такое метапредмет?
Метапредметы пытаются
говорить о том, о чём
современная школа не умеет
–
о смысле жизни, о ценности жизни.
Это ответ на вопрос:
Зачем мне эти знания?
Где мне это пригодится?
Слайд 3СОВРЕМЕННЫЕ УЧЁНЫЕ, РАЗРАБАТЫВАЮЩИЕ ИДЕИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА
А.Г. Асмолов, д.пс.н.
А.В. Хуторской, д.п.н.
Ю.В. Громыко,
д.ф.н.
Слайд 4МЕТАПРЕДМЕТЫ
(ПО Ю.В. ГРОМЫКО)
Метапредметы – это определённый взгляд на интегративность и
на то, как она может выстраиваться в соответствии с двумя позициями.
Первая. Материал переорганизуется в соответствии с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов – «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»).
Вторая. Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.
Слайд 5ПРИМЕРЫ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КАТЕГОРИЙ
Определение и понятие.
Рисунок и схема.
Знание и информация.
Цель и задача.
Роль
и позиция.
Модель и способ.
Содержание и форма.
Знание и незнание.
Порядок и хаос.
Изменение и развитие.
Простое и сложное.
Слайд 6 Пять слагаемых метапредметного занятия
Слайд 7В качестве метапредметов или вернее сказать метапредметных областей можно выделить следующие:
знание, знак, проблема, задача, смысл, ситуация, идеализация, схема и т. д (указанный список является открытым).
Слайд 8МЕТАПРЕДМЕТ «ЗНАК»
Основная задача метапредмета «Знак»: формирование у школьников способности схематизации.
Слайд 9 На метапредмете «Знак» у школьников формируется способность схематизации.
Они учатся:
Кодировать
информацию
Выражать с помощью схем, знаков, символов то, что понимают, то, что хотят сказать ,то , что хотят сделать.
За разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема заучивания больших массивов учебного материала.
Слайд 10Эта работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические
изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (например, на химии – формулы химических соединений и записи химических реакций; на истории - различные таблицы с данными; на геометрии - чертежи фигур и сами фигуры; на физике - формулы и чертежи изучаемых процессов и т.д.).
Слайд 11При изучении метапредмета «Знак» ожидаются результаты:
Учащийся сможет создавать:
схемы
кластеры;
таблицы;
Будут сформированы
способность схематизации на
основе выделения главного в материале;
умение за разными графическими изображениями мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено.
Слайд 12Метапредмет "Знак“ реализует основную цель - обучение детей технологии схематизации, пониманию,
построению и употреблению знаков и символов. Это предполагает обучение детей тому, как живут "знаки" в разных процессах мыследеятельности - коммуникации, понимания, мышления, рефлексии, действия. Технология схематизации позволяет учащимся осуществить переход от первичных изображений смысла, зафиксированных в рисунке, к мыслительной проработке содержания с помощью схем. Процесс схематизации может быть представлен в виде определенной последовательности тактов работы с визуальным изображением.
Слайд 18ПОЗНАНИЕ МИРА
«ОТКУДА ПРИШЛА КНИГА?»
Слайд 19ТАБЛИЦА «ЗНАЮ – ХОЧУ УЗНАТЬ – УЗНАЛ»
Слайд 20СЮЖЕТНАЯ ТАБЛИЦА
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.
Н.НОСОВ «ЗАПЛАТКА»
Слайд 22Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип
сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это возможно благодаря тому, что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете обучающиеся осваивают сразу два типа содержания - содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ученика в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста. Метапредметные технологии позволяют эффективно решать задачу обновления образования и выводить современное образование на передовые позиции.