Слайд 1Мастер – класс
«Беседа: по тонкому льду ожиданий»
Скибина Наталья Ивановна, социальный педагог
МБОУ«Новоозёрновская основная общеобразовательная школа»
Слайд 2Результаты работы:
Снижение количества состоящих на учёте ПДН ОВД (с 5 до
0уч.);
Снижение количества подростков, состоящих на внутришкольном учёте (с 8 до 2 уч.);
Снижение конфликтных ситуаций в школе (с 7 до 1);
Повышена правовая грамотность подростков (по результатам анкетирования и 2 место, занятое в районном правовом брейнринге);
Упразднен Совет профилактики ввиду не актуальности, активно действует служба примирения «Белая мантия».
Слайд 4Приём «Открытые ладони» Открытые во время беседы ладони поощряют собеседников быть
взаимно откровенными и доверчивыми
Слайд 5Беседа
как технология
ТЕХНОЛОГИЯ - это строго определенная последовательность приемов, операций, которые применяются
в каком-либо деле, и гарантируют достижение результата
Слайд 6Беседа как метод – основной инструментарий социального педагога
системная совокупность и порядок
функционирования всех личностных УУД (психолого-педагогических установок), инструментальных (техники) и методологических (деятельностный подход) средств, которые используются для достижения образовательной цели
3 кита
Слайд 7Личностные УУД
как приемы
Безусловное принятие:
Признание права каждого быть таким, какой
он есть;
Выражение недовольства отдельными действиями , но не человеком в целом;
Осуждение действий, но не чувств человека;
Позиция «равенства» (партнерства);
Понимание внутреннего состояния собеседника ;
Готовность услышать о нем больше.
Слайд 8Позиция «равенства» (партнерства)
Р
В
Д
Р
В
Д
Слайд 9Беседа требует
универсальных умений
Создания атмосферы безопасности.
Умения задавать вопросы.
Умения подтверждать слушание.
Умения молчать,
держать паузу.
Умения следовать собеседнику.
Умения побуждать собственное решение собеседника (давая совет в неявной форме).
Слайд 10Инструментальные средства (техники)
Обозначение позиции - что сейчас хочу (понять, уточнить, выразить
свое отношение, другое);
«Ты-слушание» («слышать, ЧТО говорит собеседник, НО только ТО, что он говорит»);
«Я-высказывание» (Ваши искренние, реальные чувства по поводу ситуаций подобного рода);
Вопросы на понимание;
Вопросы на уточнение
Слайд 11«Я-высказывание»
Способ реагирования на эмоционально волнующую ситуацию;
Позволяет выразить чувства в необидной для
собеседника форме;
Вызывает у собеседника доверие к Вам;
Дает возможность собеседнику самому принять решение;
Стимулирует учет собеседником Вашего желания
Схема : чувства – причина
Слайд 12«Я-высказывание»
(варианты ответов)
Ты-высказывание: Ты думаешь только о своей работе!
Я-высказывание: Мне
грустно, когда я по вечерам сижу дома одна.
Ты-высказывание: Вечно ты прячешь мои вещи, так что я не могу ничего найти.
Я-высказывание: Меня раздражает, когда я не нахожу свои вещи там, куда я их положил.
Схема 2 Ситуация-чувства-причина
Слайд 16Методологические (деятельностный подход) средства
1 этап «Приветствие, контакт»
установление контакта, доверительных отношений
(«ДО-ВЕРЫ», т.е. «верю тебе»);
Здравствуйте, присаживайтесь…мы обеспокоены не тобой, а тем, что у тебя есть трудности и хотим тебе помочь…
Обозначить тему в связи с чем пригласили, назвать причину, обозначить ситуацию…
Наша цель: нам надо понять сложившуюся ситуацию и принять решение относительно этой ситуации…
Слайд 172 этап «Прояснение»
Описание, уточнение проблемной ситуации и выделение проблемы.
Задавать уточняющие вопросы,
которые расширят наши представления об этой ситуации…
Вывод после сказанного: правильно ли мы поняли, что у вас не было выхода и вы именно так поступили…(эти вопросы задают все члены Совета Профилактики)
Пассивное слушание (кивание головой, соглашение…)
Слайд 183 этап «Обсуждение»
Поиск путей разрешения проблемной ситуации.
Информирование о последствиях, что же
получится, если не изменить данную ситуацию…
Высказать какие-то предположения и предложить подростку оценить себя в этой ситуации…
Набор вариантов решения проблемы
(что можно еще делать?)
Слайд 194 этап «ВЫБОР»
Принятие решения.
проводится уточнение, кто будет и какие будет
выполнять действия для изменения данной ситуации…
выстраивается программа дальнейших действий в преодолении проблемы…
Слайд 20Виды беседы по ЦЕЛИ (как деятельность)
диагностическая;
мотивирующая;
педагогическая (воспитывающая);
социально-педагогическая;
поддерживающая;
информативная;
консультативная;
психологическая.
Слайд 21Практические советы
Организация индивидуальной встречи с родителями:
заранее договориться о времени встречи; помещение
чтобы никто не мешал;
Улыбка - это наиболее простое средство, чтобы показать человеку, что ты его уважаешь и желаешь поддерживать с ним контакт. Улыбка говорит “Ты мне приятен”, “Мне хорошо”, “Ты можешь мне доверять”.
50 -120 см – личная дистанция. Это расстояние для партнёрских отношений двух людей равного социального статуса.
30-35 мин не более длится одна беседа
Одна тема – одна беседа
Сидеть при беседе рядом, не стоять.
Слайд 22Рефлексия
Какие чувства, ощущения возникли у вас в ходе мастер-класса?
Опишите
Ваше общее впечатление от мастер-класса?
Охарактеризуйте сегодняшний мастер-класс одним словом.
Какие, на Ваш взгляд, еще трудности могут возникнуть при беседе и как их можно преодолеть?
Как Вы планируете (и планируете ли вообще?) использовать полученные знания и навыки непосредственно в своей профессиональной деятельности?
Считаете ли вы тему мастер –класса актуальной?