Слайд 1
Мастер – класс на тему:
«Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
Муниципальное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №22 «Радуга»
с. Новоселицкое
Учитель-логопед Игнатенко Анжела Викторовна
Слайд 2
Каждый ребёнок всем
на диво -
Должен говорить красиво
И тогда язык
родной
Должен понимать
любой!
Слайд 3Язык– главная мышца органов речи.
И для него, как и для
всякой мышцы,
гимнастика просто необходима.
Слайд 4Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц
речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциальных движений органов, принимающих участие в речи.
Слайд 5Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умение
синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.
Слайд 6Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
- благодаря своевременным занятиям артикуляционной
гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха, дети могут научиться говорить чисто и правильно;
- дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстро преодолеть свои речевые дефекты и укрепить мышцы речевого аппарата;
- артикуляционная гимнастика полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением;
- занятия позволяют детям и взрослым научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Слайд 7
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:
Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, 3-4 раза в
день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполнять по 5-7 раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдать определённую последовательность, идти от простых к сложным. Проводить эмоционально, в игровой форме.
Артикуляционную гимнастику выполнять сидя, т.к. в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
Слайд 8
Как проводить артикуляционную гимнастику с детьми разного возраста?
С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки.
Занимаясь с детьми 3 – 4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
С детьми четырех-пяти лет также используются игровые приемы и игровые сюжеты – «сказки Веселого Язычка».
К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
С детьми шести - семи лет упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.
В 6 – 7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений
Слайд 11ЛЯГУШКА ИЛИ УЛЫБКА
Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в
таком положении до счёта «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Слайд 12СЛОН ИЛИ ТРУБОЧКА
Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать до
счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.
Буду подражать слону!
Губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Слайд 13РАСЧЁСКА
Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад,
как бы «причёсывая» его.
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне причёска
А зовут меня … (расчёска).
Слайд 14Накажу непослушный язычок
На губу язык клади,
Пя-пя-пя произноси,
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается
Ты
под счёт ее держи…
До пяти.. До десяти…
Слайд 15ЛОПАТОЧКА
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык лопаткой положи
И
спокойно подержи.
Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать
Слайд 16Чашечка
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но
не касаются зубов.
Язык широкий положи,
его края приподними-
Получилась пиала, почти круглая она
Слайд 17ЧАСИКИ
Описание упражнения: улыбнуться, открыт рот. Тянуться языком попеременно то к левому
углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
Тик – так, тик – так.
Язычок катался так,
словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Слайд 18КАЧЕЛИ
Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» – опустить
кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» – поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
Слайд 19ЛОШАДКА
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть
подъязычную связку.
Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу!
Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу!
Цок-цок-цок!
Слайд 20ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем
нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
Улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот, облизать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.
Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Слайд 21
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!