Слайд 1 Логопедическое сопровождение МК класса СКОУ VIII вида.
Подготовила учитель –логопед
Глушкова А.И.
МОУ «Новоигирменская СОШ № 3»
Слайд 2Сопровождение -
Это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем
развития.
Е.И. Казакова.
Слайд 3Логопедическое сопровождение предполагает:
Логопедическую помощь для реабилитации ребёнка с низким интеллектом и
улучшение его речи.
Применение педагогических технологий, направленных на коррекцию речи и письма.
Гуманистический стиль педагогического общения:
- безоценочное принятие ученика,
- соучастное выслушивание его,
- искреннее самовыражение в общении с ним,
- тактичное проявление к настроению детей,
- ровное терпеливое отношение к проявлению
отрицательных эмоций, чувств.
Слайд 4Цели логопедического сопровождения:
расширение представлений об окружающем мире;
формирование умений пользоваться речью
как средством коммуникации;
повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.
Слайд 5Задачи логопедического сопровождения:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи
детей;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми коррекционных общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей обучающихся.
Слайд 6Параметры обследования:
Состояние
органов Слоговая структура.
артикуляции.
Фонематическое Грамматический
восприятие. строй.
Общая и мелкая Связная речь.
моторика.
Слайд 7Особенности речи у детей
с нарушением интеллекта.
Речевые нарушения у
этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. Нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Наблюдается нарушения как устной, так и письменной речи.
Расстройства речи у детей с нарушением интеллекта характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.
Слайд 8Логопедические занятия посещают все ученики класса.
Слайд 9Особенности логопедической работы в классе СКОУ VIII вида.
1. В силу
того, что нарушения речи умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.
2. Ведущим нарушением данных учащихся является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
3. Учитывая логопедическое заключение – системное недоразвитие речи, планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи.
4. Необходимость реализации принципа поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гольперин, Д.Б.Эльконин).
5. Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).
Слайд 10Особенности логопедической работы в классе СКОУ VIII вида.
6. Дифференцированный подход,
который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития возрастных индивидуальных особенностей ребёнка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».
7. Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включать в занятия упражнения на развитие тонких движений рук, задания по оречевлению действий.
8. Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку, поэтому её содержание должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.
9. Тщательно дозировать задания и речевой материал. Любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.
10. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую.
Слайд 11Формы работы.
Индивидуальные (15-20 мин).
Подгрупповая (20-25 мин).
Фронтальная (45 мин).
Слайд 12Фронтальная формы работы
Логопедические занятия
Слайд 16Коррекция нарушений
письма включает
Развитие фонематического восприятия.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Формирование
буквенного гнозиса.
Обогащение словарного запаса.
Развитие грамматических навыков.
Развитие связной речи.
Слайд 17Работа над лексикой
Количественное обогащение словаря (усвоение новых слов.)
Качественное обогащение словаря
(понимание
смысловых
оттенков).
Активизация
словаря.
Слайд 18Взаимосвязь учителя и логопеда
При работе с такими
детьми на уроках русского языка и чтения можно включать элементы логопедической работы:
Задания, направленные на тренировку артикуляционного аппарата и выработку правильного дыхания.
Задания, направленные на дифференциацию (различение) смешиваемых звуков.
Задания, направленные на развитие языкового анализа и синтеза.
Задания, направленные на корректировку грамматического оформления речи.
Задания, направленные на предупреждение и устранение ошибок при чтении.
Слайд 19Рекомендую использовать в работе учителя класса СКОУ VIII вида.
Логопедические пятиминутки
в
специальной (коррекционной) школе VIII вида
Учебно-методическое пособие
Ржевская С.И.
учитель-логопед