Презентация, доклад на тему Логопедическая работа по развитию связной речи с детьми, имеющими нарушения зрения (для учителей - логопедов)

Содержание

Изучение языка должно идти рука об руку с изучением вещей. «Вещь есть сущность, а слово – нечто случайное, вещь – это тело, а слово одежда, вещь – зерно, а

Слайд 1
Логопедическая работа
по развитию связной речи с детьми, имеющими нарушения зрения




Подготовила:
Кутузова Валентина Владимировна
Учитель – логопед
МК ДОУ «Детский сад № 75»


Новокузнецкий городской округ
Логопедическая работа по развитию связной речи с детьми, имеющими нарушения зрения Подготовила: Кутузова

Слайд 2 Изучение языка должно идти рука об руку

с изучением вещей. «Вещь есть сущность, а слово – нечто случайное, вещь – это тело, а слово одежда, вещь – зерно, а слово – кора и шелуха, поэтому сначала нужно представить вещь, как объект, не только познания, но и речи» Я.А. Коменский
Изучение языка должно идти рука об руку с изучением вещей.

Слайд 3 Развитие связной речи включает решение других частных задач обучения родному

языку:

1

Словарная работа ( обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно);

2

Формирование грамматического строя речи ( умение выражать свои мысли простыми и сложными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа).

3

Воспитание звуковой культуры речи ( речь должна быть внятной, четкой, выразительной).

Развитие связной речи включает решение других частных задач обучения родному языку:1Словарная работа

Слайд 4 Вспомогательные средства:
НАГЛЯДНОСТЬ
АННИМАЦИОННО-
ОБУЧАЮЩИЕ
ПРОГРАММЫ
МНЕМОТАБЛИЦЫ
МОДЕЛИРОВАНИЕ

Вспомогательные средства: НАГЛЯДНОСТЬАННИМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИЕПРОГРАММЫМНЕМОТАБЛИЦЫМОДЕЛИРОВАНИЕ

Слайд 5 обогащение словаря через введение новых лексических единиц;
овладение навыками словоизменения

и словообразования;
активизация речевой деятельности, формирование специальных речевых умений и навыков;
подготовка детей к практическому усвоению грамматических признаков слов;
знакомит детей с моделью описания единичных предметов;
активизирует речевую деятельность детей по описанию наглядно воспринимаемого материала;
учит правилам построения текстовых высказываний;
формирует коммуникативные умения.

Задачи учителя – логопеда:

обогащение словаря через введение новых лексических единиц; овладение навыками словоизменения и словообразования; активизация речевой деятельности, формирование

Слайд 6Этапы по развитию связной речи

Этапы по развитию связной речи

Слайд 7 На первом этапе (средняя группа) детей учат навыкам составления простых

предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинкам, с последующим составлением коротких рассказов
На первом этапе (средняя группа) детей учат навыкам составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и

Слайд 8 На втором этапе (старшая группа) совершенствуют навыки ведения диалога. Начинают

обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинкам и их серии, рассказов-описаний, простых пересказов.

На втором этапе (старшая группа) совершенствуют навыки ведения диалога. Начинают обучение детей составлению простого описания предмета,

Слайд 9 На третьем этапе (старшая группа) предусматривается обучение составлению рассказа на

заданную тему. Главная задача этого этапа — развитие самостоятельной связной речи детей.

На третьем этапе (старшая группа) предусматривается обучение составлению рассказа на заданную тему. Главная задача этого этапа

Слайд 10 На четвертом этапе (подготовительная к школе группе) объем рассказа по

картине увеличивается до 5—7 предложений, вводится обучение пересказу с изменением времени действий; детей учат пересказывать рассказ от имени другого действующего лица. Планируют составление рассказов-описаний по определенным схемам, а затем и без них, по памяти. Большое место на этом этапе работы В.П. Глухов рекомендует отводить рассказыванию сказок.

На четвертом этапе (подготовительная к школе группе) объем рассказа по картине увеличивается до 5—7 предложений, вводится

Слайд 11 На пятом этапе планируется творческое рассказывание, вначале придумывание конца сказки,

рассказа по аналогии, а затем и самостоятельное придумывание сказки по заданным словам, придумывание рассказа-инсценировки к настольному театру игрушек.

На пятом этапе планируется творческое рассказывание, вначале придумывание конца сказки, рассказа по аналогии, а затем и

Слайд 12 На заключительном этапе особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последовательного

и выразительного пересказа литературных произведений, обращая внимание на выразительную передачу в лицах интонаций разных героев, эмоциональную передачу переживаний действующих лиц. На этом этапе совершенствуются все виды связной речи.

На заключительном этапе особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последовательного и выразительного пересказа литературных произведений, обращая

Слайд 13Развитие направленного восприятия речи
Формирование фразовой речи
Формирование умений передавать в речи увиденное
Усвоение

языковых средств

Овладение синтаксическими моделями фраз

Задачи подготовительного этапа обучения:

Развитие направленного восприятия речиФормирование фразовой речиФормирование умений передавать в речи увиденноеУсвоение языковых средствОвладение синтаксическими моделями фразЗадачи подготовительного

Слайд 141. Формирование умений выделять существенные признаки и основные части предметов.
2. Развитие

обобщенных представлений о построении описания предмета.
3. Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.
4. Формирование умений описывать заданный предмет или явление, опираясь на модель-схему.

Задачи обучения описания предметов

1. Формирование умений выделять существенные признаки и основные части предметов.2. Развитие обобщенных представлений о построении описания предмета.3.

Слайд 15Виды работы
обучение развернутому описанию предмета
подготовительные упражнения к описанию предмета
описание предметов по

основным признакам

подготовку к обучению сравнительному описанию предметов

Виды работыобучение развернутому описанию предметаподготовительные упражнения к описанию предметаописание предметов по основным признакамподготовку к обучению сравнительному описанию

Слайд 16Виды занятий:
По сюжетным многофигурным картинам;
Рассказы-описания по сюжетным картинам;
По

серии сюжетных картинок;
С придумыванием предшествующих и последующих событий;
Описание пейзажной картины.
Виды занятий: По сюжетным многофигурным картинам; Рассказы-описания по сюжетным картинам; По серии сюжетных картинок; С придумыванием предшествующих

Слайд 17Рассказывание по памяти и представлению
(на тему из личного и коллективного

опыта)

Наблюдения во время прогулок, режимные моменты

Досуговые мероприятия, утренники, экскурсии

Общественно полезные дела, игры

Рассказывание по памяти и представлению (на тему из личного и коллективного опыта)Наблюдения во время прогулок, режимные моментыДосуговые

Слайд 18
Образец педагога;
Предваряющий вопросный план;
Заранее подготовленные модельные схемы;
Использование фотографий, слайдов и рисунков

самих детей;
Просмотр соответствующих видеофильмов.

Приемы при составлении по личному опыту детей:

Образец педагога;Предваряющий вопросный план;Заранее подготовленные модельные схемы;Использование фотографий, слайдов и рисунков самих детей;Просмотр соответствующих видеофильмов.Приемы при составлении

Слайд 19Творческое рассказывание
Составление рассказа по аналогии
По опорным словам (предметным картинкам)
По образцу педагога,

по предложенному сюжету

Придумывание продолжение (окончания рассказа)

По набору игрушек

Творческое рассказываниеСоставление рассказа по аналогииПо опорным словам (предметным картинкам)По образцу педагога, по предложенному сюжетуПридумывание продолжение (окончания рассказа)По

Слайд 20Задачи при обучении рассказыванию:
развитие словесно – логического мышления;
формирование навыка осознанного

отражения в речи разнообразных (пространственных и временных) связей и отношений между предметами и явлениями;
активизация знаний и представлений об окружающем;
развитие у детей умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа;
развитие воссоздающего и творческого воображения.

Задачи при обучении рассказыванию: развитие словесно – логического мышления;формирование навыка осознанного отражения в речи разнообразных (пространственных и

Слайд 21Структура занятий для составления рассказов по аналогии
Конкретные указания по составлению рассказа
Рассказы

детей с последующим коллективным анализом и оценкой

Двукратное чтение и разбор содержания текста

Структура занятий для составления рассказов по аналогииКонкретные указания по составлению рассказаРассказы детей с последующим коллективным анализом и

Слайд 22Структура составления рассказов по наборам игрушек
Отгадывание загадок о персонажах и предметах

будущего рассказа;
Характеристика персонажей;
Описание предметов-атрибутов;
Составление детьми рассказов с использование м данного плана;
Определение темы рассказа;
Образец рассказа или его начала, предлагаемый логопедом;
Анализ детских рассказов.



Структура составления рассказов по наборам игрушекОтгадывание загадок о персонажах и предметах будущего рассказа; Характеристика персонажей; Описание предметов-атрибутов;

Слайд 23Составление рассказов по опорным словам

Составление рассказов  по опорным словам

Слайд 24Структура занятий на заданную тему:

Структура занятий  на заданную тему:

Слайд 25СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть