Слайд 1 Проект презентации на тему:
«Логопедическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности ДОУ и СОШ».
Материал подготовлен:
учителем-логопедом МБДОУ №20 «Светлячок» г.Салехард
Симоновой А.Ю.
ноябрь 2018 г. Салехард
Слайд 2Актуальность темы:
В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее
актуальной.
В связи с серьезными школьными преобразованиями и введением новых программ, изменилась и усложнилась структура школьных требований. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.
Слайд 3 Осведомленность родителей по данному вопросу всегда оставляет желать лучшего. Причиной
тому является постоянная нехватка времени у родителей для того, чтобы найти полезную информацию, которая могла бы ответить на интересующие их вопросы.
Слайд 4
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет
социальную ситуацию его развития.
К обучению в 1-ом классе необходимо готовить.
Важно, чтобы дети 7–летнего возраста владели, прежде всего:
нормативным звукопроизношением,
грамотной фразой,
развернутой речью,
объемом знаний, умений, навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольного учреждения.
Слайд 5Группа ведущих ученых (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Г. В.
Чиркина, А. В. Ястребова) доказали: существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Анализ письменных работ по русскому языку неуспевающих учеников позволил им выделить 4 группы специфических ошибок:
*замены букв,
*нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов,
*нарушения употребления лексико-грамматических категорий,
*ошибки в построении предложений.
В исследованиях отечественных ученых вышеперечисленные нарушения письма рассматриваются как результат недостаточной подготовки ранних ступеней речевого развития к переходу на последующие его ступени, т.е. как результат недоразвития устной речи ребенка. Характер ошибок обусловлен, прежде всего, двумя причинами:
а) недостаточным уровнем сформированности
фонематического слуха;
б) проблемами в развитии лексического и
грамматического строя речи.
Слайд 6 По данным врачей-педиатров состояние здоровья детей поступают в школу,
не соответствует биологическому возрасту, наблюдается отчетливый рост отклонений:
в нервно-психической сфере,
нарушений зрения,
осанки,
нарушений слуха.
В основном у ребят 2-я и 3-я группы здоровья.
Вот те причины, на фоне которых нарушение речи является вторичным. Достижение качественного образования во многом зависит от правильного построения преемственности его уровней: дошкольного и начального общего образования; начального и основного общего образования.
Слайд 7
По необходимости выстраивается преемственность в работе ДОУ – школы:
*ознакомлении со списочным
составом детей-логопатов;
*ознакомлении с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку;
*участие в проведении родительского собрания, проведении занятий, консультировании будущих первоклассников ;
*составлении подробной характеристики детей-логопатов в ходе работы совещания-“круглого стола” ;
*ознакомлении с заключением и анамнезом детей-логопатов (май);
*посещении занятий в школе логопедами ДОУ в рамках ПМПК;
*участии в работе совещания -“круглого стола” в рамках программы “Я – первоклассник” .
Слайд 8
Результатом совместной работы логопедов ДОУ–школы является:
*более мягкое прохождение периода адаптации у
ребенка;
*успешное выполнение работы по постановке звуков в ДОУ;
*коррекция к окончанию второго класса школы такого вида речевого нарушения, как ФНР;
*возможность отслеживания логопедами ДОУ результатов
уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики.
Слайд 9Преемственность – это непрерывность развития и обучения детей. Школа, как
преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику и развивает накопленный им потенциал.
Проблема преемственности в работе детского сада и школы продолжает оставаться актуальной, и для ее разрешения необходимо тесное сотрудничество в логопедическом сообществе детских садов и школ. Такое сотрудничество между логопедами детскими садами и школами уже налажено и благополучно осуществляется на протяжении многих лет.
Спасибо за внимание
Слайд 10Литература:
1. Аманатова М.М. Справочник школьного логопеда / М.М. Аманатова, Н.Г. Андреева,
О.М. Тосуниди. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
2. Галкина С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта // Логопед. – 2010г. - №5.
3. Елецкая О.В. Особенности учебной деятельности школьников с дизорфографией // Логопед.- 2012г.- №2.
4. Логопедия в школе: Практический опыт / Л.А. Барсукова Л69 [и др.]; под ред. В.С. Кукушкина. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010.
5. Ягилева С.Л. Взаимодействие в коррекционно-речевой работе учителя-логопеда и учителя начальных классов // Логопед. – 2010г. - №5.