Слайд 1Молодёжный сленг
Хорошо это или плохо?
Либеральный клуб
Иванова Т.Н.,
учитель русского языка и литературы, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Слайд 2 Данное занятие разработано на курсах «Инновационные технологии» в рамках проекта «Урок
21 века».
г.Псков
2007год
Слайд 3Цели:
Акцентировать проблему употребления сленговой лексики в молодёжной среде, привлечь внимание к
проблеме чистоты русского языка
Познакомиться с одной из форм рациональной дискуссии, которая предоставляет возможность свободного выражения собственной позиции без длительной предварительной подготовки
Создать условия для развития критического мышления, коммуникативной культуры
Слайд 4Действующие лица:
Ведущий
Репортёр
Эксперты
Хронометрист
Группы дискутирующих
Слайд 5Ход классного дела.
Представление действующих лиц: ведущий, репортёр, эксперты, хронометрист и участники
дискуссии.
Объявление темы дискуссии, её обсуждение.
Предполагаемые результаты. ( Что бы вы хотели увидеть в конце?)
Знакомство с правилами ведения дискуссии.
Обозначение круга вопросов.
Слайд 66. Распределение ролей: «Лингвист», «Панк», «Учитель русского языка», «Подросток», «Ведущий молодёжной программы
на канале MTV»
7. Обсуждение в группах.
8. Выступление групп. ( Те, кто не хочет говорить вслух, может написать на карточку и приклеить её.)
9. Выступление экспертов.
10. Выступление репортёра и ведущего.
11. Рефлексия.
Слайд 7 Обязанности действующих лиц:
ведущий
репортёр
эксперты
хронометрист
участники дискуссии
Слайд 8ВЫСТУПЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО
Не секрет, что литературный язык за последнее десятилетие заметно "сдал
свои позиции". Стихия разговорной речи размывает устоявшиеся языковые границы и нормы. Лингвисты с тревогой констатируют стремительную жаргонизацию языка, и, как следствие, снижение уровня речевой культуры.
"Поймаем в сортире - в сортире будем мочить их", - так сегодня изъясняются первые лица государства .
Слайд 9В сегодняшней речи мелькают такие слова и словечки,
что впору кричать «караул!». Молодежный сленг, немного классической блатной фени, очень много фени новорусской, профессионализмы, жаргонизмы – короче говоря, на любой вкус.
Слайд 10Сленгом пользуются в основном дети, подростки. Молодые люди и девушки щедро
разбавляют коктейль собственной речи (и так не особенно богатый словарным запасом) разнообразными словами и выражениями, в большинстве своем носящими негативную окраску, вульгарность и грубость.
Слайд 11 Как к этому относиться? Может быть, необходимы срочные и строгие меры
по защите чистоты языка, например, закон об охране языковой нормы? Или предоставить языку самому преодолеть временные трудности?
Слайд 12Предполагаемые результаты
Что бы вы хотели увидеть в конце?
Слайд 13Правила ведения дискуссии.
Говорите здесь и сейчас, а не в коридоре.
Критикуйте не
оппонентов, а их идеи.
Все участники должны быть вовлечены в дискуссию.
Выступления должны проходить организованно, с разрешения ведущего.
Каждый участник дискуссии должен иметь возможность высказаться.
Постарайтесь дослушать выступающего до конца и понять его.
Обсуждению подлежат все без исключения позиции.
В процессе дискуссии допускается изменение позиции участников под воздействием фактов и аргументов.
Слайд 14Обозначение круга вопросов
Что такое сленг?
Кто пользуется им?
Откуда корни сленга?
Что делать? И
можно ли что-либо изменить?
Только ли плохое это явление?
К чему оно может привести?
Слайд 15К О Л О Б О К
СЛЕНГОВЫЙ ПЕРЕСКАЗ
Слайд 16ЖАРГОН НАРКОМАНОВ И
МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ
Слайд 17Молодежный сленг как показатель развития общества
Словарь№1
Словарь№2
Слайд 18 Главное достоинство сленговой речи - краткость, выразительность и меткость. Следовательно,
нельзя относиться к сленгу как к чему -то такому, что только загрязняет наш язык. Не забывайте: массовая речь всегда питала литературный язык!
Слайд 19Вывод
Какую бы точку зрения вы не разделяли, сленг был, есть и
будет. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Но надо всегда знать «место и время», т.е. меру.
Слайд 20Рефлексия может проводиться в технологии «Гайд-парк»
Слайд 21Оборудование и реквизит:
Сюжет киножурнала «Ералаш» №1- 1974 года «Почему мы так
говорим?», Сказка «Колобок», диссертация лингвиста, словарь сленга;
правила ведения дискуссии, часы(2), листы ватмана (3 шт.), 2 маркера, стикеры, таблички с надписями «Лингвист», «Панк», «Учитель русского языка», «Подросток», «Ведущий программы на канале MTV»
Слайд 22ИСТОЧНИКИ
Компьютерный жаргон. - Русская речь. - 1997. - № 3
Крысин Л.П. - Изучение современного русского языка под социальным углом зрения. - Русский язык в школе. - 1991 - №6
Лексика , ограниченная в употреблении . Материалы конференции юных лингвистов .-Русский язык . - 2001ю - №23 - стр. 5 - 12
Молодежный жаргон . - Русский язык в школе . - 1991. №6
Никитина Т.Г. Словарь молодежного сленга. - Фолио пресс. - 1998
Словарь воровского языка. - М. - 1991
Юганов И., Юганова Ф. Словарь русского сленга. - М. - 1999