Слайд 1Лекция № 3
Поведение в конфликте
Слайд 2План
Методы саморегуляции.
Стратегии поведения в конфликте.
Тактики поведения в конфликте.
Воздействие на личность учащегося
в конфликте.
Слайд 41. Метод “отреагирования”
применяется, например, в тех случаях, когда взволнованный педагог
буквально “не находит себе места“, стремится “излить душу” в разговоре даже с посторонним человеком. Если накал эмоций с каждой стороны велик, надо постараться взять свои чувства под контроль. Если сложно сразу избавиться от гнева, обиды или раздражения, то очень важно, хотя бы на время забыть о них, чтобы продуктивно работать над разрешением конфликта.
Слайд 52. Метод расслабления
применяется для снятия напряжённых, стрессовых состояний
и реализуется посредством:
- изометрических упражнений, основанных на чередовании напряжения и расслабления отдельных групп мышц в равномерном ритме;
- аутогенной тренировки, основанной на определённой зависимости между состоянием мышечной и сосудистой систем, с одной стороны, и психической - с другой; вызывая, например, чувства тяжести и тепла в теле, можно достичь состояния психического покоя;
- медитации (от лат. meditatio - размышление) - интенсивного, проникающего вглубь размышления, мысленного погружения в предмет, идею и т. д.
Слайд 62. Метод расслабления
- имаго терапии - мысленного воспроизведения положительных образов с
целью вытеснения неблагоприятных переживаний (образов людей для подражания, приятных моментов из прошлой жизни, своего благополучного будущего и т. д.);
-зоотерапии - размещения, например, в учебных комнатах аквариумов с декоративными рыбками, созерцание которых помогает избавиться от стрессов, снижает артериальное давление;
- юмора, который превращает потенциально-отрицательную энергию в её противоположность, в источник положительных эмоций.
Слайд 73. Метод подкрепления
- положительное воздействие на самочувствие оказывает чашка чая,
в зависимости от способа заварки он может стимулировать организм (побольше чая и почти не дать настояться) или же успокаивать (поменьше чая и дать хорошенько настояться), чай хорошо утоляет жажду, мягко тонизирует психику. Если же ещё и красиво обставить церемонию чаепития, то положительный эффект будет несомненным;
- если есть такая возможность неплохо бы выйти из помещения на свежий воздух, немного пройтись, набраться кислорода, что позволит снова обрести бодрость тела и духа.
Слайд 84. Метод внешних изменений
многочисленные формы воздействия человека на внешние условия,
которые посредством обратных связей оказывают стимулирующий или тормозной эффект на его деятельность.
Сюда относятся все виды ритуального поведения людей, регулирующее воздействие на состояние человека таких внешних раздражителей, как музыка и цвет. Учёными установлено, что цвета жёлто-красного спектра действуют на человека возбуждающе, а сине-зелёного успокаивающе и чёрного угнетающе. К методам внешних изменений относятся такие варианты поведения людей, как тяга к перемене мест, перестановки мебели в квартире, изменение имиджа, и т.п.
Слайд 95. Метод “сравнительной терапии”
основан на изменении сравнительного фона, на котором
человек осознаёт и переживает свои неудачи. “... Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, - писал А.Чехов в шуточном рассказе ”Жизнь прекрасна!”, - даже в минуты скорби и печали нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию того, что “могло быть и хуже””.
Слайд 106. Метод предвосхищения
означает предварительное “проигрывание” в уме возможной неудачи и
её последствий. Превентивное осмысление возможной неудачи позволяет избежать возникновения стрессового состояния.
Слайд 117. Метод эмоционального сдерживания (улыбка)
можно сформулировать так: делать вид, что
всё хорошо, и действительно станет лучше. Ничто так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие, оно может стать щитом для учителя, которым он ограждает себя от отрицательного эмоционального воздействия со стороны ребёнка, и инструментом воздействия на него.
Слайд 12
Используя методы саморегуляции, педагог получает возможность спокойно и рационально проанализировать ситуацию.
Обнаружение
скрытых причин конфликта и многочисленных подспудных интересов может потребовать от него некоторого времени, но затраты эти необходимы, так как именно разнообразие источников и причин предоставляет множество возможностей разрешения конфликта с обоюдной выгодой.
Слайд 13
Основные стратегии поведения в конфликте
Слайд 14Избегание конфликта
Человек оттягивает момент решения проблемы, стремится не замечать противоречия
или на некоторое время отложить принятие решения, и действительно, при определённых условиях ситуация сама собой затихает.
Данный стиль приемлем, когда ситуация не достаточно важна или противоречие, лежащее в основе ситуации, разрешить нельзя (ребёнок в состоянии истерики). В этом случае конфликт можно завершить, т. е. прекратить конфликтное взаимодействие.
Слайд 15Приспособление
то используя приспособление, он сам изменяется под воздействием другого человека
и пытается поддержать добрые отношения любой ценой.
Приспособлением необходимо владеть для построения взаимоотношений с близкими людьми, когда предстоит сделать выбор: хотите ли вы быть правым или спокойным и счастливым. Данный стиль неприемлем, когда:
- приходится поступиться своим достоинством и честью;
- уступая, человек “теряет своё лицо”;
- стиль используется как постоянный вариант поведения в конфликте.
Слайд 16Конфронтация
- стремление подчинить себе, настоять на своем. Установка на достижение
цели любыми средствами. Предпочтение данной тактики нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения. Человек, использующий эту стратегию активен и ведёт открытую борьбу. Ею следует пользоваться людям, решившим сделать карьеру (участие в конкурсах, борьба за гранты, повышение разряда и т.д.). Для применения данной стратегии необходимы такие качества личности как настойчивость, установка на достижение успеха, честолюбие, требовательность, добросовестность и др.
Слайд 17Компромисс
достижение соглашения взаимными уступками. Однако такое решение проблемы подразумевает, что
делится какая-то конечная величина и что в процессе её раздела нужды всех участников не могут быть полностью удовлетворены. Недостатки компромисса в том, что он не до конца удовлетворяет нужды сторон и является далеко не самым оптимальным решением конфликта (компромисс может послужит этапом принятия оптимального решения, т.е. «если мы не найдём лучшего решения, то разделим пополам»).
Слайд 18Сотрудничество
Стратегия “выиграть-выиграть”. Наличие победителя не означает автоматически наличия побежденного. Соглашение
достигается в опорной ситуации, когда принято высококачественное решение, не встречающее возражений. Типичные правила действий в этом варианте предполагают, что участники прежде всего стремятся победить проблему, а не друг друга, что они избегают торга или усреднения, что они ищут факты для решения проблемы; что они принимают конфликт как полезный, считая, что он не вызовет угрозы или обороны. В основу данной стратегии положен закон толерантности (терпимости), любой участник конфликта имеет право “быть другим”. Цель использования данной стратегии - достижение долгосрочного согласия.
Слайд 19 На выбор стратегии поведения в конфликте влияют:
соотношения статусов
оппонентов;
иерархия ценностей или ценностные ориентации;
прошлый опыт взаимодействия, стереотипы (профессиональные, половые, расовые и т.д.).
Слайд 20Тактики поведения в конфликте.
Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики.
Тактика (от греч. tasso— выстраиваю войска) — это совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Одна и та же тактика может использоваться в рамках разных стратегий. Так, угроза или давление, рассматриваемые как деструктивные действия, могут быть использованы в случае неготовности или неспособности одной из сторон уступать далее определенных пределов.
Слайд 21
Виды тактик воздействия на оппонента.
Слайд 22Тактика захвата и удержания объекта конфликта.
Применяется в конфликтах, где объект
материален. Это могут быть как межличностные конфликты (самовольное заселение в квартиру, например), так и межгрупповые и межгосударственные. Для конфликтов между группами такая тактика чаще всего представляет собой сложную, состоящую из ряда этапов деятельность.
Слайд 23Тактика физического насилия (ущерба)
Применяются такие приемы, как уничтожение материальных ценностей,
физическое воздействие, нанесение телесных повреждений блокирование чужой деятельности,
причинение боли и т.п.
Слайд 24Тактика психологического насилия (ущерба).
Данная тактика вызывает у оппонента обиду, задевает
самолюбие, достоинство и честь. Ее проявления: оскорбление, грубость, оскорбительные жесты, негативная личностная оценка, дискриминационные меры, клевета, дезинформация, обман, унижение, жесткий контроль за поведением и деятельностью, диктат в межличностных отношениях. Часто (более 40%) применяется в межличностных конфликтах
Слайд 25Тактика давления.
Спектр приемов включает предъявление требований, указаний, приказов, угрозы, вплоть
до ультиматума, предъявление компромата, шантаж. В конфликтах по вертикали применяется в двух из трех ситуаций.
Слайд 26Тактика демонстративных действий.
Применяется с целью привлечения внимания окружающих к своей
персоне. Это могут быть публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, заведомо неудавшаяся попытка самоубийства, неотменяемые обязательства.
Слайд 27Санкционирование.
Воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложение
запрета, установление блокад, невыполнение распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ от выполнения.
Слайд 28Тактика коалиций.
Цель — усиление своего ранга в конфликте. Выражается в
образовании союзов, увеличении группы поддержки за счет руководителей, общественности, друзей, родственников, обращении в СМИ, различные органы власти. Используется в более чем одной трети конфликтов.
Слайд 29Тактика фиксации своей позиции
наиболее часто применяемая тактика (в 75—80% конфликтов).
Основана на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции. Это убеждение, просьбы, критика, выдвижение предложений и т.д.
Слайд 30Тактика дружелюбия.
Включает корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему,
предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение.
Слайд 31Тактика сделок
Предусматривает взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.
Слайд 32
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА
ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ В
КОНФЛИКТЕ
Слайд 33
Правило 1.
Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию
(Дейл Карнеги).
- Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае «.. не бранитесь и не раздражайтесь» (Адамецкий).
- Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие, «величавую медлительность» и юмор педагогов в напряженных ситуациях.
Слайд 34Правило 2. Задержка реакции.
Не следует сразу же вступать в полемику с
оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Надо сделать вид, что Вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него.
Слайд 35 Правило 3. Перевод реакции.
Этот прием также служит для развенчания значимости
поступка и личности самого нарушителя.
Этот прием технически реализуется через выполнение педагогом повседневных действий на занятии (обращение к группе с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т.д.) несмотря на чрезвычайную обстановку (казалось бы не терпящую отлагательства). В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам «замысел» борьбы.
Слайд 36Правило 4.
Рационализация ситуации.
Известно, что все то, что
стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах группы, его отрицательное влияние на класс резко уменьшается, зато авторитет педагога возрастает.
Способность педагога применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку, а дружный смех присутствующих по поводу неуклюжести их товарища завершает дело. Конфликт снимается, торжествует педагог, а в его лице – положительные нормы и ценности. Совместные переживания торжества добра несут нравственное оздоровление всем учащимся, в том числе и зачинщику конфликта.
Слайд 37Правило 5.
Парадоксальная реакция.
Постарайтесь при случае использовать коварный замысел учащегося сорвать
занятие с пользой (!) для занятия. Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией).
Слайд 38
Педагог, успешно использующий перечисленные правила, предстает в мнении учащихся «сильной личностью»
и приобретает авторитет на длительное время.