Презентация, доклад на тему Лекция на тему Составление психологического заключения по данным диагностического исследования

Содержание

Тема Составление психологического заключения по данным психодиагностического исследованияТест думать не может. Думать должен психолог. P.E. Meehl

Слайд 1Психологический анекдот

На тестовый вопрос  —
«морковка, лук, картошка, лексус,
что лишнее?» —
пятиклассник

Петя ответил
«морковка, лук, картошка».
Психологический анекдотНа тестовый вопрос  — «морковка, лук, картошка, лексус, что лишнее?» — пятиклассник Петя ответил «морковка, лук, картошка».

Слайд 2Тема Составление психологического заключения по данным психодиагностического исследования

Тест думать не может.


Думать должен психолог.
P.E. Meehl

Тема Составление психологического заключения по данным психодиагностического исследованияТест думать не может. Думать должен психолог. P.E. Meehl

Слайд 3План:
1 Основные принципы составления заключения.
2 Различие между тестовой и

клинической диагностикой.
3 Этапы диагностической работы.
4 Схема заключения по результатам психологического обследования детей.

Вспомним
Психодиагностика – наука и практика постановки
индивидуального психологического диагноза.
План: 1 Основные принципы составления заключения. 2 Различие между тестовой и клинической диагностикой.3 Этапы диагностической работы. 4

Слайд 4Литература
Теория и практика оценки психического развития ребенка. – СПб.: Речь, 2005..


Лаак, Я. Психодиагностика. – М.: Институт практической психологии. - 1996.
Шевандрин, Н.И. Основы психодиагностики: В 3-х ч. Ч. 2. – М.: Владос, 2003.- С.33.
Психологическая диагностика / Под ред. К.М.Гуревича. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – С.194.
Вспомним
Психологический диагноз – завершенный результат деятельности психолога, направленный на выявление психологических особенностей личности с целью
оценки их актуального состояния,
прогноза дальнейшего развития,
составления заключения по запросу.
ЛитератураТеория и практика оценки психического развития ребенка. – СПб.: Речь, 2005.. Лаак, Я. Психодиагностика. – М.: Институт

Слайд 5https://www.ljubljuknigi.ru
В дополнение к приведенному списку литературы рекомендуем эту книгу автора

презентации
https://www.ljubljuknigi.ruВ дополнение к приведенному списку литературы рекомендуем  эту книгу автора презентации

Слайд 6План:
1 Основные принципы составления заключения.
2 Различие между тестовой и

клинической диагностикой.
3 Этапы диагностической работы.
4 Схема заключения по результатам психологического обследования детей.
Справка
Заключение может быть представлено
в устной форме при завершающем разговоре
с клиентом. Но чаще от психолога требуется
письменное заключение.
План: 1 Основные принципы составления заключения. 2 Различие между тестовой и клинической диагностикой.3 Этапы диагностической работы. 4

Слайд 71 Основные принципы составления заключения
1. Содержание и стиль заключения зависят от

теоретических установок и специализации диагноста. Поэтому оно не имеют единой стандартной формы
и правила написания.
2. В содержании заключения обязательно должна быть обозначена цель диагностики: входило ли в задачу дать какие-то конкретные рекомендации или же требовалась простая консультация.

Письменное заключение - конечный этап обобщающих диагностических действий.
К.М. Гуревич, ссылаясь на А. Анастази, указывает, что научные публикации содержат множество практических советов по написанию заключения и позволяют сформулировать
некоторые
важные
принципы.

1 Основные принципы составления заключения1. Содержание и стиль заключения зависят от теоретических установок и специализации диагноста. Поэтому

Слайд 81 Основные принципы составления заключения
3. Заключение обычно ориентируется на действие, т.е.

в нем дается рекомендация относительно программ обучения, выбора профессии, коррекции состояний и т.п.
4. Заключение эффективно, если в нем отражены отличительные свойства индивида, т.е. черты, результаты обследования которых значительно ниже или выше средних показателей.

Письменное заключение - конечный этап обобщающих диагностических действий.
К.М. Гуревич, ссылаясь на А. Анастази, указывает, что научные публикации содержат множество практических советов по написанию заключения и позволяют сформулировать
некоторые
важные
принципы.

1 Основные принципы составления заключения3. Заключение обычно ориентируется на действие, т.е. в нем дается рекомендация относительно программ

Слайд 91 Основные принципы составления заключения
5. Содержание заключения состоит из интерпретации полученных

данных и выводов (протоколы тестов могут прилагаться отдельно для пояснения подхода).
6. В заключении отметить, основываются ли суждения об индивиде на критериально-ориентированной оценке или на нормативно-ориентированной, указав, с какими нормами сравниваются показатели индивида.

Письменное заключение - конечный этап обобщающих диагностических действий.
К.М. Гуревич, ссылаясь на А. Анастази, указывает, что научные публикации содержат множество практических советов по написанию заключения и позволяют сформулировать
некоторые
важные
принципы.

1 Основные принципы составления заключения5. Содержание заключения состоит из интерпретации полученных данных и выводов (протоколы тестов могут

Слайд 101 Основные принципы составления заключения

Письменное заключение
- конечный этап обобщающих диагностических

действий.
Научно-методические работы содержат множество противоречивых практических советов по написанию заключения.
Но все-таки можно ориентироваться на некоторые важные принципы (по А. Анастази).


Р
е
з
ю
м
е

1 Основные принципы составления заключенияПисьменное заключение - конечный этап обобщающих диагностических действий. Научно-методические работы содержат множество противоречивых

Слайд 11План:
1 Основные принципы составления заключения.
2 Различие между тестовой и

клинической диагностикой.
3 Этапы диагностической работы.
4 Схема заключения по результатам психологического обследования детей.
Вспомним
Областью психологического диагноза являются
индивидуально-психологические различия
как в норме, так и в патологии (по Л.Ф.Бурлачуку).
План: 1 Основные принципы составления заключения. 2 Различие между тестовой и клинической диагностикой.3 Этапы диагностической работы. 4

Слайд 12 План:
1 Основные принципы составления заключения.
2 Различие между тестовой и клинической

диагностикой.
3 Этапы диагностической работы.
Схема заключения по результатам психологического обследования детей.
Вспомним
Областью психологического диагноза являются
индивидуально-психологические различия как в норме, так и в патологии (по Ф.Бурлачуку).

План: 1 Основные принципы составления заключения. 2 Различие между тестовой и клинической диагностикой.3 Этапы диагностической работы.

Слайд 13 2 Различие между тестовой и клинической диагностикой
Подготовка психологического заключения зависит от

того, какую диагностическую парадигму выбирает психолог – психометрическую или клиническую (от греч. kline – постель, больничная койка).
Иначе говоря, что предпочтительнее – тестирование с последующей интерпретацией или углубленное изучение частного случая в процессе психодиагностического взаимодействия. В литературе отмечается существование спора по этому поводу [см.: Н.И.Шевандрин, Основы психодиагностики].

2 Различие между тестовой и клинической диагностикой Подготовка психологического заключения зависит от того, какую диагностическую парадигму

Слайд 14 2 Различие между тестовой и клинической диагностикой
Психометрические процедуры дают возможность охарактеризовать

диагностируемую переменную в количественной форме. При этом результаты испытуемого сравниваются со средними значениями, полученными на выборке стандартизации.
В случае клинического обследования производится нестандартизованное интервью с целью лучшего понимания личностной индивидуальности испытуемого и его социального окружения.
2 Различие между тестовой и клинической диагностикой Психометрические процедуры дают возможность охарактеризовать диагностируемую переменную в количественной

Слайд 15 1-е Различие между тестовой и клинической диагностикой
1. Психометрические средства обычно состоят

из пунктов (вопросов, задач, утверждений), ответ на которые оценивается баллами, а результат выражается количественно.

Клиническое обследование, берущее свое начало из психиатрии, не имеет строго определенного набора вопросов, а способы интерпретации ответов определяются концептуальными подходами и интуицией психолога.

1-е Различие между тестовой и клинической диагностикой   1. Психометрические средства обычно состоят

Слайд 16 2-е Различие между тестовой и клинической диагностикой
2. С позиций психометрической парадигмы

наиболее существенные характеристики личности могут быть надежно оценены с помощью тестов, имеющих высокий уровень конструктной и прогностической валидности.

С позиций клинической парадигмы для постановки диагноза недостаточно количественных показателей.

2-е Различие между тестовой и клинической диагностикой   2. С позиций психометрической парадигмы

Слайд 17 3-е и 4-е Различия между тестовой и клинической диагностикой
3. Результатом тестирования

обычно является профиль выявленных особенностей,

4. Стандартизированные процедуры обычно обусловлены теоретическим конструктом.

а итогом клинического подхода – описание, очень похожее на литературное произведение.
4.
Клиническое исследование проводится в духе феноменологической эпистемологии.

3-е и 4-е Различия между тестовой и клинической диагностикой   3. Результатом тестирования

Слайд 18 5-е и 6-е Различия между тестовой и клинической диагностикой
5. Психометрические процедуры

подчиняются определенным правилам,
6. Методами стандартизированного обследования являются хорошо формализуемые процедуры, прежде всего психометрические тесты,

а клиническое обследование имеет свободную форму (что психолог или клиент посчитают важным).
а методами клинического - чаще всего выступают слабоформализуемые процедуры, т.е. проективные техники, наблюдение и беседа.

5-е и 6-е Различия между тестовой и клинической диагностикой   5. Психометрические процедуры

Слайд 19 7-е Различие между тестовой и клинической диагностикой
7. При стандартизованном обследовании выявленные

особенности интегрируются в типологический диагноз,

а при клиническом – интерпретируются данные конкретных жизненных ситуаций (в психиатрии устанавливается название психического заболевания).

7-е Различие между тестовой и клинической диагностикой   7. При стандартизованном обследовании выявленные

Слайд 20 8-е Различие между тестовой и клинической диагностикой
8. Такие критерии оценки качества

обследования, как репрезентативность, надежность, валидность и достоверность, имеют в психометрическом и клиническом подходах диаметрально разные смыслы.

Например, стандартизированные тесты обычно обеспечивают узкий диапазон информации на высоком уровне надежности, проективные процедуры обеспечивают более широкий диапазон информации, однако менее надежной.

8-е Различие между тестовой и клинической диагностикой   8. Такие критерии оценки качества

Слайд 21 9-е и 10-е Различия между тестовой и клинической диагностикой
9.

Обработка данных стандартизированных тестов осуществляется с помощью матстатистики,
10. Прогноз поведения клиента при психометрическом подходе является одномоментным, основанным на статистических данных из репрезентативной выборки,

а клинических вербализаций – на основе знаний и опыта психолога.
при клиническом же – не принимается как окончательный, а постоянно проверяется и уточняется относительно информации, извлекаемой из последующего обследования.

9-е и 10-е Различия между тестовой и клинической диагностикой     9.

Слайд 22Различие между тестовой и клинической диагностикой
Различия между указанными подходами пока не

удается согласовать теоретически.
В любом случае итогом работы психолога является заключение, которое конструируется на основе обобщения информации двух типов – психометрического и клинического.
Вопрос, что лучше – «формула или голова», т.е. психометрия или клиника, – пока по-прежнему открыт.


Р
Е
З
Ю
М
Е

Различие между тестовой и клинической диагностикойРазличия между указанными подходами пока не удается согласовать теоретически. В любом случае

Слайд 24План:
1 Основные принципы составления заключения.
2 Различие между тестовой и

клинической диагностикой.
3 Этапы диагностической работы.
4 Схема заключения по результатам психологического обследования детей.
Напомним
Заключение может быть написано в свободной форме, однако использование различных схем объективирует
работу психолога, помогая выделять ключевые
факты среди полученных, дифференцировать
существенное и второстепенное.
План: 1 Основные принципы составления заключения. 2 Различие между тестовой и клинической диагностикой.3 Этапы диагностической работы. 4

Слайд 253 Этапы диагностической работы.
1) изучение практического запроса;
2) формулировка психологической проблемы;
3)

выдвижение гипотез о причинах явлений;
4) выбор метода исследования;
5) использование метода;
6) формулировка психологического диагноза с прогнозом;
7) разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися;
8) осуществление этой программы,
контроль за ее выполнением.
.
3 Этапы диагностической работы. 1) изучение практического запроса;2) формулировка психологической проблемы;3) выдвижение гипотез о причинах явлений;4) выбор

Слайд 263 Этапы диагностической работы.

Это не жесткая схема.
В реальной жизни

психолог навряд ли будет постоянно фиксировать, на каком этапе диагностико-развивающей, диагностико-коррекционной работы он находится.
Кроме того, каждый раз будут различны временные затраты на прохождение им того или иного этапа.
Но ориентироваться на их совокупность и последовательность необходимо всегда.
.

Р

Е

З

Ю

М

Е

3 Этапы диагностической работы. Это не жесткая схема. В реальной жизни психолог навряд ли будет постоянно фиксировать,

Слайд 27План:
1 Основные принципы составления заключения.
2 Различие между тестовой и

клинической диагностикой.
3 Этапы диагностической работы.
4 Схема заключения по результатам психологического обследования детей.
Напомним
Психологический диагноз – завершенный результат деятельности психолога, направленный на выявление психологических особенностей личности с целью
оценки их актуального состояния,
прогноза дальнейшего развития,
составления заключения по запросу.
План: 1 Основные принципы составления заключения. 2 Различие между тестовой и клинической диагностикой.3 Этапы диагностической работы. 4

Слайд 28Схема заключения по М.М. и Н.Я. Семаго

1. Основные паспортные данные ребенка.
2.

Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.
3. Наиболее важные анамнестические данные.

А. Общая часть заключения

Схема заключения по М.М. и Н.Я. Семаго1. Основные паспортные данные ребенка.2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц,

Слайд 29Схема заключения по М.М. и Н.Я. Семаго

4. Специфика внешности и поведения

ребенка при обследовании, в т.ч. его эмоциональное реагирование, отношение к обследованию (критичность и адекватность).
5. Сформированность регуляторных функций.

А. Общая часть заключения

Схема заключения по М.М. и Н.Я. Семаго4. Специфика внешности и поведения ребенка при обследовании, в т.ч. его

Слайд 30Схема заключения по М.М. и Н.Я. Семаго
6. Общая оценка операциональных характеристик

деятельности в различные моменты обследования.
7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.
8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.

А. Общая часть заключения

Схема заключения по М.М. и Н.Я. Семаго6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования.7. Особенности

Слайд 31Схема заключения по М.М. и Н.Я. Семаго
1. Оценка актуального состояния психологических

особенностей (собственно психологический диагноз).
2. Вероятностный прогноз развития проблемы ребенка.
3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.
Напомним: прогноз делается в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет.

Б. Специальная часть

Схема  заключения  по М.М. и Н.Я. Семаго1. Оценка актуального состояния психологических особенностей (собственно психологический диагноз).2.

Слайд 32Р е з ю м е

В диагнозе получают отражение вопросы общей,

возрастной, педагогической, социальной и медицинской психологии, а формулировка диагностического заключения характеризует уровень мышления, опыт и теоретическую подготовленность психолога.
Р е з ю м еВ диагнозе получают отражение вопросы общей, возрастной, педагогической, социальной и медицинской психологии,

Слайд 33
Принципы составления заключения.
Тестовая и клиническая диагностика

Ключевые понятия темы

Принципы составления заключения. Тестовая и клиническая диагностикаКлючевые понятия темы

Слайд 34https://www.ljubljuknigi.ru

https://www.ljubljuknigi.ru

Слайд 35finita
Благодарю за труд
по восприятию

finitaБлагодарю за трудпо восприятию

Слайд 36Вопросы?

Если их нет, напомним некоторые важные понятия, необходимые

для понимания данной темы.
Вопросы?Если их нет, напомним некоторые важные понятия, необходимые       для понимания данной

Слайд 37Различие между психологическим и психиатрическим диагнозом
по А.Г. Шмелеву
Ошибкой будет думать о

том, что психологический диагноз – это заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. Такой подход принят в области медицины, называемой психиатрией.
В современной психодиагностике диагноз не только не сводится к фиксации,
но даже не связан с прогнозом
психических заболеваний.
Различие между психологическим и психиатрическим диагнозомпо А.Г. ШмелевуОшибкой будет думать о том, что психологический диагноз – это

Слайд 38Различие между психологическим и психиатрическим диагнозом
по А.Г. Шмелеву
Он может быть поставлен

любому здоровому человеку и означает не отнесение к «нозологической» категории, а структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств – черт, способностей, мотивов личности и т.п. [Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики / Шмелев А.Г. и коллектив. – М., Р/нД : Феникс, 1996. – 544 с. – с.22]
Различие между психологическим и психиатрическим диагнозомпо А.Г. ШмелевуОн может быть поставлен любому здоровому человеку и означает не

Слайд 39Уровни (виды) диагноза по Л.С. Выготскому
Описательно-симптоматическая диагностика - симптоматический

диагноз: констатация симптомов, выраженных показателями теста.
Причинная диагностика - этиологический диагноз: выяснение, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого.
Типологическая диагностика – типологический диагноз. Он заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности.
Уровни (виды) диагноза по Л.С. ВыготскомуОписательно-симптоматическая диагностика - симптоматический   диагноз: констатация симптомов, выраженных показателями теста.Причинная

Слайд 40Определение Л.Ф. Бурлачука
Психологический диагноз — конечный результат деятельности психоло­га, направленный на

выяснение сущности индивидуально-психологических особен­ностей личности с целью оценки их акту­ального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, оп­ределяемых задачей психодиагностического обследования
[Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб. : Питер, 2002. – 352 с., с. 127].
Определение Л.Ф. БурлачукаПсихологический диагноз — конечный результат деятельности психоло­га, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особен­ностей личности с

Слайд 41Ануфриев А.Ф.: психодиагностика есть
процесс распознавания
(2) актуаль­ного состояния психологических особенностей

отдельного чело­века или группы людей как причин определенных параметров деятельности или психического состояния
(3) с точки зрения соответствия норме.

Ануфриев А.Ф.: психодиагностика есть процесс распознавания (2) актуаль­ного состояния психологических особенностей отдельного чело­века или группы людей как

Слайд 42 Ануфриев А.Ф.:Процесс распознавания
(4) осуществляет­ся на основе известной диагносту системы понятий

как подведе­ние обследуемого (человека или группы) под общий тип
(5) в целях прогнозирования психологических особенностей,
(6) реа­лизации развивающего, коррекционного или профилактическо­го воздействия на них для обеспечения требуемых параметров деятельности или психического состояния
[Ануфриев, А.Ф. Психологический диагноз. - М. : "Ось-89", 2006. - 192 с. – с. 37]
].

Ануфриев А.Ф.:Процесс распознавания (4) осуществляет­ся на основе известной диагносту системы понятий как

Слайд 43Проблема
В.И. Войтко, Ю.З. Гильбух
указывают, что психодиагностика не просто имеет дело

с отдельным индивидом - она занимается лишь теми людьми, о поведении, деятельности, психическом состоянии которых заранее известно, что они ха­рактеризуются отклонениями и недостатками
[Войтко В.И., Гильбух Ю.З. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопр. психологии. 1976. № 4. С. 18-19].

К.М. Гуревич

критикует эту точку зрения Он считает, что когда внимание сосредоточивается только на отклонениях и ког­да исключается диагноз благополучия, то произвольно сужается область психодиагностики
[Психологическая диагностика; проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1986. - С. 22].

ПроблемаВ.И. Войтко, Ю.З. Гильбух указывают, что психодиагностика не просто имеет дело с отдельным индивидом - она занимается

Слайд 44Определение Л.Ф. Бурлачука
Психологический диагноз — конечный результат деятельности психоло­га, направленный на

выяснение сущности индивидуально-психологических особен­ностей личности с целью оценки их акту­ального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, оп­ределяемых задачей психодиагностического обследования
[Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб. : Питер, 2002. – 352 с., с. 127].
Определение Л.Ф. БурлачукаПсихологический диагноз — конечный результат деятельности психоло­га, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особен­ностей личности с

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть