Слайд 1Психологический анекдот
На тестовый вопрос —
«морковка, лук, картошка, лексус,
что лишнее?» —
пятиклассник
Петя ответил
«морковка, лук, картошка».
Слайд 2Тема Составление психологического заключения по данным психодиагностического исследования
Тест думать не может.
Думать должен психолог.
P.E. Meehl
Слайд 3План:
1 Основные принципы составления заключения.
2 Различие между тестовой и
клинической диагностикой.
3 Этапы диагностической работы.
4 Схема заключения по результатам психологического обследования детей.
Вспомним
Психодиагностика – наука и практика постановки
индивидуального психологического диагноза.
Слайд 4Литература
Теория и практика оценки психического развития ребенка. – СПб.: Речь, 2005..
Лаак, Я. Психодиагностика. – М.: Институт практической психологии. - 1996.
Шевандрин, Н.И. Основы психодиагностики: В 3-х ч. Ч. 2. – М.: Владос, 2003.- С.33.
Психологическая диагностика / Под ред. К.М.Гуревича. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – С.194.
Вспомним
Психологический диагноз – завершенный результат деятельности психолога, направленный на выявление психологических особенностей личности с целью
оценки их актуального состояния,
прогноза дальнейшего развития,
составления заключения по запросу.
Слайд 5https://www.ljubljuknigi.ru
В дополнение к приведенному списку литературы рекомендуем эту книгу автора
презентации
Слайд 6План:
1 Основные принципы составления заключения.
2 Различие между тестовой и
клинической диагностикой.
3 Этапы диагностической работы.
4 Схема заключения по результатам психологического обследования детей.
Справка
Заключение может быть представлено
в устной форме при завершающем разговоре
с клиентом. Но чаще от психолога требуется
письменное заключение.
Слайд 71 Основные принципы составления заключения
1. Содержание и стиль заключения зависят от
теоретических установок и специализации диагноста. Поэтому оно не имеют единой стандартной формы
и правила написания.
2. В содержании заключения обязательно должна быть обозначена цель диагностики: входило ли в задачу дать какие-то конкретные рекомендации или же требовалась простая консультация.
Письменное заключение - конечный этап обобщающих диагностических действий.
К.М. Гуревич, ссылаясь на А. Анастази, указывает, что научные публикации содержат множество практических советов по написанию заключения и позволяют сформулировать
некоторые
важные
принципы.
Слайд 81 Основные принципы составления заключения
3. Заключение обычно ориентируется на действие, т.е.
в нем дается рекомендация относительно программ обучения, выбора профессии, коррекции состояний и т.п.
4. Заключение эффективно, если в нем отражены отличительные свойства индивида, т.е. черты, результаты обследования которых значительно ниже или выше средних показателей.
Письменное заключение - конечный этап обобщающих диагностических действий.
К.М. Гуревич, ссылаясь на А. Анастази, указывает, что научные публикации содержат множество практических советов по написанию заключения и позволяют сформулировать
некоторые
важные
принципы.
Слайд 91 Основные принципы составления заключения
5. Содержание заключения состоит из интерпретации полученных
данных и выводов (протоколы тестов могут прилагаться отдельно для пояснения подхода).
6. В заключении отметить, основываются ли суждения об индивиде на критериально-ориентированной оценке или на нормативно-ориентированной, указав, с какими нормами сравниваются показатели индивида.
Письменное заключение - конечный этап обобщающих диагностических действий.
К.М. Гуревич, ссылаясь на А. Анастази, указывает, что научные публикации содержат множество практических советов по написанию заключения и позволяют сформулировать
некоторые
важные
принципы.
Слайд 101 Основные принципы составления заключения
Письменное заключение
- конечный этап обобщающих диагностических
действий.
Научно-методические работы содержат множество противоречивых практических советов по написанию заключения.
Но все-таки можно ориентироваться на некоторые важные принципы (по А. Анастази).
Р
е
з
ю
м
е
Слайд 11План:
1 Основные принципы составления заключения.
2 Различие между тестовой и
клинической диагностикой.
3 Этапы диагностической работы.
4 Схема заключения по результатам психологического обследования детей.
Вспомним
Областью психологического диагноза являются
индивидуально-психологические различия
как в норме, так и в патологии (по Л.Ф.Бурлачуку).
Слайд 12
План:
1 Основные принципы составления заключения.
2 Различие между тестовой и клинической
диагностикой.
3 Этапы диагностической работы.
Схема заключения по результатам психологического обследования детей.
Вспомним
Областью психологического диагноза являются
индивидуально-психологические различия как в норме, так и в патологии (по Ф.Бурлачуку).
Слайд 13
2 Различие между тестовой и клинической диагностикой
Подготовка психологического заключения зависит от
того, какую диагностическую парадигму выбирает психолог – психометрическую или клиническую (от греч. kline – постель, больничная койка).
Иначе говоря, что предпочтительнее – тестирование с последующей интерпретацией или углубленное изучение частного случая в процессе психодиагностического взаимодействия. В литературе отмечается существование спора по этому поводу [см.: Н.И.Шевандрин, Основы психодиагностики].
Слайд 14
2 Различие между тестовой и клинической диагностикой
Психометрические процедуры дают возможность охарактеризовать
диагностируемую переменную в количественной форме. При этом результаты испытуемого сравниваются со средними значениями, полученными на выборке стандартизации.
В случае клинического обследования производится нестандартизованное интервью с целью лучшего понимания личностной индивидуальности испытуемого и его социального окружения.
Слайд 15
1-е Различие между тестовой и клинической диагностикой
1. Психометрические средства обычно состоят
из пунктов (вопросов, задач, утверждений), ответ на которые оценивается баллами, а результат выражается количественно.
Клиническое обследование, берущее свое начало из психиатрии, не имеет строго определенного набора вопросов, а способы интерпретации ответов определяются концептуальными подходами и интуицией психолога.
Слайд 16
2-е Различие между тестовой и клинической диагностикой
2. С позиций психометрической парадигмы
наиболее существенные характеристики личности могут быть надежно оценены с помощью тестов, имеющих высокий уровень конструктной и прогностической валидности.
С позиций клинической парадигмы для постановки диагноза недостаточно количественных показателей.
Слайд 17
3-е и 4-е Различия между тестовой и клинической диагностикой
3. Результатом тестирования
обычно является профиль выявленных особенностей,
4. Стандартизированные процедуры обычно обусловлены теоретическим конструктом.
а итогом клинического подхода – описание, очень похожее на литературное произведение.
4.
Клиническое исследование проводится в духе феноменологической эпистемологии.
Слайд 18
5-е и 6-е Различия между тестовой и клинической диагностикой
5. Психометрические процедуры
подчиняются определенным правилам,
6. Методами стандартизированного обследования являются хорошо формализуемые процедуры, прежде всего психометрические тесты,
а клиническое обследование имеет свободную форму (что психолог или клиент посчитают важным).
а методами клинического - чаще всего выступают слабоформализуемые процедуры, т.е. проективные техники, наблюдение и беседа.
Слайд 19
7-е Различие между тестовой и клинической диагностикой
7. При стандартизованном обследовании выявленные
особенности интегрируются в типологический диагноз,
а при клиническом – интерпретируются данные конкретных жизненных ситуаций (в психиатрии устанавливается название психического заболевания).
Слайд 20
8-е Различие между тестовой и клинической диагностикой
8. Такие критерии оценки качества
обследования, как репрезентативность, надежность, валидность и достоверность, имеют в психометрическом и клиническом подходах диаметрально разные смыслы.
Например, стандартизированные тесты обычно обеспечивают узкий диапазон информации на высоком уровне надежности, проективные процедуры обеспечивают более широкий диапазон информации, однако менее надежной.
Слайд 21
9-е и 10-е Различия между тестовой и клинической диагностикой
9.
Обработка данных стандартизированных тестов осуществляется с помощью матстатистики,
10. Прогноз поведения клиента при психометрическом подходе является одномоментным, основанным на статистических данных из репрезентативной выборки,
а клинических вербализаций – на основе знаний и опыта психолога.
при клиническом же – не принимается как окончательный, а постоянно проверяется и уточняется относительно информации, извлекаемой из последующего обследования.
Слайд 22Различие между тестовой и клинической диагностикой
Различия между указанными подходами пока не
удается согласовать теоретически.
В любом случае итогом работы психолога является заключение, которое конструируется на основе обобщения информации двух типов – психометрического и клинического.
Вопрос, что лучше – «формула или голова», т.е. психометрия или клиника, – пока по-прежнему открыт.
Р
Е
З
Ю
М
Е
Слайд 24План:
1 Основные принципы составления заключения.
2 Различие между тестовой и
клинической диагностикой.
3 Этапы диагностической работы.
4 Схема заключения по результатам психологического обследования детей.
Напомним
Заключение может быть написано в свободной форме, однако использование различных схем объективирует
работу психолога, помогая выделять ключевые
факты среди полученных, дифференцировать
существенное и второстепенное.
Слайд 253 Этапы диагностической работы.
1) изучение практического запроса;
2) формулировка психологической проблемы;
3)
выдвижение гипотез о причинах явлений;
4) выбор метода исследования;
5) использование метода;
6) формулировка психологического диагноза с прогнозом;
7) разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися;
8) осуществление этой программы,
контроль за ее выполнением.
.
Слайд 263 Этапы диагностической работы.
Это не жесткая схема.
В реальной жизни
психолог навряд ли будет постоянно фиксировать, на каком этапе диагностико-развивающей, диагностико-коррекционной работы он находится.
Кроме того, каждый раз будут различны временные затраты на прохождение им того или иного этапа.
Но ориентироваться на их совокупность и последовательность необходимо всегда.
.
Р
Е
З
Ю
М
Е
Слайд 27План:
1 Основные принципы составления заключения.
2 Различие между тестовой и
клинической диагностикой.
3 Этапы диагностической работы.
4 Схема заключения по результатам психологического обследования детей.
Напомним
Психологический диагноз – завершенный результат деятельности психолога, направленный на выявление психологических особенностей личности с целью
оценки их актуального состояния,
прогноза дальнейшего развития,
составления заключения по запросу.
Слайд 28Схема заключения по М.М. и Н.Я. Семаго
1. Основные паспортные данные ребенка.
2.
Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.
3. Наиболее важные анамнестические данные.
А. Общая часть заключения
Слайд 29Схема заключения по М.М. и Н.Я. Семаго
4. Специфика внешности и поведения
ребенка при обследовании, в т.ч. его эмоциональное реагирование, отношение к обследованию (критичность и адекватность).
5. Сформированность регуляторных функций.
А. Общая часть заключения
Слайд 30Схема заключения по М.М. и Н.Я. Семаго
6. Общая оценка операциональных характеристик
деятельности в различные моменты обследования.
7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.
8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.
А. Общая часть заключения
Слайд 31Схема
заключения
по М.М. и Н.Я. Семаго
1. Оценка актуального состояния психологических
особенностей (собственно психологический диагноз).
2. Вероятностный прогноз развития проблемы ребенка.
3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.
Напомним: прогноз делается в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет.
Б. Специальная часть
Слайд 32Р е з ю м е
В диагнозе получают отражение вопросы общей,
возрастной, педагогической, социальной и медицинской психологии, а формулировка диагностического заключения характеризует уровень мышления, опыт и теоретическую подготовленность психолога.
Слайд 33
Принципы составления заключения.
Тестовая и клиническая диагностика
Ключевые понятия темы
Слайд 35finita
Благодарю за труд
по восприятию
Слайд 36Вопросы?
Если их нет, напомним некоторые важные понятия, необходимые
для понимания данной темы.
Слайд 37Различие между психологическим и психиатрическим диагнозом
по А.Г. Шмелеву
Ошибкой будет думать о
том, что психологический диагноз – это заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. Такой подход принят в области медицины, называемой психиатрией.
В современной психодиагностике диагноз не только не сводится к фиксации,
но даже не связан с прогнозом
психических заболеваний.
Слайд 38Различие между психологическим и психиатрическим диагнозом
по А.Г. Шмелеву
Он может быть поставлен
любому здоровому человеку и означает не отнесение к «нозологической» категории, а структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств – черт, способностей, мотивов личности и т.п. [Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики / Шмелев А.Г. и коллектив. – М., Р/нД : Феникс, 1996. – 544 с. – с.22]
Слайд 39Уровни (виды) диагноза по Л.С. Выготскому
Описательно-симптоматическая диагностика - симптоматический
диагноз: констатация симптомов, выраженных показателями теста.
Причинная диагностика - этиологический диагноз: выяснение, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого.
Типологическая диагностика – типологический диагноз. Он заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности.
Слайд 40Определение Л.Ф. Бурлачука
Психологический диагноз — конечный результат деятельности психолога, направленный на
выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования
[Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб. : Питер, 2002. – 352 с., с. 127].
Слайд 41Ануфриев А.Ф.: психодиагностика есть
процесс распознавания
(2) актуального состояния психологических особенностей
отдельного человека или группы людей как причин определенных параметров деятельности или психического состояния
(3) с точки зрения соответствия норме.
Слайд 42
Ануфриев А.Ф.:Процесс распознавания
(4) осуществляется на основе известной диагносту системы понятий
как подведение обследуемого (человека или группы) под общий тип
(5) в целях прогнозирования психологических особенностей,
(6) реализации развивающего, коррекционного или профилактического воздействия на них для обеспечения требуемых параметров деятельности или психического состояния
[Ануфриев, А.Ф. Психологический диагноз. - М. : "Ось-89", 2006. - 192 с. – с. 37]
].
Слайд 43Проблема
В.И. Войтко, Ю.З. Гильбух
указывают, что психодиагностика не просто имеет дело
с отдельным индивидом - она занимается лишь теми людьми, о поведении, деятельности, психическом состоянии которых заранее известно, что они характеризуются отклонениями и недостатками
[Войтко В.И., Гильбух Ю.З. О некоторых основных понятиях психодиагностики // Вопр. психологии. 1976. № 4. С. 18-19].
К.М. Гуревич
критикует эту точку зрения Он считает, что когда внимание сосредоточивается только на отклонениях и когда исключается диагноз благополучия, то произвольно сужается область психодиагностики
[Психологическая диагностика; проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1986. - С. 22].
Слайд 44Определение Л.Ф. Бурлачука
Психологический диагноз — конечный результат деятельности психолога, направленный на
выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования
[Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб. : Питер, 2002. – 352 с., с. 127].