Слайд 1Кризис подросткового возраста как фактор суицидального риска
Слайд 2Теоретический анализ проблемы суицидального поведения
Понятие «суицид» в словаре русского языка С.И.Ожегова
трактуется как намеренное лишение себя жизни.
Суицидальное поведение – осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суицидальные действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид.
Слайд 3Подростковый возраст –это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физиологических
и психологических изменений.
Слайд 4Социально-психологические особенности этого возраста:
Чувствительность к оценке посторонних своей внешности;
Крайняя самонадеянность и
безаппеляционные суждения в отношении окружающих.
Желание быть признанным и оцененными другими – (независимость, авторитет и идеал).
Половое созревание
Эмоциональное неустойчивость и резкие колебания настроения.
Слайд 5Отличительной особенностью подросткового возраста является повышенный интерес подростков к теме смерти,
размышления о смысле жизни, увлечение философскими проблемами этого направления.
Ведущим деятельностью в этом возрасте является коммуникативная.
Слайд 6Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания.
Самооценка(заниженная и повышенная)
Формирования личности у
мальчиков и девочек.(интеллектуальном и эмоциональном плане)
Слайд 7Важный фактор формирования суицидального поведения в подростковом возрасте – это дезадаптация,
которая является результатом несформированности или нестабильности психологических образований личности и определяет кризисность возраста.
Слайд 8Характерные психологические черты в подростковом возрасте:
Капризность(не устраивает нормы и ценности);
Нигилизм(неадекватность поведения,
неумение адаптироваться в условиях);
Внутриличностные, межличностные, межгрупповые конфликты.
Слайд 9Личностные особенности подростков с суицидальными поведением характерен импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная
внушаемость а также несамостоятельность мышления, независимость от мнения окружающих, стремление строить поведение по образу героев книг, фильмов и т.д.
Слайд 10К особенностям суицидального поведения у детей и подростков относят:
Неадекватная оценка последствий
из-за отсутствия четкого представления. Что такое смерть и смертельный исход.
Отсутствие четких различий своих суицидальных намерений и демонстративно-шантажных действий.
Несоответствие между внешним поводом и реакцией. Мотивов суицидальных попыток.
Влияние микросоциальной среды(семьи, школы, ближайшего окружения сверстников)
Наличие взаимосвязи самоубийств и суицидальных попыток с некоторыми проявлениями отклоняющего от нормы поведения: побегами из дома, интерната, прогулами уроков, ранним курением, случаями алкоголизации, наркотизации, конфликтными отношениями с родителями и др.
Слайд 11Типичные мотивы суицидального поведения у подростков:
Переживание обиды, одиночества, отчужденности, невозможность быть
понятым;
Отсутствие родительской любви;
Переживания, связанные со смертью, разводом, уходом родителей из семьи.
Чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорбленное самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения;
Страх наказания, нежелание принести извинения;
Любовные неудачи, беременность;
Чувство мести, угроза, вымогательство;
Желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
Слайд 12Люди ,совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся
в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.
Слайд 13Что делать родителям ?как уберечь от склонности к суициду?
Попробуйте поговорить и
выслушать подростка. Больше всего они нуждаются в обсуждении своей боли.
Задавайте вопросы, чтобы оценить серьезность намерений и чувств ребенка.
Ободряйте словами, покажите подростку, что вы заботитесь, любите и переживаете за него.
Предложите альтернативные решения проблемы. Дайте время на размышления.
Не оставляйте его одного с проблемами, не пренебрегайте ничем из сказанного.
Вселяйте надежду, веру, позитивное отношение.
Обращайтесь за помощью специалистам.
Слайд 14Список использованных литературы:
Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением:
Колмаков, А.А. Выявление
и первичная профилактика суицидоопасных состояний в деятельности специалиста по социальной работе
Погодин, И.А. Суицидальное поведение как психологический феномен