Презентация, доклад на тему Коуч в образовании

Содержание

ФГОСы существенно меняют содержание и образовательные технологии, переводя их на интерактивную и деятельностную основу. Обновление образовательного процесса происходит на основе инновационных технологий личностно-ориентированного и персонифицированного обучения. Школа сегодня ориентирована прежде всего на создание условий для проявления

Слайд 1Коучинг в образовании
Выступление на педсовете
педагога-психолога МАОУ ШИЛИ

Диденко М.В.
Коучинг в  образовании   Выступление на педсовете педагога-психолога МАОУ ШИЛИ Диденко М.В.

Слайд 2ФГОСы существенно меняют содержание и образовательные технологии, переводя их на интерактивную

и деятельностную основу.
Обновление образовательного процесса происходит на основе инновационных технологий личностно-ориентированного и персонифицированного обучения.
Школа сегодня ориентирована прежде всего на создание условий для проявления и становления личности как субъекта своей жизнедеятельности, способной к:
собственному целеполаганию,
самоактуализации,
самореализации,
саморегуляции,
к развитию и проявлению своего творческого
потенциала.

Почему внимание к коучингу в образовании сегодня актуально и как он соотносится с реальными проблемами отечественной школы?

ФГОСы существенно меняют содержание и образовательные технологии, переводя их на интерактивную и деятельностную основу. Обновление образовательного процесса

Слайд 3«умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять,

контролировать и корректировать деятельность;
Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения».

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы предполагают формирование у учащихся:

Новые требования к квалификационной характеристике ориентируют учителя на овладение компетентностями персонифицированной поддержки и сопровождения ребенка в процессе его обучения и развития (наставника, тьютора, коуча).
Новый стандарт предполагает наличие у педагога умения обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся.. Именно коучинг является наилучшим инструментом для реализации этих требований стандарта.

Коучинг как инновационная технология поддержки и сопровождения учащихся в обучении и индивидуально-личностном развитии является наилучшим инструментом для реализации этих требований стандарта.

«умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;  Использовать

Слайд 4новое направление в педагогической науке и практике, в основе которого лежит

раскрытие внутреннего потенциала ученика.

Коучинг в образовательной среде -

«Мы похожи на желудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом». Джон Уитмор

новое направление в педагогической науке и практике, в основе которого лежит раскрытие внутреннего потенциала ученика. Коучинг в

Слайд 5 coach
впервые упоминается в XVI в., обозначает метод перевозки ;
(«то,

что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути»);
в XIX в. слово коуч - «наставник» использовалось в английских университетах по отношению к человеку, который помогал студентам в подготовке к экзаменам;
в западной науке появилось около 30 лет назад, первоначально относилось исключительно к области спорта и было эквивалентно понятию тренер;
в сфере школьного образования впервые - в Норвегии в 2002 году;
с 2010 года коучинг появился в некоторых отечественных образовательных учреждениях.

Как зарождался коучинг?

coach впервые упоминается в XVI в., обозначает метод перевозки ;(«то, что быстро доставляет к цели и

Слайд 6обучать,
наставлять,
подготавливать,
тренировать,
воодушевлять.
Коучинг -
Коучинг- учение, возникшее на стыке психологии,

менеджмента, философии, логики, аналитики, бизнес-консультирования, педагогики и жизненного опыта.
Коучинг - это средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений или его продвижения в любой сложной ситуации.

обучать,наставлять, подготавливать, тренировать, воодушевлять. Коучинг -Коучинг- учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики, аналитики, бизнес-консультирования, педагогики

Слайд 7не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, самоосознание, чтобы в процессе деятельности

человек смог сам находить и получать необходимые знания…,
раскрыть внутренний потенциал,
привести в действие системы мотивации.


Цель коучинга в обучении-

Коучинг не учит, а помогает учиться.
Тимоти Голви

Посредством процесса коучинга учащиеся углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.

не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, самоосознание, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать

Слайд 8перестать быть пассивными участниками

образовательного процесса, перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично значимой;
самостоятельно приобретать знания;
осознать свой потенциал, свои возможности, способности и максимально их использовать;
развивать навыки;
лучше выполнять свои учебные обязанности;
четко осознать цели, к которым необходимо стремиться и понять пути их достижения, выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих стереотипов.

Основная задача коучинга в обучении— помочь ученикам

перестать   быть   пассивными    участниками образовательного процесса, перейти к активному, осознанному

Слайд 9Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они

проявляют в своей повседневной жизни.
В человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха.
Фокус в сложных ситуациях не на ПРОБЛЕМУ, а на РЕШЕНИЕ
Развитие и обучение с акцентом не на НЕДОСТАТКИ, а на СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Обучение не на ОШИБКАХ, а на УСПЕХЕ
Ориентир не на то, ЧТО БЫЛО, а на то что МОЖЕТ БЫТЬ в будущем
Акцент – не на ЗАДАНИЕ и КОНТРОЛЬ, а на ВЫЗОВ и ПОДДЕРЖКУ
Все ответы внутри человека - человек себя оценивает сам
Легкость, позитив, принятие, открытость и доверие – ключ к взаимодействию.



ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГА

Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни. В

Слайд 10Педагог-коуч
Активно слушает, задает вопросы
Помогает определить цель, составить план, принять решение,

создать идеи, перейти к действиям
Держит фокус на результат
Вдохновляет, мотивирует, снимает тревогу и стресс
Дает обратную связь

НОВАЯ РОЛЬ ПЕДАГОГА

Педагог не просто ретранслятор знаний, а наставник, тренер, коуч
(видит потенциал, растит личность).
Новая роль педагога - РАСТИТЬ, а не учить,
БУДИТЬ, а не принуждать.

Педагог-коуч
не даёт совета и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с учеником;
не учит, как делать ..., а создает условия для того, чтобы ученик сам 
понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее удобный способ действия и сам 
наметил основные этапы достижения 
своей цели(принцип самостоятельности) 

Педагог-коучАктивно слушает, задает вопросы Помогает определить цель, составить план, принять решение, создать идеи, перейти к действиям Держит

Слайд 11Коучинг- это процесс, ориентированный на эффективность и осознанность: то есть четкое

понимание цели и направления движения

«Вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!»
Э. Парслоу и М. Рэй

Что именно мне необходимо достигнуть?
Как это конкретно будет выглядеть?
Зачем мне это нужно?
Как я узнаю о том, что достиг желаемого?
Когда я готов начать этот процесс?

Коучинг- это процесс, ориентированный на эффективность и осознанность: то есть четкое понимание цели и направления движения «Вы

Слайд 12 Основные
Сфокусированное слушание
Коуч-позиция
Создание доверия (раппорт)
Трансформационные, сильные вопросы
Заключение контракта
Формат конечного

результата
SMART - правила формулирования цели, намерения, желания
Шкалирование
Колесо баланса

Техника "Ценностный образ"
Техника стратегического мышления
Техника "Стратегия гениальности"
Техника "3 шляпы", "три стула"
Ассоциативное мышление
Ценности - критерии
Пирамида логических уровней
4-х квадратное мышление
Линия времени
Техника "Шакала состояний"
Техника "проектирование способностей"
Техника "Стол менторов"
Техника "Лестница мастерства"
Навыки "Продвинутой коммуникации"
Коучинг Команд
Техника "Корневая ценность"
Позитивное мышление, ориентированное на результат
Визуализация процесса
Элементы провокативных техник
Элементы Спиральной динамики

Инструменты коучинга

Вспомогательные

Основные Сфокусированное слушаниеКоуч-позицияСоздание доверия (раппорт)Трансформационные, сильные вопросыЗаключение контрактаФормат конечного результатаSMART - правила формулирования цели, намерения,

Слайд 13 Коуч-позиция - состояние полного и безоценочного принятия своего ученика со всеми

его достоинствами и недостатками

Составляющие коуч-позиции:
Безоценочное принятие клиента
Уверенность в наличии ресурсов и возможностей
Искренняя заинтересованность в долгосрочном развитии клиента и достижении им поставленных целей
Умение быть совершенным «зеркалом», отражающим действительность клиента

Коуч-позицию можно сравнить с положением кинокамеры, снимающей определенный сюжет.

Коуч-позиция - состояние полного и безоценочного принятия своего ученика со всеми его достоинствами и

Слайд 14Для каждого ученика эта линия времени будет своей, в зависимости от

желаемого результата, способностей и возможностей обучения. Составляется учеником самостоятельно или совместно с учителем, репетитором или преподавателем курсов дополнительной подготовки.
Для каждого ученика эта линия времени будет своей, в зависимости от желаемого  результата,  способностей

Слайд 15Основными признаками личностно-ориентированного процесса обучения являются:
1) придание позиции ученика в учебном

процессе статуса субъекта познания, общения, ценностных ориентаций;
2) смещение акцентов с процесса обучения на процесс учения;
3) переориентация в доминировании содержательных целей образования с освоения учащимися предметных знаний, умений и навыков на универсальные способы овладения метапредметными знаниями и общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной, компетентностно-деятельностной культурой.

Наиболее полно и эффективно коуч-позиция учителя может быть востребована и проявиться в личностно-ориентированном образовании.

Основными признаками личностно-ориентированного процесса обучения являются:1) придание позиции ученика в учебном процессе статуса субъекта познания, общения, ценностных

Слайд 16Он встраивается в любую педагогическую (образовательную) технологию личностно-ориентированного обучения (имитационно-ситуативную, разноуровневую,

персонифицированную, модульную, проектную, сотрудничества в команде и др.). 


Особенность коучингового подхода

Он встраивается в любую педагогическую (образовательную) технологию личностно-ориентированного обучения (имитационно-ситуативную, разноуровневую, персонифицированную, модульную, проектную, сотрудничества в команде

Слайд 17Один и тот же учитель в одних ситуациях, например, при овладении

обучающимися базовыми умениями и навыками, будет наиболее эффективен как наставник, в других, например, при выборе и построении учеником индивидуальной образовательной программы тьютором, а при его выборе профиля обучения и постановке образовательных или жизненных целей – коучем.

Особенность коучингового подхода

Один и тот же учитель в одних ситуациях, например, при овладении обучающимися базовыми умениями и навыками, будет

Слайд 18 1. Потребность в использовании коучингового подхода в современной

школе достаточно очевидна (особенно на старшей ступени образования).
2. Коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования, а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.
3. Новые требования к квалификационной характеристике ориентируют современного учителя на переход от компетентностей ментора и организатора деятельности учащихся к овладению компетентностями персонифицированной поддержки и сопровождения ребенка в процессе его обучения и развития (наставника, тьютора, коуча)



Выводы

1. Потребность в использовании коучингового подхода в современной   школе  достаточно  очевидна (особенно

Слайд 19Век живи – век коучись!

Век живи – век коучись!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть