Слайд 1
КОСМОС ВЧЕРА ,СЕГОДНЯ,
ЗАВТРА
Слайд 2С этого началось освоение космоса
В 1955 году С. П. Королёв, М.
В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначен С. П. Королёв.
Слайд 3Чертёж первого спутника земли
Слайд 4Белка и Стрелка маленькие Герои
нашего времени
Слайд 5Корабль и его создатели
Официальное постановление о начале разработки корабля «Восток» было
принято 22 мая 1959.
В эскизном проекте описывались три модификации космического аппарата:
Восток-1 (1К) — корабль-прототип, использовался для проверки основных систем и отработки элементов конструкции;
Восток-2 (2К) — корабль-прототип, использовался в качестве спутника фотоэлектронной разведки, в дальнейшем получил наименование «Зенит-2»;
Восток-3 (3К) — пилотируемый космический корабль;
Слайд 6Создатель корабля « Восток »
Корабли создавались под руководством генерального конструктора
СКБ -1 Сергей Павлович Каралев с 1958 по 1963 год.
В 1924 году окончил строительную школу и поступил в Киевский политехнический институт. В 1926 году Сергей Королев был переведен в Москву, в МВТУ. Уже в училище молодой способный авиаконструктор разработал два планера и легкий самолет. Большое влияние на Королева оказала встреча с Константином Циолковским, который увлек его идеей создания летательных аппаратов ракетного типа.
В 1931 году вместе с Фридрихом Цандером создал в Москве Группу изучения реактивного движения /ГИРД/. Спустя год был назначен начальником ГИРД, под его руководством в 1933 году запущены первые отечественные баллистические ракеты на гибридном и жидком топливе.
С 1933 года работал в московском Реактивном научно-исследовательском институте /РНИИ/ главным инженером, заместителем начальника института, начальником отдела крылатых ракет и группы ракетных аппаратов.
В ночь на 28 июня 1938 года Сергей Королев был арестован по т.н. "делу РНИИ" как член "троцкистской организации". Приговорен 27 сентября Военной коллегией Верховного суда СССР к тюремному заключению на 10 лет, был выслан на Колыму. В июне 1939 года приговор отменили и дело передали на доследование. Спустя год Сергею Королеву вынесли новый приговор - 8 лет заключения за "вредительство в области военной техники". Он был переведен в московское ЦКБ-29 при НКВД, где работал под руководством Андрея Туполева. После начала войны работал в эвакуации, в Омске и Казани. 27 июля 1944 года освобожден досрочно со снятием судимости. Но полностью реабилитирован лишь в апреле 1957 года.
Слайд 7Создатель корабля « Восток »
В 1946 году в подмосковных Подлипках был
создан НИИ-88 Министерства вооружения, в составе которого образовано СКБ. В августе Сергей Королев стал главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела по их разработке в СКБ НИИ-88. Позднее этот отдел был преобразован в ОКБ-1 под руководством Королева. В августе 1956 года ОКБ-1 /ныне - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева.
В 50-е годы ученый выступил также инициатором учреждения первого в стране коллегиального научно-технического органа - Совета главных конструкторов, который действует и поныне.
С именем Сергея Павловича Королева связаны первые достижения в области освоения космоса. Под его руководством созданы первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты, запущены первые в мире межконтинентальная ракета, ракета-носитель "Восток" и ее модификации. С запуском разработанного Королевым первого искусственного спутника Земли /1957 год/ началась новая, космическая эра человечества. Он создал космические корабли "Восток" и "Восход", на которых впервые в истории человек совершил полет в космос и вышел в космическое пространство. В ОКБ Королева разработаны и построены первые межпланетные аппараты "Луна", "Венера", "Марс" и др., спутники серии "Электрон", "Молния-1" и некоторые спутники серии "Космос". Разработан проект космического корабля "Союз".
Заслуги ученого были высоко отмечены. В 1958 году он стал академиком АН СССР, был удостоен звания дважды Героя Социалистического Труда /1956, 1961/. Награжден двумя орденами Ленина, орденом "Знак Почета". В 1957 году Королеву присуждена Ленинская премия, в 1958 Академия наук наградила его золотой медалью им. К.Э. Циолковского.
Сергей Королев скоропостижно скончался 14 января 1966 года. Урна с его прахом захоронена в Кремлевской стене.
Слайд 8Первый космонавт
Юрий Алексеевич Гагарин - (9 марта 1934 года), деревня Клушино,
Гжатский район, Западная область, РСФСР.
лётчик – космонавт СССР, Герой Советского Союза, полковник.
Первый человек, совершивший полёт в космическое пространство.
Слайд 9Биография
Ю.А.Гагарина
Детство Юрия прошло в деревне Клушино.
1 сентября 1941 года
мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы, и его учёба прервалась.
9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась.
. В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы, и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.
25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин.
27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в Чкалов, в 1-е военно-авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова. Обучался у известного в те времена лётчика-испытателя Я. Ш. Акбулатова.
25 октября 1957 года Гагарин училище окончил с отличием. В течение двух лет служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота, вооружённом самолётами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов.
В 1957 году женился на Валентине Ивановне Горячевой.
Слайд 10Первый космонавт
9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить
его в группу кандидатов в космонавты.
3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьёй выехал к новому месту работы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток», с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза и воинское звание майора досрочно (взлетал в звании старшего лейтенанта), а начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.
Слайд 11Первый космонавт
В 1966 году Гагарина избрали Почётным членом Международной академии астронавтики,
а в 1964 году он был назначен командиром отряда советских космонавтов. В июне 1966 года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе «Союз». Он был назначен дублёром Комарова, который совершил первый полёт на новом корабле.
17 февраля 1968 года Юрий Алексеевич защитил в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского дипломный проект. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю. А. Гагарину квалификацию «лётчик-инженер-космонавт». До последних дней Гагарин исполнял обязанности депутата Верховного Совета СССР.
Слайд 12Гагарин изменил историю навсегда
27 марта 1968 года Ю. А. Гагарин погиб при невыясненных
обстоятельствах вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области во время одного из тренировочных полётов на самолёте МиГ-15УТИ вместе с военным лётчиком В. С. Серёгиным. Похоронен у Кремлёвской стены на Красной площади.
Слайд 13Следующими покорителями космоса были Они:
Алесей Архипович Леонов
Родился 30 мая 1934
года в селе Листвянка, Тисульского района, ныне Кемеровской области, был девятым ребёнком в семье.
В 1955 году окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в Кременчуге, куда поступил по комсомольскому набору.
В 1957 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (ВАУЛ).
В 1960 году был зачислен в первый отряд советских космонавтов. 18—19 марта 1965 года совместно с Павлом Беляевым совершил полёт в космос в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2».
В ходе этого полёта Леонов совершил первый в истории космонавтики выход в открытый космос продолжительностью 12 минут 9 секунд.
За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Леонову Алексею Архиповичу 23 марта 1965 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1967—1970 годах Леонов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по программам облёта Луны (Протон-Зонд) и посадке на неё (Н1-Л3). Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на
8 декабря 1968 года. Леонов входил в состав первого экипажа.
Слайд 14 В 1968 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского (инженерный факультет).
22
января1969 года находился в автомобиле, обстрелянном офицером Виктором Ильиным в ходе покушения на Брежнева. Не пострадал.
В 1975 году, 15—21 июля, совместно с В. Н. Кубасовым, совершил второй полёт в космос в качестве командира космического корабля «Союз-19» по программе «ЭПАС» (другое, часто упоминаемое название программы — «Союз — Аполлон». Продолжительность полёта — 5 суток 22 часа 30 минут 51 секунда. Тогда впервые в мире была проведена стыковка кораблей двух разных стран.
За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм генерал-майор авиации А. А. Леонов 22 июля 1975 года награждён второй медалью «Золотая звезда» и орденом Ленина.
В 1970 —1991 годах — заместитель начальника Центра подготовки космонавтов.
В 1981 году окончил адъюнктуру при Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского.
С марта 1992 года генерал-майор авиации А. А. Леонов — в запасе. Имеет 4 изобретения и более 10 научных трудов.
Вышел на пенсию в 1991 году, проживает в Москве. В 1992—1993 годах был директором космических программ фирмы «Четек». В настоящее время — советник первого заместителя председателя совета директоров «Альфа-банка». Получил признание как художник (многие работы писал совместно с художником А. Соколовым), его работы широко выставляются и публикуются.
30 мая 2009 года Президент России Д. А. Медведев поздравил А. А. Леонова с 75-летием.
Слайд 15Следующими покорителями космоса были Они:
Валентина Владимировна
Терешкова
6 марта 1937года, деревня Большое
Масленниково, Тутаевский Район, Ярославская область, РСФСР.
Первая женщина – космонавт Земли, Герой Советского Союза, генерал – майор.
В 1945 году девочка поступила в среднюю школу № 32 города Ярославль, семь классов которой окончила в 1953 году.
Чтобы помочь семье, в 1954 году Валентина пошла работать на ярославский шинный завод браслетчицей, одновременно поступив на учёбу в вечерние классы школы рабочей молодёжи.
С 1959 года занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе (выполнила 90 прыжков).
В отряд космонавтов Валентина Терешкова была зачислена 12 марта 1962 года и стала проходить обучение как слушатель-космонавт 2-го отряда.
28 ноября 1962 года она сдала выпускные экзамены по ОКП на «отлично».
С 1 декабря 1962 года Терешкова — космонавт 1-го отряда 1-го отдела.
С 16 июня 1963 года, то есть сразу после полёта, она стала инструктором-космонавтом 1-го отряда и была на этой должности до 14 марта 1966 года.
Валентина Терешкова во время визита в Финляндиндию. 2002 год
Слайд 16 Свой космический полёт (первый в мире полёт женщины-космонавта) она совершила 16
июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Одновременно на орбите находился космический корабль Восток-5, пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.
30 апреля 1969 — 28 апреля 1997 года — инструктор-космонавт отряда космонавтов 1-го отдела 1-го управления группы орбитальных кораблей и станций, инструктор-космонавт-испытатель группы орбитальных пилотируемых комплексов общего и специального назначения, 1-й группы отряда космонавтов.
Терешкова осталась в отряде, и в 1982 году даже могла быть назначена командиром женского экипажа КК «Союз». 30 апреля 1997 года Терешкова покинула отряд последней из женского набора 1962 года в связи с достижением предельного возраста.
С 1997 года она — старший научный сотрудник Центра подготовки космонавтов.
После выполнения космического полёта Терешкова поступила и окончила с отличием Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, стала кандидатом технических наук, профессором, автором более 50 научных работ.
22 января 1969 года находилась в автомобиле, обстрелянном офицером Виктором Ильиным в ходе покушения на Брежнева. Не пострадала.
Валентина Терешкова и Владимир Путин. 2000 год
Слайд 17 4 октября 1957 года военные специалисты с космодрома Байконур запустили первый
в мире искусственный спутник Земли, который успешно выполнил заданную программу.
Космические войска обеспечивают ракетно-космическую оборону России, выполняя задачи общегосударственного стратегического масштаба в интересах Вооруженных сил.
Поколение военнослужащих и гражданских специалистов космических войск хранит и приумножает славные традиции ветеранов, проявляет высокий профессионализм и боевое мастерство, помня, что активная космическая деятельность державы является свидетельством ее экономической и научно-технической мощи, залогом дальнейшего развития.
Космические войска России
4 октября - День Космических войск России
Слайд 18Космические войска России
Орбитальная группировка
Орбитальная группировка России состоит из 100 космических аппаратов.
Из них 40 спутников оборонного назначения, 21 — двойного назначения и 39 космических аппаратов научного и социально-экономического назначения.
Для сравнения, самой крупной орбитальной группировкой обладает США, которой принадлежат 413 искусственных спутников.
На третьем месте находится Китай с 34-мя спутниками.
Индия поддерживает на полярных орбитах 7 действующих спутников съёмки Земли.
Учебные заведения
Подготовкой офицеров для космических войск занимаются:
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского (бывш. Военный инженерно-космический университет им. А. Ф. Можайского)
Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова
Московский военный институт радиоэлектроники космических войск
Среднее полное общее образование осуществляет:
Военно-космический Петра Великого кадетский корпус
Слайд 19Космические
орбитальные станции
Орбитальная станция (ОС) — космический аппарат , предназначенный для долговременного
пребывания людей на околоземной орбите с целью проведения научных исследований в условиях космического пространства, разведки, наблюдений за поверхностью и атмосферой планеты, астрономических наблюдений и т. п.
ОС последних поколений (Мир, МКС) имеют модульную архитектуру — станция состоит из модулей — секций, доставляемых на орбиту по отдельности, и собираемых в единое целое на орбите. Такая технология позволяет создать станцию с массой, многократно превышающей максимальную полезную нагрузку одной ракеты-носителя, и постепенно наращивать жилое и рабочее пространство станции, расширяя, таким образом, как состав экипажа, так и количество и номенклатуру проводимых на ней работ.
Слайд 20Список орбитальных станций
Салют — серия орбитальных станций Салют-1 (ДОС-1, 1971)
ДОС-2
(1972) — не вышла на орбиту
Салют-2 (ОПС-1, 1973) — разгерметизация, также часть проекта Алмаз
Космос-557 (ДОС-3, 1973) — контроль потерян
Салют-3 (ОПС-2, 1974—1975), часть проекта Алмаз
Салют-4 (ДОС-4, 1974—1977)
Салют-5 (ОПС-3, 1976—1977), часть проекта Алмаз
Салют-6 (ДОС-5-1, 1977—1982)
Салют-7 (ДОС-5-2, 1982—1991)
SkyLab (1973—1979)
Многомодульные станции
Мир (Салют-8, ДОС-6, 1986—2001)
МКСМКС (с 1998) — кондоминиум 16 государств
Космические
орбитальные станции
Слайд 21Схема Салюта-7
Орбитальный научно-исследовательский комплекс «Салют-7» - «Союз-Т» «Прогресс»
1 Антенны системы
сближения.
2 Иллюминатор.
3 Дополнительные панели солнечных батарей.
4 Солнечная батарея.
5 Поручни.
6 Спальное место космонавта.
7 Контейнеры с пищевыми рационами.
8 Промежуточная камера.
9 Автоматический грузовой космический корабль «Прогресс».
10 Доставляемый груз.
11 Мишень для визуального наблюдения при ручной стыковке.
12 Агрегатный отсек.
13 Туалет.
14 Отсек научной аппаратуры.
15 Душевая установка.
16 Многозональная фотокамера МКФ-6М.
17 Рабочий отсек.
18 Крышка люка.
19 Центральный пульт управления.
20 Пульт управления системой выхода в открытый космос.
21 Скафандр.
22 Люк выхода в открытый космос.
23 Переходный отсек.
24 Оптический визир спускаемого аппарата.
25 Солнечная батарея.
26 Пилотируемый космический корабль «Союз Т».
Слайд 22Космические орбитальные станции
иностранных государств
Орбитальная станция «Скайлэб» (США)
Следующей страной, которая
вывела на орбиту станцию, стали США. 14 мая 1973 г. была запущена станция «Скайлэб» (что в переводе означает «Небесная лаборатория»). На ней выполнили полеты три экипажа по три астронавта в каждом. Первыми астронавтами станции стали Ч. Конрад, Д. Кервин и П. Вейц. Обслуживалась «Скайлэб» с помощью транспортного корабля «Аполлон».
Длина станции равнялась 25 м, масса — 83 т. Состояла она из блока станции, шлюзовой камеры, причальной конструкции с двумя стыковочными узлами, астрономической аппаратуры и двух солнечных батарей. Коррекция орбиты осуществлялась с помощью двигателей космического корабля «Аполлон». На орбиту станцию вывели с помощью ракеты-носителя «Сатурн-5».
Станция была оснащена аппаратурой для изучения космического пространства, медико-биологических и технических исследований. Она не предназначалась для возвращения на Землю.
Впоследствии на станции побывали еще два экипажа астронавтов. Максимальная длительность полета составила 84 дня (третий экипаж Д. Карр, Э. Гибсон, У. Поуг).
Американская орбитальная станция «Скайлэб» прекратила свое существование в 1979 г
Орбитальные станции еще не исчерпали своих возможностей. Но полученные с их помощью результаты дали возможность перейти к созданию и эксплуатации нового поколения космических станций модульного типа — постоянно действующих орбитальных комплексов.
Скайлэб 1974г
Слайд 23 ОКС “Мир” является орбитальной космической пилотируемой станцией третьего поколения. Пилотируемые станции
третьего поколения отличаются наличием базового блока ББ с шестью стыковочными узлами, что давало возможность создания на орбите целого космического комплекса.
Общая масса станции "Мир" — 140 тонн. Длина станции 33 метра. Станция состояла из нескольких относительно самостоятельных блоков — модулей. По модульному принципу построены также отдельные ее части и бортовые системы. За годы эксплуатации в состав комплекса дополнительно базовому блоку были введены пять крупных модулей и специальный стыковочный отсек.
На станции "Мир" космонавты жили подолгу. Здесь они проводили научные эксперименты и наблюдения в реальных условиях космического пространства, испытывали технические устройства.
Космическая
орбитальная станция
« Мир»
Слайд 24 Базовый блок
На смену еще летавшей ОКС “Салют-7” был выведен на орбиту
ракетой-носителем “Протон” ББ десятой ОКС “Мир” (ДОС-7) 20 февраля 1986 г. Этот "фундамент" станции по габаритам и облику подобен орбитальным станциям серии "Салют". Основу составляет герметичный рабочий отсек с центральным постом управления и средствами связи. Комфорт для экипажа обеспечивается двумя индивидуальными каютами и общей кают-компанией с рабочим столом, устройствами для подогрева воды и пищи. Рядом размещены беговая дорожка и велоэргометр. В стенку корпуса вмонтирована портативная шлюзовая камера. На наружной поверхности рабочего отсека размещены 2 поворотные панели солнечных батарей и неподвижная третья, смонтированная космонавтами в ходе полета. Перед рабочим отсеком - герметичный переходный отсек, способный служить шлюзом для выхода в открытый космос. Он имеет пять стыковочных портов для соединения с транспортными кораблями и научными модулями. За рабочим отсеком - негерметичный агрегатный отсек. В нем - двигательная установка с топливными баками. Посередине отсека - герметичная переходная камера, оканчивающаяся стыковочным узлом, к которому в ходе полета был подсоединен модуль "Квант". Снаружи агрегатного отсека на поворотной штанге установлена остронаправленная антенна, обеспечивающая связь через спутник-ретранслятор, находящийся на геостационарной орбите.
Космическая
орбитальная станция
« Мир»
Слайд 25 Модуль “Квант”
2-й модуль (астрофизический, “Квант”) был выведен на орбиту в апреле
1987 г. Его пристыковали 9 апреля 1987 г. Конструктивно модуль представляет собой единый гермоотсек с двумя люками, один из которых является рабочим портом для приема транспортных кораблей. Вокруг него расположен комплекс астрофизических приборов, преимущественно для исследования недоступных наблюдениям с Земли рентгеновских источников. На наружной поверхности космонавтами смонтированы два узла крепления поворотных многоразовых солнечных батарей, а также рабочая площадка, на которой ведется монтаж крупногабаритных ферм. На конце одной из них размещена выносная двигательная установка (ВДУ).
Модуль “Квант-2”
3-й модуль (дооснащения, “Квант-2”) был выведен на орбиту РН “Протон” 26 ноября 1989 г. и пристыкован 6 декабря 1989 г. Этот блок называют также модулем дооснащения, в нем сосредоточено значительное количество оборудования, необходимого для систем жизнеобеспечения станции и создания дополнительного комфорта ее обитателям. Шлюзовой отсек используется как хранилище скафандров и в качестве ангара для автономного средства перемещения космонавта.
Космическая
орбитальная станция
« Мир»
Слайд 26Модуль “Кристалл”
4-й модуль (стыковочно-технологический, “Кристалл”) был выведен орбиту РН “Протон” и
пристыкован к ОС “Мир” 10 июня (июля) 1990 г. В модуле размещено преимущественно научное и технологическое оборудование для исследования процессов получения новых материалов в условиях невесомости (микрогравитации). Кроме того, установлены два узла андрогинно-периферийного типа, один их которых соединен со стыковочным отсеком, а другой - свободен. На наружной поверхности - две поворотные солнечные многоразовые батареи (обе будут перенесены на модуль "Квант").
Модуль “Спектр”
5-й модуль (геофизический, “Спектр”) был пристыкован 1 июня 1995 г. Аппаратура модуля позволяет вести экологический мониторинг атмосферы, океана, земной поверхности, медико-биологические исследования и др. Для вынесения экспериментальных образцов на наружную поверхность запланирована установка копирующего манипулятора "Пеликан", работающего совместно со шлюзовой камерой. На поверхности модуля установлены 4 поворотные солнечные батареи.
Космическая
орбитальная станция
« Мир»
Слайд 27Модуль “Спектр”
5-й модуль (геофизический, “Спектр”) был пристыкован 1 июня 1995 г.
Аппаратура модуля позволяет вести экологический мониторинг атмосферы, океана, земной поверхности, медико-биологические исследования и др. Для вынесения экспериментальных образцов на наружную поверхность запланирована установка копирующего манипулятора "Пеликан", работающего совместно со шлюзовой камерой. На поверхности модуля установлены 4 поворотные солнечные батареи.
Стыковочный модуль
6-й модуль (стыковочный) был пристыкован 15 ноября 1995 г. Этот сравнительно небольшой модуль создан специально для стыковки корабля "Атлантис", и доставлен на "Мир" американским "Спейс шаттлом".
Космическая
орбитальная станция
« Мир»
Слайд 28Модуль “Природа”
7-й модуль (научный, “Природа”) был выведен на орбиту 23 апреля
1996 г. и пристыкован 26 апреля 1996 г. В этом блоке сконцентрированы приборы высокоточного наблюдения за земной поверхностью в различных диапазонах спектра. В состав модуля включено также около тонны американского оборудования для изучения поведения человека в длительном космическом полете.
Космическая
орбитальная станция
« Мир»
Слайд 29 На станции "Мир" было установлено множество мировых рекордов.
Самые продолжительные полеты
совершили
Юрий Романенко (1987 — 326 суток), Владимир Титов и Муса Манаров (1988 — 366 суток),
Валерий Поляков (1995 — 437 суток). Самое большое суммарное время на станции у
Валерия Полякова (2 полета — 678 суток),
Сергея Авдеева (3 полета — ( 747 суток). Рекорды среди женщин — у Елены Кондаковой (1995 —-, 169 суток), Шеннон Люсид (1996—188 суток).
На "Мире" побывали 104 человека.
5 раз совершал полеты сюда Анатолий Соловьев,
4 раза — Александр Викторенко,
3 раза — Сергей Авдеев, Виктор Афанасьев, Александр Калери и астронавт США Чарлз Прекорт.
На "Мире" работали 62 иностранца из 11 стран и Европейского космического агентства. Больше других из США — 44 и из Франции — 5.
На "Мире" осуществлено 78 выходов в открытый космос. Больше других выходил за пределы станции Анатолий Соловьев — 16 раз. Общее время, проведенное им в открытом космосе, составило 78 часов!
Космическая
орбитальная станция
« Мир»
Слайд 30 На станции проведено множество научных экспериментов. "Разговоры о том, что в
последние годы на "Мире" не занимались наукой — обман, — говорит генеральный конструктор космической корпорации "Энергия" им. Королева Юрий Семенов. — Поставлены блестящие эксперименты. "Плазменный кристалл" под руководством академика Фортова тянет на Нобелевскую премию. А также "Пелена" — обеспечение второго контура жизнеобеспечения. "Рефлектор" — новое качество телекоммуникаций. Выведение модуля в точку либрации для предотвращения магнитных бурь. Новый принцип холодильной установки в невесомости..."
"Мир" — уникальная орбитальная станция. Многие из космонавтов просто влюбились в нее. Говорит летчик-космонавт Анатолий Соловьев: "Пять раз летал в космос — и все пять раз на "Мир". Прибыв на станцию, ловил себя на мысли, что мои руки сами совершают привычные действия. Это подсознательная память тела, "Мир" вжился в подкорку. Отговаривала ли меня жена от полетов? Никогда. Сейчас могу признаться, что повод для ревности был: "Мир" забыт Стану стариком, но станцию не забуду".
Космическая
орбитальная станция
« Мир»
Слайд 31Космическая
орбитальная станция
« МКС»
17 июня 1992 г. Россия и США
заключили соглашение о сотрудничестве в исследовании космоса. В соответствии с ним Российское космическое агентство и NASA разработали совместную программу "Мир-Shuttle", состоящую из трех взаимосвязанных проектов: полетов российских космонавтов на кораблях "Спейс Шаттл", экспедиций американских астронавтов на ОК "Мир" и совместного полета экипажей, включающего стыковку "шаттла" с комплексом "Мир".
Рассмотрение дальнейших направлений совместных космических исследований натолкнуло стороны на концепцию объединения национальных программ создания пилотируемых комплексов.
1 ноября 1993 г. в Москве руководителями РКА и NASA было подписано "Соглашение о порядке создания постоянной космической станции".
В ноябре 1994 г. в Москве состоялись первые консультации российского и американского космических агентств, тогда же были заключены контракты фирм-участниц проекта -"Boeing" и РКК "Энергия" им. С.П. Королева. РКА и NASA подготовили детальный план, определив общую конфигурацию станции, объемы и формы работ. Этот план, состоящий из трех этапов, стал долгосрочной программой пилотируемых полетов двух стран. Первый этап предусматривал совместные космические полеты на ОК "Мир", второй - начало создания принципиально новой орбитальной станции на основе российского и американского сегментов. В ходе третьего этапа строительство МКС должно быть полностью завершено
Слайд 32 29 января 1998 г. в Вашингтоне были подписаны межправительственные соглашения по
проекту МКС и меморандумы между NASA и космическими агентствами России, Европы и Канады о сотрудничестве в разработке элементов станции. В соответствии с соглашением российский и американский сегменты полностью используются РКА и NASA соответственно, а европейский и японский модули поделены между NASA (46,7%), ESA (51%) и NASDA (51%). На этапе сборки поровну поделили работы на борту станции между российскими и американскими космонавтами. При эксплуатации - российский экипаж из трех человек постоянно будет работать на своем сегменте, а время на американском сегменте для четырех астронавтов поделено: США - 76,6%, Япония -12,8%, ESA - 8,3% и Канада - 2,3%. Российская сторона получила доступ к использованию 33% ресурсов МКС.
20 ноября 1998 г. был запущен первый элемент МКС - российский модуль "Заря". Этим стартом начался второй этап сборки самого большого сооружения в космосе.
Вторая фаза состоит из 17 запусков некоторых элементов станции, а для завершения сборки всей МКС предстоит выполнить 43 запуска (без учета эксплуатационных полетов).
После окончания строительства это будет огромное сооружение массой 470 т, длиной 109 м и шириной 88,4 м. Общие затраты предположительно составят 40 млрд. долларов.
Космическая орбитальная станция МКС
Слайд 33
12.07.2000 г. - К станции пристыкован модуль "Звезда"
27.03.1999 г. -
Снабжение оборудованием станции
04.12.1998 г. - Шаттл вывел на орбиту модуль Unity (переход)
20.11.1998 г. - На орбиту выведен модуль "Заря"
Этапы развёртывания МКС
11.10.2000 г. - Пристыковка Z1-Truss, Антены.
08.09.2000 г. - Обслуживание станции
30.11.2000 г. - Установка первой связки солнечных батарей
07.02.2001 г. - Установка лабораторного модуля Destiny
Слайд 34Этапы развёртывания МКС
19.04.2001 г. - Установка модуля. Canadarm 2 - авторука
12.07.2001 г. - установка Joint Airlock для выхода в космос.
14.09.2001 г. - Установка Стыковочного отсека "Пирс"
08.04.2002 г. - Установка транспортера для руки
07.10.2002 г. - установка новой связки солнечных батарей
23.11.2001 г. - установка второй опоры солнечных батарей
26.07.2005 г. - Обслуживания после долгого перерыва
Случайное изображение по проведению работ
Слайд 35Космические проекты «Аполлон»
Основное назначение — доставка астронавтов на Луну; также были совершены
беспилотные полёты и управляемые околоземные полёты; модификации «Аполлона» использовались для доставки 3 экипажей на орбитальную станцию «Скайлэб» и для стыковки с советским космическим кораблём «Союз-19» по программе «Союз» — «Аполлон». Корабль состоит из основного блока (спускаемый на Землю отсек экипажа и двигательный отсек) и лунного модуля (посадочная и взлётная ступени), в котором астронавты совершают посадку и стартуют с Луны.
Максимальная стартовая масса около 47 т, объём жилых отсеков 12,7 м³, максимальное время пребывания на Луне 75 часов. С 1968 по 1975 год было запущено 15 космических кораблей с экипажами (всего 38 космонавтов), из них шесть «Аполлонов» успешно осуществили лунные экспедиции (с 1969 по 1972 год на «Аполлоне-11», -12, -14, -15, -16, -17). На Луну высаживались 12 астронавтов. На «Аполлоне-11» осуществлена первая посадка на Луну (Н. Армстронг, Э. Олдрин, 1969)
«Аполлон» — единственная, на данный момент, серия космических кораблей в истории, на которых люди покидали пределы низкой околоземной орбиты и преодолевали притяжение Земли, а также единственная, которая позволила совершить успешную посадку космонавтов на Луну и их возвращение на Землю
Слайд 36Космические проекты «Аполлон»
Командный отсек корабля «Аполлон»
Служебный отсек корабля «Аполлон»
Лунный модуль корабля
«Аполлон»
Кабина лунного модуля. Непосредственно под рабочим местом пилота- люк для выхода на поверхность Луны.
Слайд 37Космические проекты
Автоматические станции
Автоматическая межпланетная станция "Венера-1".
Первый космический аппарат, направленный
в сторону Венеры. Прошёл на расстоянии около 100 тыс. км от её поверхности и вышел на орбиту исскуственного спутника Солнца.
Разработана в ОКБ-1.
Запущена 12 февраля 1961г. ракетой-носителем "Молния".
Макет Ь 1:1.
Фото Марсохода на испытаниях.
Слайд 38Космические проекты
Автоматические станции
Автоматическая станция "Луна-3" - первая в мире
ориентируемая в космосе автоматическая станция.
Запущена 4 октября 1959 года.
Впервые облетела Луну и 7 октября 1959 года передала на Землю фототелевизионное изображение невидимой с Земли обратной стороны Луны.
Разработана в ОКБ-1.
Запущена ракетой-носителем "Восток".
Макет М 1:1.
Слайд 39Космические проекты
Автоматические станции
Спускаемый аппарат автоматической станции "Луна-9".
Длительность его активного
существования на поверхности Луны составила 75 ч. Полученные с места посадки панорамы поверхности позволили изучить микрорельеф лунного грунта, определить размеры и форму впадин и камней и обнаружить следы сложных геологических процессов.
Макет М 1:1.
Автоматическая станция "Луна-9".
В феврале 1966г. спускаемый аппарат станции впервые в мире осуществил мягкую посадку на Луну и передал на Землю первую панораму лунной поверхности.
Разработана в НПО им. С.А.Лавочкина
Запущена ракетой-носителем "Молния" с разгонным блоком Л.
Макет М 1:1.
Слайд 40Космические проекты
Автоматические станции
Луноход-1 — первый лунный самоходный аппарат.
Он
был доставлен на поверхность Луны 17 ноября 1970 года советской межпланетной станцией Луна-17 и проработал на её поверхности до 4 октября 1971 года. Предназначался для изучения особенностей лунной поверхности, радиоактивного и рентгеновского космического излучения на Луне, химического состава и свойств грунта.
Луноход-1 был создан в конструкторском бюро химкинского Машиностроительного завода имени С. А. Лавочкина под руководством Георгия Николаевича Бабакина. Самоходное шасси для Лунохода было создано во ВНИИТрансМаш под руководством Александра Леоновича Кемурджиана.
Эскизный проект лунохода был утвержден осенью 1966 года. К концу 1967 года была готова вся конструкторская документация.
Слайд 41Космическая программа «Буран – Энергия»
Старт комплекса «Энергия — Буран» 15 ноября 1988
года с космодрома Байконур
В 1976 году головным разработчиком корабля стало специально созданное НПО «Молния». Новое объединение возглавил Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.
Производство осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 года; к 1984 году был готов первый полномасштабный экземпляр. С завода корабли доставлялись водным транспортом (на барже под тентом) в город Жуковский, а оттуда (с аэродрома Жуковский) — воздушным транспортом, на специальном самолете-транспортировщике ВМ-Т, на аэродром «Юбилейный» космодрома Байконур.
Слайд 42Космическая программа «Буран – Энергия»
Геометрические и весовые характеристики.
Длина "Бурана" составляет
35,4 м,
высота 16,5 м (при выпущенном шасси), размах крыла около 24 м,
площадь крыла 250 квадратных метров,
ширина фюзеляжа 5,6 м, высота 6,2 м;
диаметр грузового отсека 4,6 м, его длина 18 м.
Стартовая масса орбитального корабля до 105 т,
масса груза, доставляемого на орбиту, до 30 т,
возвращаемого с орбиты - до 15 т.
Максимальный запас топлива до 14 т.
Слайд 43Космическая программа «Буран – Энергия»
Свой первый и единственный космический полёт «Буран»
совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении (вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованы). Данный факт — полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошёл в книгу рекордов Гиннеса.
Слайд 44Космическая программа
«Буран – Энергия»
Большие габаритные размеры "Бурана" затрудняют использование наземных
средств транспортировки, поэтому на космодром он (так же, как и блоки РН) доставляется по воздуху модифицированным для этих целей самолетом ВМ-Т Экспериментального машиностроительного завода им. В.М.Мясищева (при этом с "Бурана" снимается киль и масса доводится до 50 т) или многоцелевым транспортным самолетом Ан-225 в полностью собранном виде.
Слайд 45Космическая программа «Буран – Энергия»
Всего по программе "Энергия-Буран" было построено три
летных корабля (третий не достроен), заложены еще два (задел по которым после закрытия программы был уничтожен), и девять технологических макетов в различной комплектации для проведения различных испытаний
В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был уничтожен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».
Слайд 46Космос будущего
космический корабль «Русь»
Космические корабли нового поколения « Спираль» и
«Клипер», к сожалению так и не приступили к полетам, однако "РКК Энергия" продолжила разработку на его основе более перспективного корабля, способного применяться не только для полетов на Луну, но в перспективе и для миссии на Марс. Предварительное название космического корабля будущего – “Русь”. Согласно планам, новый космический корабль должен будет приступить к службе в 2016-2018 годах, после чего "Союз", верно отслуживший России более 40 лет, будет снят с полетов. Основной задачей российского космического корабля “Русь” станет облегчение орбитальных полетов как вокруг Земли, так и вокруг Луны. Новый корабль должен будет выполнять и ряд других задач будущей российской космонавтики.
корабль "Спираль"
корабль "Русь"