Слайд 1«Коррекция расстройств поведения у подростков с умственной отсталостью»
Выполнила: педагог- психолог Симонова
Юлия Олеговна
Город Искитим
2016 год
Слайд 2Цель исследования:
разработать эффективную программу коррекции поведения у подростков с легкой умственной
отсталостью
Слайд 3
Объект исследования: расстройства поведения у подростков с легкой умственной отсталостью.
Предмет
исследования: коррекция расстройств поведения у подростков с легкой умственной отсталостью.
Слайд 4
Гипотеза исследования:
коррекция поведения у подростков с легкой умственной отсталостью возможна
при условии специально организованных коррекционных занятий, основанных на игровой и поведенческой психотерапии.
Слайд 5Задачи:
На основе литературного обзора изучить особенности поведенческих расстройств у подростков с
легкой умственной отсталостью и возможные пути коррекции этих расстройств;
Исследовать особенности поведенческих реакций у подростков с легкой умственной отсталостью;
По результатам исследования разработать и реализовать программу коррекции расстройств поведения.
Провести качественный и количественный анализ результатов исследования после проведения коррекционной программы.
Слайд 6Методы исследования
теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
психодиагностический метод: фрустрационный тест
Розенцвейга;
методы математической статистики: Т-критерий Вилкоксона (для зависимых выборок) и критерий U – Манна-Уитни (для независимых выборок).
Слайд 7Подростковый возраст является своеобразной группой риска возникновения поведенческих расстройств. Особый интерес
к заявленной проблеме обусловлен широкой распространенностью отклоняющихся форм поведения среди подростков с легкой степенью умственной отсталости
Слайд 8
Рис.1. Соотношение показателей коэффициента групповой конформности (GCR) испытуемых в экспериментальной
и контрольной группах по методике Розенцвейга
p≥ 0,05
Слайд 9Рис.2. Соотношение показателей коэффициента групповой конформности (GCR) испытуемых в экспериментальной и
контрольной группах
(*p ≤ 0,01)
* низкий уровень значимости (р 0,01).
Слайд 10
Рис.3.Соотношение показателей коэффициента групповой конформности
(GCR) испытуемых в экспериментальной
группе до и после коррекции
(**р ≤ 0,01)
Слайд 11
Рис.4.Соотношение показателей коэффициента групповой конформности (GCR) испытуемых в контрольной группе
до и после коррекции
(р ≥ 0,05)
Слайд 12Выводы:
Таким образом, под расстройством поведения мы понимаем отклонение от нормы внешне
наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека. Изучением специфических особенностей поведения умственно отсталых детей занимались Л.С. Выготский, Л.В. Занков, С.Д. Забрамная, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, К. С. Лебединская и другие. При анализе их работ мы могли констатировать, что расстройства эмоциональной и личностной сферы находятся в тесной взаимосвязи от степени нарушения интеллекта.
Особенно велико значение эмоций в жизни умственно отсталых детей. Одним из факторов, искажающих процесс социальной адаптации таких детей, является недостаточная активизация эмоционального фактора. Среди типов нарушений поведения, наблюдаемых у подростков–олигофренов, наибольшее значение имеют именно психопатоподобные расстройства, препятствующие социальной адаптации, а нередко и способствующие формированию асоциальных форм поведения и правонарушениям.
Слайд 13В ходе нашего эксперимента мы выяснили, что наиболее эффективными средствами коррекции
расстройств поведения у подростков с легкой умственной отсталостью являются игровая и поведенческая психотерапия, которые позволяет снизить проявления негативных поведенческих реакций и повысить общий уровень адаптивности. Это подтверждается полученными результатами исследования, проведенного по методике фрустрационный тест Розенцвейга. Достоверность результатов была оценена методами математической статистики, с использованием Т-критерия Вилкоксона (для зависимых выборок) и критерий U – Манна-Уитни (для независимых выборок).
Цели и задачи, поставленные на момент эксперимента, были выполнены.
Данная работа является практически значимой, так как дает возможность использования результатов исследования в практической деятельности педагогов и психологов.