Слайд 1Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
КОГПО
АУ «Вятский торгово-промышленный техникум»
Подготовила: методист Юрганова М.С. г.Кирс, ноябрь 2018 год
Слайд 2Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании
в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
п5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Слайд 3Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
п4. Образование
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Слайд 4Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)
Термин ОВЗ введен в законодательство Федеральным Законом №120
в июне 2007 года вместо термина «дети с отклонениями в развитии». Гарантии прав детей с ОВЗ закреплены в Конституции РФ, действующем Законе «Об образовании» Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категории детей с ОВЗ определены Типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении» №288 от марта 1997 года.
Слайд 5Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки
в физическом и (или) психическом развитии.
Категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие,);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения(РАС);
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х
нарушений).
Слайд 6Готовность образовательного учреждения
Принятие ценностей инклюзивного образования
Поддержка со стороны администрации образовательного
учреждения
Наличие единой команды педагогов и специалистов системы сопровождения (консилиум образовательного учреждения)
Готовность к трудностям, переменам и рискам
Слайд 7Условия освоения программы учащимися
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
разнообразие видов деятельности и форм общения при определении целей обучения и воспитания;
путей их достижения;
обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных и иных особенностей;
обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала детей с ОВЗ ;
оценка динамики учебных и внеучебных достижений обучающихся;
«возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения».
Слайд 8При составлении программы коррекционной работы важно учесть факторы:
контингент обучающихся и педагогов,
материально-техническую базу учреждения,
возможные формы образования, направления коррекционной работы.
Слайд 9Требования к составлению программы коррекционной работы
ПКР не должна зависеть от выбранных
для использования комплектов учебников. Она должны зависеть от контингента учащихся, контингента педагогов, условий, имеющихся в образовательном учреждении;
ПКР не должна осуществляться посредством программного материала предметных курсов, дополнительных образовательных программ;
для реализации ПКР нужно работать не с каждым учащимся, а только с теми, кто нуждается в коррекционно-развивающей работе;
для определения содержания ПКР педагогическому коллективу важно знать не медицинский диагноз, а ограничения жизнедеятельности для создания условий для их компенсации;
невозможно осуществлять коррекционную работу без взаимодействия педагогов со специальными педагогами, так как учителя не имеют соответствующего образования и не обладают компетенциями в осуществлении такой работы;
поскольку все рекомендации имеют различную структуру, то необходимо выработать универсальный инструмент для составления рабочей ПКР.
Слайд 10Индивидуализация обучения
если ребенок хронически не успевает по одному или нескольким предметам,
а также для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих особенностей не могут осваивать материал в том темпе, форме, объеме, как это могут делать другие дети;
если ребенок не может самостоятельно справиться с учебными трудностями;
при значительных пропусках ребенком занятий или при обнаружившихся у него пробелах в знаниях, связанных с обучением;
обусловленных конфликтными отношениями с одноклассниками или учителями, осложняющими образовательный процесс;
неблагополучной обстановкой в семье.
Слайд 11Рекомендации работы с детьми с ОВЗ
В своих отношениях с ребенком поддерживать
позитивную установку.
Избегать повторения слов «нет» и «нельзя».
Говорить сдержанно, спокойно, мягко.
Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
Поощрять ребенка за все виды деятельности.
Поддерживать четкий распорядок дня.
Избегать шумных беспокойных приятелей.
Оберегать ребенка от утомления.
Слайд 12Основные направления в работе с детьми с ОВЗ:
Повышение учебной мотивации.
2.
Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей ученика:
смена видов деятельности;
реализация двигательной потребности ребенка
понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов ;
избегание категорических запретов.
Слайд 13Рекомендации учителю по работе с детьми с ОВЗ:
1.Обязательно оценивать хорошее поведение
и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2. Уменьшить рабочую нагрузку, по сравнению с другими детьми.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. В кабинете желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).
Слайд 145.Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятия, по возможности, рядом со взрослым
7. Использовать физический контакт в качестве поощрения и снятия напряжения.
8. Направлять лишнюю энергию в полезное русло.
9. Давать задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика.
10.Учить выражать свои эмоции.
11. Договариваться с ребенком заранее о тех или иных действиях.
Слайд 1512. Давать короткие и четкие инструкции (не более 10 слов).
13. Использовать
гибкую систему поощрений и наказания.
14. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
15. Предоставлять ребенку возможность выбора, когда это необходимо.
Слайд 16 Методы и приемы обучения:
словесные (рассказ, беседа);
наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
практические
занятия;
репродуктивные методы, самостоятельная работа и работа под руководством педагога;
Методы стимулирования и мотивации деятельности:
- психологический настрой, побуждения к обучению.
Слайд 17Виды чтения
Просмотровое чтение является наиболее поверхностным видом, дающее наиболее общее представление о
содержании и смысле текста. Конечным результатом является решение, следует ли читать текст или нет.
Ознакомительное чтение является более подробным, по сравнению с просмотровым. Для данного вида характерно извлечение основной, но не дополнительной информации из читаемого текста. В результате учащиеся определяют, достаточно ли информации содержится в тексте или его необходимо перечитывать или анализировать.
Изучающее чтение — наиболее подробный вид чтения. Целью этого вида является не просто тщательное изучение, но еще и проникновение в смысл текста, детальный анализ текста. Конечный результат направлен на понимание всех уровней текста, а также на восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой).
Слайд 18
Значение работы с иллюстрациями
Значение:
доставляет радость ребёнку;
активизирует его мысли, чувства;
расширяет кругозор;
способствует
усвоению родного языка;
помогает углубить восприятие.
Иллюстрация влияет на:
увеличение общего числа воспроизводимых детьми отрывков при пересказе;
улучшение понимания смысла;
возрастание связности речи;
выразительное, эмоциональное изложение текста
Слайд 19Приемы работы с иллюстрациями:
Узнавание персонажей вещей ( Что изображено?)
Соотнесение изображения с
тексом (Найди в тексте момент, который изображен на рисунке)
Оценка ребенком, выразительность изображения ( Нравится ли тебе рисунок? Почему?)
Сравнение изображений
Слайд 20Подготовка преподавателей, мастеров производственного обучения, специалистов
Наличие у педагогов и специалистов удостоверений
Курсов повышения квалификации по инклюзивному образованию не менее 72 часов
Организация тренингов, мастер-классов для сотрудников
Взаимопосещение занятий, уроков и их анализ
Балинтовские группы учителей (эффективный метод повышения профессиональных коммуникативных навыков, снижения профессионального стресса и «эмоционального выгорания»).
Слайд 21Специальные профессиональные компетентности педагога
компетентность в оценке особенностей освоения учебной программы учащимися
(временных и качественных характеристик), для своевременного выявления детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы и имеющих особые образовательные потребности;
компетентность во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, необходимую как для включения в комплексную психолого-педагогическую коррекционно-развивающую работу учащихся, нуждающихся в индивидуальном подходе в обучении, так и для ее реализации;
компетентность в создании условий, необходимых для максимальной реализации образовательного потенциала детей, имеющих особые образовательные потребности и оценки динамики результатов образовательной и собственно педагогической деятельности;
компетентность в создании условий, охраняющих физическое и психическое здоровье детей и способствующее социализации и личностному росту как детей с ОВЗ, так и их здоровых сверстников.
Слайд 22Спасибо за внимание
Подготовила: методист Юрганова М.С. г.Кирс, ноябрь 2018 год