Слайд 1Коррекционная программа занятий для детей с РДА
составила:
Педагог-психолог Мещерякова К.А.
Проект по
клинической психологии
Слайд 2Актуальность проблемы
В настоящее время увеличивается число выявленных случаев аутизма как в
нашей стране, так и за рубежом. Как правило, дети и взрослые, страдающие аутизмом, имеют проблемы в развитии общения, социальных взаимодействиях и воображения.
Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах.
Слайд 3Основными признаками РДА при клинических вариантах
недостаточное или полное отсутствие потребности
в контактах с окружающими;
отгороженность от внешнего мира;
слабость эмоционального реагирования по отношению к близким;
недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители;
приверженность к сохранению неизменности окружающего;
неофобии (боязнь всего нового);
однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
разнообразные речевые нарушения при РДА;
у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения.
Слайд 4Цель работы
Помочь освоить ранее недоступные ребёнку способы коммуникации с другими людьми,
стать более адаптированным в быту, овладеть отдельными учебными приемами.
Цели программы:
преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
развитие познавательных навыков;
смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Слайд 5Задачи программы
ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
обучение его простым навыкам контакта;
обучение
ребенка более сложным формам поведения;
развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
развитие внимания;
развитие памяти, мышления.
Слайд 6Особенности программы
Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического
дизонтогенеза ребенка с РДА;
На начальных этапах проведения коррекции должны преобладать индивидуальные формы работы, в дальнейшем ребенка включают в состав небольших групп, численностью по 2—3 человека;
желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители аутичного ребенка, которые смогли бы продолжить обучение ребенка в домашних условиях.
Слайд 7Основные этапы психологической коррекции
Слайд 8Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми
Первоначально в контактах с
ребенком не должно быть не только давления, нажима, но даже просто прямого обращения;
Первые контакты организуются на адекватном для ребенка уровне
в рамках тех активностей, которыми он занимается сам;
Необходимо по возможности включать элементы контакта в привычные моменты аутостимуляции ребенка приятными впечатлениями;
постепенно разнообразить привычные удовольствия
ребенка, усилить их аффективным заражением собственной радости;
Слайд 9Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми
Работа в аффективном
контакте может
быть очень длительной, но ее нельзя форсировать;
Только после закрепления у ребенка потребности в контакте можно начинать пробовать усложнять формы контактов;
Усложнение форм контактов должно идти постепенно, с опорой на
сложившийся стереотип взаимодействия;
Усложнение форм контакта идет по пути осторожного введения новых деталей
структуру существующих форм.
Слайд 10Методические приёмы коррекционной работы
Поскольку для большинства аутичных детей характерны страхи, и
систему коррекционной работы, как правило, входит и специальная работа по преодолению страхов. Для этой цели используют игровую терапию, в частности в варианте «десенсибилизации», т.е. постепенного «привыкания» к пугающему объекту.
Слайд 11Работа с родителями аутичного ребёнка
Можно посоветовать родителям относиться к ребенку с
предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами.
Родители должны понять, насколько трудно их сыну или дочери жить в этом мире, и они должны научиться терпеливо наблюдать за происходящим, замечая и комментируя вслух каждое действие, каждое слово и каждый жест ребенка.
Семейное чтение, которое используют многие родители, тоже может оказаться очень эффективным при взаимодействии с аутичными детьми.
Метод совместного рисования, во время которого они также активно описывают словами все, что рисуют, терпеливо объясняют ребенку последовательность рисования, называют каждую деталь.
Многократное повторение, проговаривание, проигрывание определенных, важных для ребенка ситуаций способствует созданию у него новых стереотипов, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Слайд 12Коррекционные игры и упражнения
«ФИЗКУЛЬТУРНИКИ» (Черепанова Г. Д.)
«РАЗГОВОР С РУКАМИ» (Шевцова И.
В.)
«РАЗГОВОР С ТЕЛОМ» (модификация игры Шевцовой И. В. «Разговор с руками»)
ИГРЫ С ЧУДЕСНЫМ МЕШОЧКОМ (Черепанова Г. Д.)
«ГОВОРЯЩИЕ РИСУНКИ» (Черепанова Г. Д.)
Слайд 13«ФИЗКУЛЬТУРНИКИ» (Черепанова Г. Д.)
Цель: Развитие координации движений, обучение ребенка навыкая работы с пооперационными картами.
Содержание: Взрослый
объясняет ребенку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны будут выполнять различные упражнения, например, поднимать руки вверх и опускать их вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши над головой и т. д. для того чтобы не забыть, какое упражнение и как надо выполнять, перед началом игры необходимо заготовить схемы (пооперационные карты).
Слайд 14«РАЗГОВОР С РУКАМИ» (Шевцова И. В.)
Цель: Научить детей контролировать свои действия.
Содержание: Если
ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.
После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.
Слайд 15«РАЗГОВОР С ТЕЛОМ»
(модификация игры Шевцовой И. В. «Разговор с руками»)
Цель: Учить ребенка
владеть своим, телом.
Содержание: Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.?
Слайд 16ИГРЫ С ЧУДЕСНЫМ МЕШОЧКОМ
(Черепанова Г. Д.)
Цель: Разбитие кинестетических ощущений, восприятия цвета,
формы, умения сотрудничать со взрослым.
Содержание: На левую руку ребенку надевают «волшебный мешочек», в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона (из пластика, из дерева) геометрические фигурки. На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге его |контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравнивается с нарисованной, раскрашивается тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во время работы произносил вслух название фигуры, цвета и те действия, которые он производит.
Слайд 17«ГОВОРЯЩИЕ РИСУНКИ» (Черепанова Г. Д.)
Цель: Развитие наблюдательности, коммуникативных склонностей, умения работать с
пооперационными картами и составлять их.
Содержание: Ребенок получает пиктограмму и выполняет действия в соответствии с указанием на рисунке. Затем он рассказывает взрослому о том, как он догадался, что нужно сделать именно это. После небольшого диалога ребенок и взрослый могут поменяться ролями. Теперь уже взрослый выполняет изображенное схематично ребенком задание, а затем отвечает на его вопросы.
Слайд 18Эффективность программы
Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для
эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
Слайд 19Литература
Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников//Семья в психологической консультации/
Под редакцией А.А. Бодалева, В.В. Столина.-М., 1989.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
Каган В.Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.-Спб., 2003.
Хилтунен Е.А.- Дети Монтессори- М.: Астрель: АСТ, 2008.