Презентация, доклад на тему Коррекционная программа занятий для детей РДА

Содержание

Актуальность проблемыВ настоящее время увеличи­вается число выявленных случаев аутизма как в нашей стране, так и за рубежом. Как прави­ло, дети и взрослые, страдающие аутизмом, имеют проблемы в развитии общения, соци­альных взаимодействиях и воображения.Ранний детский аутизм – сложное

Слайд 1Коррекционная программа занятий для детей с РДА

составила:
Педагог-психолог Мещерякова К.А.
Проект по

клинической психологии
Коррекционная программа занятий для детей с РДА составила:Педагог-психолог Мещерякова К.А.Проект по клинической психологии

Слайд 2Актуальность проблемы
В настоящее время увеличи­вается число выявленных случаев аутизма как в

нашей стране, так и за рубежом. Как прави­ло, дети и взрослые, страдающие аутизмом, имеют проблемы в развитии общения, соци­альных взаимодействиях и воображения.

Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. 
Актуальность проблемыВ настоящее время увеличи­вается число выявленных случаев аутизма как в нашей стране, так и за рубежом.

Слайд 3Основными признаками РДА при клинических вариантах
недостаточное или полное отсутствие потребности

в контактах с окружающими;
отгороженность от внешнего мира;
слабость эмоционального реагирования по отношению к близким;
недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители;
приверженность к сохранению неизменности окружающего;
неофобии (боязнь всего нового);
однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
разнообразные речевые нарушения при РДА;
у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения.
Основными признаками РДА при клинических вариантах  недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;отгороженность от

Слайд 4Цель работы
Помочь осво­ить ранее недоступные ребёнку способы коммуникации с другими людьми,

стать более адаптированным в быту, овладеть отдельными учебными приемами.
Цели программы:
преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; 
развитие познавательных навыков;
смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Цель работыПомочь осво­ить ранее недоступные ребёнку способы коммуникации с другими людьми, стать более адаптированным в быту, овладеть

Слайд 5Задачи программы
ориентация аутичного ребенка во внешнем мире; 
обучение его простым навыкам контакта; 
обучение

ребенка более сложным формам поведения;
развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
развитие внимания;
развитие памяти, мышления.
Задачи программыориентация аутичного ребенка во внешнем мире; обучение его простым навыкам контакта; обучение ребенка более сложным формам поведения;развитие самосознания

Слайд 6Особенности программы
Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического

дизонтогенеза ребенка с РДА;
На начальных этапах проведения коррекции должны преобладать индивидуальные формы работы, в дальней­шем ребенка включают в состав небольших групп, чис­ленностью по 2—3 человека;
желательно, что­бы на занятиях присутствовали родители аутичного ребенка, которые смогли бы продолжить обучение ребенка в домашних условиях.
Особенности программыКоррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА;На начальных этапах

Слайд 7Основные этапы психологической коррекции

Основные этапы психологической коррекции

Слайд 8Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми
Первоначально в контактах с

ребенком не должно быть не только давления, нажима, но даже просто прямого обращения;
Первые контакты организуются на адекватном для ребенка уровне в рамках тех активностей, которыми он занимается сам;
Необходимо по возможности включать элементы контакта в привычные моменты аутостимуляции ребенка приятными впечатлениями;
постепенно разнообразить привычные удовольствия ребенка, усилить их аффективным заражением собственной радости;
Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьмиПервоначально в контактах с ребенком не должно быть не только

Слайд 9Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьми
Работа в аффективном контакте может

быть очень длительной, но ее нельзя форсировать;
Только после закрепления у ребенка потребности в контакте можно начинать пробовать усложнять формы контактов;
Усложнение форм контактов должно идти постепенно, с опорой на сложившийся стереотип взаимодействия;
Усложнение форм контакта идет по пути осторожного введения новых деталей структуру существующих форм.

Основные подходы к проведению коррекционной работы с аутичными детьмиРабота в аффективном контакте может быть очень длительной, но ее

Слайд 10Методические приёмы коррекционной работы
Поскольку для большинства аутичных детей характерны страхи, и

систему коррекционной работы, как правило, входит и специальная работа по преодолению страхов. Для этой цели используют игровую терапию, в частности в варианте «десенсибилизации», т.е. постепенного «привыкания» к пугающему объекту.

Методические приёмы коррекционной работыПоскольку для большинства аутичных детей характерны страхи, и систему коррекционной работы, как правило, входит

Слайд 11Работа с родителями аутичного ребёнка
Можно посо­ветовать родителям относиться к ребенку с

предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами.
Родители должны понять, насколько трудно их сыну или дочери жить в этом мире, и они должны научиться терпеливо наблюдать за происходящим, замечая и комментируя вслух каждое действие, каждое слово и каждый жест ребенка.
Семейное чтение, которое используют многие родители, тоже может оказаться очень эффективным при взаимодействии с аутичными детьми.
Метод совместного рисования, во время которого они также активно описывают словами все, что рисуют, терпеливо объясняют ребенку последовательность рисования, называют каждую деталь.
Многократное повторение, проговаривание, проигрывание оп­ределенных, важных для ребенка ситуаций спо­собствует созданию у него новых стереотипов, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Работа с родителями аутичного ребёнкаМожно посо­ветовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями

Слайд 12Коррекционные игры и упражнения
«ФИЗКУЛЬТУРНИКИ» (Черепанова Г. Д.)
«РАЗГОВОР С РУКАМИ» (Шевцова И.

В.)
«РАЗГОВОР С ТЕЛОМ» (модификация игры Шевцовой И. В. «Разговор с руками»)
ИГРЫ С ЧУДЕСНЫМ МЕШОЧКОМ (Черепанова Г. Д.)
«ГОВОРЯЩИЕ РИСУНКИ» (Черепанова Г. Д.)


Коррекционные игры и упражнения«ФИЗКУЛЬТУРНИКИ» (Черепанова Г. Д.)«РАЗГОВОР С РУКАМИ» (Шевцова И. В.)«РАЗГОВОР С ТЕЛОМ» (модификация игры Шевцовой

Слайд 13«ФИЗКУЛЬТУРНИКИ» (Черепанова Г. Д.)
Цель: Развитие координации движений, обучение ребенка навыкая работы с пооперационными картами.
Содержание: Взрослый

объясняет ребенку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны будут выполнять различные упражнения, например, поднимать руки вверх и опускать их вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши над головой и т. д. для того чтобы не забыть, какое упражне­ние и как надо выполнять, перед началом игры необходимо заготовить схемы (пооперационные карты).
«ФИЗКУЛЬТУРНИКИ» (Черепанова Г. Д.) Цель: Развитие координации движений, обучение ребенка навыкая работы с пооперационными картами.Содержание: Взрослый объясняет ребенку, что сейчас они

Слайд 14«РАЗГОВОР С РУКАМИ» (Шевцова И. В.)
Цель: Научить детей контролировать свои действия.

Содержание: Если

ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему ожи­вить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.

После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разго­вору, проговорите диалог сами. При этом важ­но подчеркнуть, что руки хорошие, они мно­гое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.

«РАЗГОВОР С РУКАМИ» (Шевцова И. В.) Цель: Научить детей контролировать свои действия.Содержание: Если ребенок подрался, что-то сломал или

Слайд 15«РАЗГОВОР С ТЕЛОМ» (модификация игры Шевцовой И. В. «Разговор с руками»)
Цель: Учить ребенка

владеть своим, телом.
Содержание: Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вмес­те с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в опреде­ленных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.?
«РАЗГОВОР С ТЕЛОМ» (модификация игры Шевцовой И. В. «Разговор с руками») Цель: Учить ребенка владеть своим, телом.Содержание: Ребенок ложится

Слайд 16ИГРЫ С ЧУДЕСНЫМ МЕШОЧКОМ (Черепанова Г. Д.)
Цель: Разбитие кинестетических ощущений, восприятия цвета,

формы, умения сотрудничать со взрослым.
Содержание: На левую руку ребенку надевают «волшебный мешочек», в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона (из пла­стика, из дерева) геометрические фигурки. На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометри­ческую фигуру, а правой рисует на бумаге его |контуры. Затем из мешочка вынимается выбран­ная фигурка, она сравнивается с нарисованной, раскрашивается тем же цветом, что и ориги­нал. Желательно, чтобы ребенок во время ра­боты произносил вслух название фигуры, цвета и те действия, которые он производит.


ИГРЫ С ЧУДЕСНЫМ МЕШОЧКОМ  (Черепанова Г. Д.) Цель: Разбитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым.Содержание: На

Слайд 17«ГОВОРЯЩИЕ РИСУНКИ» (Черепанова Г. Д.)
Цель: Развитие наблюдательности, коммуникативных склонностей, умения работать с

по­операционными картами и составлять их.

Содержание: Ребенок получает пиктограмму и выполняет действия в соответствии с указанием на рисунке. Затем он рассказывает взрослому о том, как он догадался, что нужно сделать именно это. После небольшого диалога ребенок и взрослый могут поменяться ролями. Теперь уже взрослый выполняет изображенное схематично ребенком задание, а затем отвечает на его вопросы.

«ГОВОРЯЩИЕ РИСУНКИ» (Черепанова Г. Д.) Цель: Развитие наблюдательности, коммуникативных склонностей, умения работать с по­операционными картами и составлять их.

Слайд 18Эффективность программы
Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для

эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Эффективность программыРеализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря

Слайд 19Литература
Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников//Семья в психологической консультации/

Под редакцией А.А. Бодалева, В.В. Столина.-М., 1989.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
Каган В.Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.-Спб., 2003.
Хилтунен Е.А.- Дети Монтессори- М.: Астрель: АСТ, 2008.


ЛитератураВарга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников//Семья в психологической консультации/ Под редакцией А.А. Бодалева, В.В. Столина.-М.,

Слайд 20Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть