Слайд 1Консультация для родителей детей с ОВЗ,имеющие речевые нарушения
Слайд 2Письмо - это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс
Если у ребенка имеются нарушения
хотя бы в одной из этих функций:
- слуховая дифференциация звуков,
- правильное их произношение,
- звуковой анализ и синтез,
-лексико-грамматическая сторона речи,
-зрительном анализе и синтезе,
- пространственные представления,
то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия
Слайд 3Артикуляторно-акустическая
форма дисграфии
Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков
речи.
Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает своё дефектное произношение на письме.
Слайд 4Замена звуков
Р-Л
Рак – лак
ковёр – ковёл
С-Ш
стол – штол
Ж-З
жук – зук
Разные варианты
щенок – ченок кожа - коза
бублик – пуплик (публик, буплик)
Слайд 5Какой первый звук в слове лук?
Какой звук слышится в слове после л?
Слайд 6Выбери картинки, в названии которых четыре звука, но при этом картинки
не называй.
Слайд 7«ж» - «ш»
*Прочитать с правильно вставленным слогом (жи/ши):
И про на-их двух
чи-ей,
Двух е-ей и двух у-ей,
Знают в на-ем новом доме,
Все двенадцать эта-ей.
(С. Михалков)
Слайд 8
Коррекция звукопроизношения, развитие фонетического слуха и фонематического восприятия
Профилактика
Слайд 92. Акустическая форма дисграфии
Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания
близких звуков речи
(Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),
свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.),
аффрикаты и компоненты (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме:
«писмо», «лубит», «больит» и т.д
Слайд 123. Дисграфия на почве нарушения
языкового анализа и синтеза
Причина ее возникновения-затруднения при
делении предложений на слова,
слов на слоги, звуки.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:
Слайд 13-пропуски букв,слогов
-замена гласных(сесен-сосен,люгкий-легкий),согласных(тва-два),
-перестановка букв и слогов (онко-окно),
-недописывание букв и слогов
(чере-через),
-наращивание слов с лишними буквами (детиити-дети).
-неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла Речка птицам голодно
Слайд 14Коррекционная работа:
1. Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.
2.
Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.
3.Составление графических схем предложений, отыскивать в схеме определённое слово, читать предложения по схеме. Например:
Птицы улетают на юг.
Слайд 164. Аграмматическая дисграфия
Причина недоразвитие грамматического строя речи.
Это выражается в неправильном
написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой
Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»).
Слайд 17Упражнение «Назови какой ?
Какая? Какие?»
Слайд 19Оптическая дисграфия
Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций и зрительного анализа и
синтеза.
Слайд 20Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- не дописывание элементов букв (связано
с недоучетом их количества):
«Л» вместо «М»; «Х» вместо «Ж» и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
Слайд 22
Упражнение «Зачеркните все буквы А»
О Л И Р А Г Н
Е П М Ч Л О Т Д Л С М
О Щ Ш Г Н Е Е Х В О В И Ч Т С И Р А
Н О В Т Р А О Т Ч Л С Д Ь Р У Н Г Е К
Слайд 23
Выкладывание букв из разного материала
Слайд 24
.
Упражнение «Корректурная правка»,
Упражнение «Пропущенные буквы»
Слайд 26Несколько советов родителям
1.Если ребенку задали на дом прочитать текст или много
писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.
Слайд 27В раннем возрасте еще возможно повлиять на формирование навыка письма с помощью подходящего пишущего
инструмента
Слайд 28
Выбор канцелярских принадлежностей для дисграфиков:
место «хватки» пишущего предмета (ручки или карандаша)
покрыто ребрышками или пупырышками.
корпус должен быть трехгранным
Есть трехгранные карандаши и фломастеры
Проблемы:
- излишне сжимают,
-неправильно ставят пальцы, изгибают их, выкручивают кисть