Слайд 1ВОЛОГДА 2016
РОЛЬ ТЬЮТОРА И АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА) В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ РЕБЁНКА С
ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Слайд 2ТЬЮТОР, АССИСТЕНТ (ПОМОЩНИК)
Слайд 10ТЬЮТОР- КТО ЭТО?
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor –
наблюдаю, забочусь) - новая специальность в образовании
Слайд 11ЭТО ПОНЯТИЕ ПРИШЛО В РОССИЮ ИЗ ВЕЛИКОБРИТАНИИ,
где тьюторство - исторически сложившаяся
особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ обучающихся и сопровождает процесс индивидуального образования
в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования
Слайд 12ЦЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ:
Это построение и реализация персональной образовательной стратегии с
учетом личного потенциала ученика с ОВЗ
Слайд 13ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЬЮТОРА:
Тьютор на первых этапах обучения выступает в роли проводника ребёнка
в образовательное пространство школы.
Деятельность тьютора предполагает высокий уровень толерантности (безусловное принятие ребёнка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки.
Слайд 14ЗАДАЧИ ТЬЮТОРА:
1. Тьютор – персональный сопровождающий ученика с особенностями развития.
По оценкам
специалистов по внедрению инклюзии в российские школы, на сегодняшний день наиболее реалистичной является картина, когда учитель инклюзивного класса не является специалистом в области нарушения развития детей, а тьютор, наоборот, имеет соответствующее специальное образование. В таком случае тьютор берет на себя функцию специалиста, который тонко и четко выстраивает учебный процесс для подопечного, помогая учителю приспособиться к нуждам ученика с особенностями развития, не снижая при этом качества образования всего класса.
Например, тьютор может заранее договориться с учителем о том, когда наиболее уместно вызвать ученика с особенностями развития к доске. Во время урока дети по очереди выходят решать примеры, и тьютор «встречается глазами» с учителем в тот момент, когда его подопечный готов идти к доске. Учитель при этом задает более легкое задание. Таким образом, ребенок получает опыт успешного ответа перед классом.
От тьютора может потребоваться помощь в адаптации учебной программы к возможностям ученика с особенностями развития.
В этом случае он следит за тем, что излагает учитель и подает материал в том объеме и на том уровне, который понятен подопечному. Ребенок при этом находится в классе, слушает и учителя, и ответы учеников, но выполняет столько заданий, сколько ему по силам. Например, тьютор может говорить ученику, сколько слов записать с доски, направлять его при переходе от одного задания к другому, подсказывать, в какой момент лучше поднять руку и на какой вопрос учителя отвечать.
Таким образом, тьютор как бы берет под контроль обучение своего подопечного, постепенно расширяя его знания и адаптируя ребенка к обучению в классе.
Слайд 15ЗАДАЧИ ТЬЮТОРА
2. Тьютор – помощник учителя.
В этом случае учебная нагрузка формируется
учителем,
а тьютор выступает в качестве его помощника в организационных моментах, собирая у всех учеников тетради, поддерживая дисциплину класса во время выполнения заданий учителя. Учитель же в это время уделяет внимание подопечному тьютора.
Если учитель стремится занимать максимально лидерскую позицию в учебной деятельности ученика с особенностями развития, а тьютор при этом не имеет специального образования (дефектология, специальная или клиническая психология и т.п.), то в такой паре самое оптимальное – стать для учителя помощником в реализации его идей относительно обучения ребенка с особенностями развития.
Слайд 16ЗАДАЧИ ТЬЮТОРА
3. Тьютор – второй учитель в классе.
Такой подход распространен в
американских школах.
В силу того, что признание ребенка не способным учиться самостоятельно считается нарушением его прав, в классе, где занимается ребенок с особенностями развития, работают два учителя, которые попеременно помогают учиться всем детям, но ребенку с особенностями развития – в большей степени.
Важно понимать, что помощь тьютора должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.
Взаимодействие тьютора и ребенка – это поступательное движение от «симбиоза» с тьютором к максимальной самостоятельности ребенка в школьной жизни.
Слайд 17ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ:
∙ Сбор информации о ребенке;
∙ Анализ полученной информации;
∙ Совместная с другими
специалистами выработка рекомендаций;
∙ Составление ИОПа (индивидуального плана работы с ребенком)
∙ Решение поставленных задач;
∙ Дальнейший анализ ситуации развития ребенка, выработка дальнейшей стратегии.
Слайд 18ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ИЛИ ЭТАП УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА
Предварительный этап включает в себя получение запроса
на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий (ПМПК).
На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.
Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта.
На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.
Слайд 19АДАПТАЦИОННЫЙ ЭТАП
На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ученика
по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОО, постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации.
Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ:
∙ помещений школы;
∙ режима дня;
∙ учебных программ;
∙ методических пособий.
Сроки адаптации детей в школе очень индивидуальны. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у детей с аутизмом могут составлять 1-1,5 года. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые до школы посещали дошкольные образовательные
На этом этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребенком с ОВЗ, и потенциальные возможности решения, определение позитивных и негативных факторов влияния на ситуацию.
Здесь важно не забывать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.
Слайд 20ПОМОЩЬ И ОЦЕНКА ПЕРВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Освоившись в новой среде, ребенок с ОВЗ
переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов.
Более детально деятельность тьютора освещена в книге Карпенковой И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы, - М., ЦППРиК «Тверской», 2010, где рассказано о методическом обеспечении профессии тьютора, приведены примеры индивидуальных планов работы с ребенком, адаптации учебного материала, ведения дневника наблюдений, приемы работы с некоторыми видами особенностей.
На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о процессе обучения и социализации ребенка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов
Слайд 21САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА С ОВЗ
Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный
выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой.
Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.
Слайд 22МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОВЗ, ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РФ ОТ
11 МАРТА 2016 Г. № ВК-452/07
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ТЬЮТОРА (педагога сопровождения детей с особыми образовательными потребностями) « » 20 г. №
I. Общие положения
Тьютор относится к категории специалистов.
На должность тьютора назначается лицо, имеющее педагогическое образование, квалификационную категорию и специальную курсовую подготовку в МИОО или МГППУ.
Освобождение от должности производится приказом руководителя образовательного учреждения.
Тьютор подчиняется руководителю образовательного учреждения и курирующему работу тьюторов заместителю руководителя образовательного учреждения в полном объеме, членам администрации в соответствии с их полномочиями.
В своей деятельности тьютор руководствуется:
нормативными документами по вопросам выполняемой работы;
методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
уставом образовательного учреждения;
приказами и распоряжениями руководителя образовательного учреждения;
правилами трудового распорядка;
положением об инклюзивном классе;
настоящей должностной инструкцией.
Слайд 23.
Тьютор должен знать:
Конституцию Российской Федерации (РФ);
законы РФ, постановления и решения Правительства
РФ и региональных органов управления образованием по вопросам образования и воспитания обучающихся;
педагогику, педагогическую психологию, принципы дидактики, достижения современной психолого- педагогической науки и практики;
основы физиологии и гигиены, экологии, экономики, права, социологии;
законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;
Конвенцию о правах ребенка;
принципы дидактики;
основы педагогики и возрастной психологии;
общие и частные технологии преподавания;
методики владения и принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности;
систему организации образовательного процесса в ОО.
Слайд 24.
II. Должностные обязанности
Соблюдает права и свободы обучающихся, определенные Конвенцией ООН о
правах ребенка, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», уставом школы, другими локальными актами, регламентирующими деятельность учащегося в образовательном процессе.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся наравне с классным руководителем в период нахождения ребенка в образовательном учреждении.
Соблюдает санитарно-гигиенические требования на уроке и во внеурочное время.
Обеспечивает учебную дисциплину и контролирует режим посещения подопечными учебных занятий в соответствии с расписанием.
Активно взаимодействует со школьным психологом, логопедом, дефектологом, медицинскими работниками, учителями-предметниками, классным руководителем и другими специалистами.
Осуществляет организационную и методическую помощь учителю в обучении детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивном классе.
Согласовывает образовательную деятельность учащихся с учителями.
Для выполнения образовательных задач использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями и согласованные с учителями и родителями детей.
Слайд 25ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Помогает адаптировать учебные программы под соответствующие образовательные возможности
учащихся с особыми образовательными потребностями.
Осуществляет индивидуальное обучение учащихся с особыми образовательными потребностями в соответствии с учебной программой класса в случаях, когда обучение учеников в классе временно невозможно.
Осуществляет связь с родителями (законными представителями), оказывает им консультативную помощь, информирует (через учителя или лично) о ходе и перспективах освоения предметных знаний учащимися.
Аккуратно, систематически работает со школьной документацией в соответствии с требованиями образовательного стандарта, на основе положения о классах инклюзивного обучения.
При необходимости ведет коррекционно-развивающую работу, принимает участие в педагогических консилиумах, педсоветах.
Участвует в работе м/о по повышению методического мастерства, в разработке методической темы, проведении семинаров и др.
Систематически повышает свою квалификацию путем самообразования и курсовой подготовки не реже одного раза в 5 лет.
Соблюдает правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты
Слайд 26.
III. Права
Тьютор имеет право:
Участвовать в управлении школой через общественные органы управления
в порядке, определяемом уставом учреждения.
Защищать свою профессиональную честь и достоинство.
Выбирать формы, методы, приемы обучения и воспитания (в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией развития класса инклюзивного обучения).
Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса, режима работы школы, улучшению сотрудничества с родителями.
Присутствовать на родительских собраниях, на занятиях других учителей.
Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.
Иметь установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки, который не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев сокращения количества часов по учебным планам и программам, а также количества классов.
Пользоваться оплачиваемым удлиненным отпуском продолжительностью календарных дней.
Иметь персональную разовую надбавку из накопительных средств социальной поддержки работников образования системы ЦОУО ДО.
Требовать от руководства образовательного учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
Слайд 27.
IV. Ответственность
Тьютор несет ответственность:
За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей,
предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Несет персональную ответственность за качество преподавания, реализацию в полном объеме требований государственного образовательного стандарта.
Несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебно-воспитательного процесса согласно инструкции по технике безопасности.
Несет персональную ответственность за качественное и своевременное ведение необходимой документации.
Слайд 28НАГРУЗКА ТЬЮТОРА:
Включение в штатное расписание ОО ставки тьютора при наличии в
школе 6 детей с ОВЗ, либо расширение, изменение должностных обязанностей педагога, дефектолога, социального педагога, психолога (оплата через внесение нагрузки тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов по тарификации в рамках новой системы оплаты труда; через стимулирующие доплаты )
НО! Тьютор может рекомендоваться ПМПК конкретному ребёнку (н-р: с РАС, либо с тяжёлыми и множественными нарушениями) в этом случае тьютор находится с ребёнком всё своё рабочее время
Слайд 29ДОКУМЕНТАЦИЯ ТЬЮТОРА
∙ Рекомендации специалистов для работы с ребенком с ОВЗ.
∙ Дневник наблюдений за
ребенком.
Дневник – форма отчетности, которая позволяет фиксировать наблюдения, отслеживать динамику развития ребенка.
Виды дневников:
1. Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения подопечного с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни подопечного. Помимо особенностей поведения ребенка тьютор фиксирует и свои действия, и действия учителя; эмоциональные реакции на ту или иную ситуацию.
Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.
Слайд 30ВИДЫ ДНЕВНИКОВ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
2. Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей
психолого-педагогической инстанцией. Такая форма отчетности должна вестись в соответствии с требованиями этой инстанции. Логика документа такого рода предполагает наличие даты записей, цели (она может быть общей, в начале дневника), задач, используемых методов и отметки типа «удалось – не удалось».
Слайд 31ВИДЫ ДНЕВНИКОВ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
3. Дневник как способ информирования родителей о жизни, учебе
и успехах их ребенка.
Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально полно представить себе картину жизни их ребенка в школе и понять, как проходит процесс обучения. Нередко чтение записей тьютора бывает очень полезным для родителей, так как позволяет им прийти к осознанию того, что их ребенок успешен в деятельности и может вести активную жизнь без их участия.
Слайд 32.
Тьютор может вести любые другие записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка;
выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным учеником; составить индивидуальный план работы. Например, заполнять в начале и в конце полугодия, или учебного года таблицу сформированности основных навыков, предложенную И.В.Карпенковой:
Слайд 33ТАБЛИЦА СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВНЫХ НАВЫКОВ (ПО И.В. КАРПЕНКОВОЙ)
Слайд 39
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
- ВКЛЮЧЕНИЕ РЕБЕНКА В СРЕДУ СВЕРСТНИКОВ, В ЖИЗНЬ КЛАССА, ШКОЛЫ,
ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.
Описывая роль тьютора в социальной жизни ребенка с ОВЗ, И.В.Карпенкова
предлагает 2 таблицы:
(Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие /Под ред. М.Л. Семенович. - М.: Теревинф, 2010)
Слайд 40ТАБЛИЦА 1: «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ТЬЮТОРА В ОРГАНИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ГАРМОНИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДОПЕЧНОГО С СОЦИУМОМ ШКОЛЫ».
Слайд 44ТАБЛИЦА 2: КАРТИНА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ В ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
И РОЛЬ ТЬЮТОРА В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ.
Слайд 48ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ, ВКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Основные направления работы
с родителями:
- Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;
- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
- Оказание родителям эмоциональной поддержки;
- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;
- Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;
- Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Слайд 49ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и
требует комплексного подхода, что предусматривает участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и др. От успешного вовлечения родителей в процесс выигрывают и дети, и родители.
Слайд 50ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОТСЛЕЖИВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА С ОВЗ.
Вся
деятельность по сопровождению особого ребенка не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой находится ребенок с особенностями развития».
Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.
Слайд 51ЛИТЕРАТУРА
Карпенковой И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития.
Из опыта работы, - М., ЦППРиК «Тверской», 2010,
рассказано о методическом обеспечении профессии тьютора, приведены примеры индивидуальных планов работы с ребенком, адаптации учебного материала, ведения дневника наблюдений, приемы работы с некоторыми видами особенностей.
Слайд 52АССИСТЕНТ (ПОМОЩНИК)
В штатное расписание ОО может быть введена единица помощника воспитателя
или младшего воспитателя, исполняющих функции ассистента в расчете на 2 детей с ОВЗ, нуждающихся в персональном сопровождении
Слайд 53КТО ИЗ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ МОЖЕТ РАССЧИТЫВАТЬ НА УСЛУГИ СОПРОВОЖДАЮЩЕГО? (ПРИМЕР ТОМСКОЙ ОБЛ.)
Услуги ассистента
(помощника) могут получить дети со сложными ограничениями здоровья в возрасте от 7(6,5) до 18 лет, с наличием статуса «ребёнок-инвалид» и имеющие 2 и 3 степень ограничения основных категорий жизнедеятельности, подтверждённую заключением МСЭ, Индивидуальной программой реабилитации (ИПР), Заключением ПМПК, и которые обучаются в учреждениях начального, основного или среднего общего образования
Слайд 54ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГИ СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОО МОЖЕТ БЫТЬ ТАКОВЫМ.
1. Решение об
оказании услуг сопровождения принимает ОО, в котором учится ребёнок, потому что именно школа заключает договор и оплачивает услуги ассистента (помощника).
2. Родители подают заявление в ОО о предоставлении услуг ассистента, предъявив подлинники Справки МСЭ, ИПР, Заключения ЦПМПК, к заявлению же прикладываются только копии выше названных документов.
3. ОО проверяет соответствие поданных документов с выдвинутыми условиями, но не оценивает необходимость услуги. Это уже установлено медико-социальной экспертизой (МСЭ), ИПР, Заключением ЦПМПК.
Слайд 55.
4. Руководитель ОО заключает договор с родителями; договор о возмездном оказании услуг,
с лицом, оказывающим услуги ассистента в ОО, в которой будут указаны обязанности ассистента, определен график присутствия и содержание процесса сопровождения, форма отчетности.
5. Предоставление услуг по сопровождению детей-инвалидов в ОО определяется локальным актом, которым и определяется круг обязанностей ассистента по сопровождению ребёнка с ОВЗ.
6. Организация сопровождения во время учебного процесса детей-инвалидов оплачивается за счет целевого финансирования.
Слайд 56.
7. Содержание, объём, сроки, количество предоставляемых услуг технического сопровождения определяется прежде
всего ИПР, заключением ЦПМПК, индивидуальной образовательной программой и индивидуальным образовательным маршрутом обучающегося
Слайд 57 КТО МОЖЕТ БЫТЬ АССИСТЕНТОМ?
Ассистентом может стать человек без специального образования,
являющийся сотрудником школы, но имеющий опыт в общении с инвалидами; педагог, работавший с детьми - инвалидами; медицинский работник или родственник, родитель и др.
Достаточно часто в качестве ассистентов используются родители детей-инвалидов, но нельзя забывать о риске, что сопровождающий родитель может проявлять гиперопеку или, наоборот, недостаточно помогать учителю или даже мешать ему.
Слайд 58ЦЕЛЬ АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА) ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Успешное включении обучающегося с особыми
образовательными потребностями в среду общеобразовательного учреждения.
Слайд 59ЗАДАЧИ АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА)
1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная (физическая)
помощь и организация доступа в школу (если это оговорено договором), в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребёнка;
2. Работа в пределах своих компетенций с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания толерантной комфортной образовательной среды.
3. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллектив
Слайд 60ЗАДАЧИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
4. Важно не забывать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить
направляющий характер и побуждать ребёнка к самостоятельности.
5. Воспитательные задачи, так как своим примером ассистент показывает взрослым и детям, каким должно быть отношение к ребёнку, человеку с проблемами физического, интеллектуального здоровья, какую помощь можно оказывать и как это эффективно организовать и исполнит
6. Соблюдение правил и норм охраны труда6. Соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты, санитарно-гигиенические требований к организации и осуществлению образовательного процесса.
7. Несёт ответственность за жизнь и здоровье детей с особыми образовательными потребностями во время образовательного процесса, согласно инструкциям ОУ по охране труда
Слайд 61.
8. Соблюдение и обеспечение учебной дисциплины, режима посещения подопечными учебных занятий в
соответствии учебного графика и расписания.
9.Осуществление организационной помощи учителю в обучении детей с особыми образовательными нуждами в инклюзивном режиме образовательного процесса.
Содержание должностных обязанностей, детали должностных инструкций должны обсуждаться только в трехстороннем порядке: администрация ОО, родители обучающегося с ОВЗ и ассистент (помощника).
Слайд 62.
Содержание и условия организации сопровождения,
например, ребёнка с НОДА или детей
с нарушениями зрения, слуха и др. будут существенно отличаться. Поэтому очень важно при организации образовательного процесса для детей с ОВЗ учитывать следующее:
·знать существующую нормативно-правую базу;
изучать психолого - физиологические особенности развития детей с ОВЗ;
знать содержание и требования к созданию специальных условий, коррекционно-развивающей среды, относительно каждой группы детей по ограничению здоровья;
учитывать специфику организации обучения (методы, приемы, технологии, основы специальной педагогики и т. п.); особенности организации урока;
понимать специфику организации воспитательного процесса, внеурочной деятельности; особенности профориентационной работы с детьми-инвалидами;
обеспечить профессиональное психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образовательного процесса
изменить содержание работы с родителями с опорой не только на просветительское содержание, но на сотрудничество, взаимное партнёрство.
Слайд 63ОБЯЗАННОСТИ АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА)
сопровождение ребёнка с ОВЗ с целью оказания технической и
физической поддержки, помощи в перемещении внутри школьного здания, класса, в образовательном пространстве в целом;
в формировании чувства уверенности, эмоционального, психологического комфорта;
приватной помощи по уходу (например, помогать с личной гигиеной, питанием, помогать одеться и раздеться, поправить одежду);
поговорить с педагогомпоговорить с педагогом, вести учебные записи и готовить другие учебные материалы, приводить в порядок учебные принадлежности и рабочее место, общаться со сверстниками и другими людьми в ОУ (например, на переменах или в группе продлённого дня, на внеклассных занятиях и т. д.), участвовать во внеурочной деятельности и др.
Слайд 64ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АССИСТЕНТА - ТРИ ЭТАПА:
1. Важно учитывать этап вхождения в должность,
т. к. называемый предварительный этап, который включает в себя
изучения личного дела ребёнка, знакомство с результатами диагностики, проведённой специалистами, с медицинской картой, утвержденным образовательным маршрутом;
встречи со специалистами и представителями школьного ПМПконсилиума для получения рекомендаций;
знакомство с родителями, изучение особенностей характера, поведения, интересов, сильных и слабых сторон личности своего будущего подопечного. На этом этапе определяется персональный маршрут сопровождения с учетом возможных трудностей, которые могут возникать: где встретить – у дверей школы или после того, как ребёнок переоденется и попрощается с родителями и т. д., предусматриваются возможные физические трудности, например, узкий проём дверей; заранее выбирается место в классе, где будет сидеть ребёнок, готовится рабочее место в соответствии с потребностями и особенностями ребёнка (маркировка, высота, дополнительное оборудование и т. п.), выбирается место, где будет находиться сам сопровождающий во время урока, если в этом есть необходимость.
Слайд 65ВТОРОЙ ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ:
·здесь главным становится установление межличностного контакта;
·с
самим ребёнком необходимо познакомиться заранее, лучше в привычной для него обстановке и только после этого встречаться в школе,
·где предварительно познакомить его с помещениями, классной комнатой, его рабочим местом, библиотекой, актовым залом, столовой и другими местами общего пользования и др.
·Сроки адаптации детей - инвалидов в школе в каждом отдельном случае индивидуальны.
Слайд 663. ЭТАП СОПРОВОЖДЕНИЯ:
·это повседневная, последовательная работа по сопровождению вхождения обучающегося ребёнка -
инвалида в образовательный процесс, общественную, социальную жизнь ОО
·постепенное включение в различные учебные ситуации;
особое внимание уделяется организации рабочего пространства;
включению в образовательную деятельность и внеурочные события;
постоянное наблюдение и общение, информирование родителей о процессе обучения и социализации.
Важны помощь ребёнку при включении его в среду сверстников, в жизнь класса, школы, отслеживание и регулирование эмоционально-волевой сферы (реагирование, контакты, контекст общения детей, соответствующее подключение для разрешения конфликтных ситуаций, демонстрация поддержки, поощрения, воодушевления, тактичного порицания);
·физическое сопровождение, если подопечному нужно отдохнуть – вывести его из класса, прервав пребывание на уроке;
·при необходимости помочь сходить в туалет, вымыть руки, оказать помощь в перемещениях при организации рабочего места, при установке необходимой специальной аппаратуры и т. п.
Слайд 67.
Примерное содержание трех этапов организации сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья
в образовательных учреждениях во время учебного процесса может служить основой для должностных инструкций ассистента (помощника) с учётом личностно-ориентированного характера его деятельности.