Слайд 1Создание
адаптивной среды для детей с ОВЗ различных нозологических групп в
условиях общеобразовательной школы
Слайд 2Адаптивная образовательная среда – социально – педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся
внешней среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с ее индивидуальным особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на собственные социокультурные изменения (П.И. Третьяков).
Слайд 3Адаптивная образовательная среда, обеспечивающая полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей с
ограниченными возможностями здоровья:
• устранение архитектурных барьеров и ресурсное обеспечение.
• разработка индивидуальных образовательных программ и планов: изменение задания или теста, которое меняет стандартную процедуру его проведения, или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний учащегося с ограниченными возможностями здоровья, изменение способов подачи информации; предоставление учащимся с ограниченными возможностями здоровья особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности, изменение сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов, изменения в организации урока.
• изменение методических приемов: применение модифицированных методик предъявления учебных заданий, предполагающих акцентирование внимания на их содержании, четкое разъяснение (часто повторяющееся, с выделением этапов выполнения); предъявление инструкций как в устной, так и в письменной форме; изменение дистанций по отношению к учащимся во время объяснения задания, демонстрации результата.
• поддержка администрацией школы мотивации педагогов к работе в инклюзивном образовательном пространстве: в т.ч. финансовое стимулирование, в результате чего педагоги школы были заинтересованы в привлечении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 4Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя :
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 5
Школа посредством создания содержательных, организационных и методических условий призвана помочь каждому
ученику быть:
• субъектом собственной жизнедеятельности;
• субъектом предметной деятельности;
• субъектом деятельности общения;
• субъектом деятельности самосознания.
Слайд 6Школа реализует свою цель через:
- расширение образовательного пространства для всестороннего развития
учащихся с учётом их возможностей, познавательных интересов и склонностей;
- индивидуализацию образовательного процесса через создание индивидуальных образовательных траекторий;
- освоение инновационных технологий;
- информатизацию учебно-воспитательного процесса;
- усовершенствование предпрофильной подготовки;
-сохранение и улучшение здоровья учащихся в течение всего процесса обучения в школе.
Слайд 7Специальные методики обучения, как правило, разъясняют на профессиональных курсах повышения квалификации
для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
В целом схема обучения выглядит ориентировочно следующим образом:
поэтапное объяснение нового материала;
- дозированное выполнение заданий;
- повторение учеником инструкции к выполнению задания;
- обеспечение аудио-, визуальными средствами обучения;
- система специального оценивания уровня учебных достижений.
Специальное оценивание включает в себя в первую очередь индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами ребёнка и затраченными им усилиями.
Слайд 8Основная классификация делит обучающихся с ОВЗ на следующие группы:
с расстройством
поведения и общения;
с нарушениями слуха;
с нарушениями зрения;
с речевыми дисфункциями;
с изменениями опорно-двигательного аппарата;
с отсталостью умственного развития;
с задержкой психического развития;
комплексные нарушения.
Слайд 10На развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять четыре фактора.
Вид (тип)
нарушения.
Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта.
Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;
Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно-реабилитационной работы с ним.
Слайд 13На основе Стандарта возможно применение четырех типов программ обучения. Определение нужного
варианта для учащихся происходит на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Для успешной реализации выбранной программы учитываются специальные условия, необходимые ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Предусматривается переход от одного варианта к другому по мере развития дитя. Такое действие возможно при соблюдении следующих условий: заявление родителей, желание ребенка, видимая положительная динамика в обучении, результаты ПМПК, а также создание необходимых условий образовательной организацией.
Слайд 14Дети с ограниченными возможностями, которые учатся по первому варианту, имеют право
на прохождение разных видов аттестации в иных формах. Специальные условия создаются в применении к конкретной категории здоровья учащегося. Основная образовательная Программа включает обязательную коррекционную работу, которая исправляет недостатки в развитии ребенка.
Слайд 15Ученики с ОВЗ, в школе проходящие обучение по второму варианту, имеют
право на более пролонгированные сроки. К основной программе присоединяется несколько учебных планов с учетом потребностей ученика с ограничениями в здоровье. Данный вариант может быть осуществлен как в виде совместного обучения со сверстниками, так и в отдельных группах или классах. Важную роль в учении играют информационные технологии и специальное оборудование, которое расширяет возможности школьника. Второй вариант предусматривает проведение обязательных работ, направленных на углубление и расширение социального опыта учеников с ОВЗ.
Слайд 16Ученики с ОВЗ, обучающиеся по третьему варианту, получают образование, несопоставимое с
тем, которое получают школьники без нарушений здоровья. Обязательным условием для реализации учебного плана является создание адаптированной индивидуальной среды. Учащиеся с ОВЗ совместно с экспертной комиссией выбирают формы аттестации и сроки обучения. В этом случае возможно осуществление учебной деятельности как совместно со сверстниками, так и в отдельных группах и специальных организациях.
Слайд 17В четвертом случае ученик с множественными нарушениями здоровья проходит обучение по
адаптированной программе, с учетом индивидуального плана. Обязательным условием является формирование среды, в которой в большой степени происходит реализация жизненной компетенции в социуме. Четвертый вариант предусматривает обучение на дому, где акцент делается на расширении в доступных пределах социальных контактов и жизненного опыта. Для освоения программы возможно использование сетевой формы взаимодействия с использованием разных образовательных ресурсов. Ученикам, которые успешно прошли обучение по данному варианту, выдается свидетельство установленного образца.
Слайд 19
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой
нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования
Тем не менее, выделяются особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с инвалидностью и ОВЗ.
Для таких обучающихся необходимо:
начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;
ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для ребенка, развивающегося без особенностей ;
обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательной организации.